О Рихарде Вагнере написаны тысячи книг на всех европейских языках. Даже на русском написаны несколько десятков - притом в России о главном оперном романтике писалось меньше, чем на Западе, особенно в его англосаксонской части. Газетные и журнальные публикации, посвящённые отдельным вопросам и отдельным постановкам вагнеровских опер, вряд ли вообще можно собрать хотя бы в рамках одного региона с претензией на столичность. Такой цели и не ставилось. Разделяя авторов географически и по времени, в "пассивном сборе" на сайте можно выделить один тематический подраздел, в "активном" - ещё три. Под "пассивным сбором" подразумеваются книги и статьи авторов советского периода. Именно они составляли большую часть архива, доставшегося нам с bayreut.ru. Читать многие из этих текстов можно без ущерба для "чувства ума", просто мысленно вычёркивая фразы, содержащие словосочетания "роль пролетариата", "победа класса", "буржуазное общество", "индивидуалистические вожделения" и другие подобного рода. Важно понимать, что сами по себе эти словосочетания отнюдь не бессмысленны и могут употребляться в нормальном значении. Но не советскими авторами, для которых впечатывание этих штампов было обязательным, как и непременные абзацы, прославлявшие официальную идеологию. Влияние самой идеологии в сочинениях различно. В некоторых оно минимально и почти не выходит за рамки банального охранительного позитивчика; читать другие требует силы воли - по аналогии с "кур в ощип" в них попадает "вагнер в фанфар". Из авторов 20-х годов пропагандистские лозунги вылетают легко, от чистого сердца даже там, где вставлены невпопад. Ильенков в шестидесятые старается обходиться уже без откровенных коммунистических трещоток. В его предназначенном для узкого круга сочинении есть даже небезынтересные рассуждения и обобщения. Однако в целом советские толстотомные вагнерианцы весьма однообразны и предсказуемы, как и проводимые ими "единственно верные" пропагандистские установки. Это относится и к Лосеву, по жизни являвшему пример скорее внутренней эмиграции, чем учёного функционерства - две его большие работы о Вагнере написаны с большим перерывом по времени, долго не издавались, и даже не сразу понятно почему. А виной тому сама личность писавшего - пожизненное "тайное монашество" и 3 года Белбалтлага по делу "Истинно православной церкви" снимают все вопросы как по поводу официального замалчивания, так и по поводу, собственно, личности. Вызывающей безусловное уважение, но и безусловную же необходимость критического отношения ко всему этой личностью написанному - в особенности, о Вагнере, чью жизнь можно монашеству основательно противопоставить. Теперь в этой истории удивляет только, насколько же советская дидактика совпадала с ходом религиозно ограниченной мысли автора. Сиюминутные журналистские тексты о Вагнере поживее. Но, как и почти любую журналистику, их полезнее читать не столько как размышления о Вагнере, сколько как свидетельства эпохи самих авторов. Послереволюционная и послевоенная реабилитация Вагнера в целях текущей пропаганды отличались довольно сильно, и по актуальному журналистскому стилю это ещё более очевидно. Впрочем, тоталитарный базис оставался незыблемым независимо от длины и даты публикации. Помимо единообразной идеологии, сложившийся в 30-е годы, советский канон ЖЗЛ чуждался изображения всякого сильного - в особенности, сексуального - чувства. Словом, куда ни кинь, всюду упирался советский автор в какой-нибудь не располагающий ни к правде, ни к творчеству клин. Почитать эти труды в любом случае любопытно, но ориентироваться только на эти статьи при любых целях не стоит. Также архив bayreut.ru содержал несколько русских дореволюционных текстов. Эта тема была дополнена и расширена. Материалы из неё интересны в первую очередь тем, что Вагнер в них так или иначе увязывается со значимыми течениями и деятелями русского музыкального искусства. Среди статей имеются заслуживающие внимания сочинения театральных и музыкальных профессионалов. Хотя особой философской, психологической или художественной проработкой эти тексты в мировом вагнерианском рейтинге тоже похвастаться не могут, для выходцев из русской культуры их чтение весьма осмысленно. Тема, безусловно, будет продолжена, как и публикация "вагнерианских хроник" зарубежных авторов. В этом подразделе на сайте уже присутствуют самые красивые (Ницше, Манн, Галль), но ещё не все даже самые известные, и тем более не все самые интересные - так что здесь у нашего собрания, можно сказать, самые ясные перспективы. Менее ясны перспективы с материалами современных российских авторов. Проблема в данном случае не только в их несистематизированности, но и в наследственной с советских времён вторичности большей части этих текстов. Это не какая-то специфически наша неприятность, она везде одинакова - просто у нас процент повторяльщиков затёртых штампов немного больше, чем в той же Европе, а участие в каких-либо электронных БД немного меньше. Тем не менее, и в этой теме мы рассчитываем продвигаться дальше - не в последнюю очередь, с помощью наших любимых активных пользователей. Важно! Тексты, посвящённые конкретным операм, лучше искать по категориям или в разделах самих опер. В приведённом ниже списке представлены в основном общебиографические и общеаналитические материалы. Статьи расположены приблизительно в хронологическом порядке. |
|||||
Последние комментарии
4 дня 34 минуты назад
4 дня 1 час назад
6 недель 23 часа назад
6 недель 5 дней назад
6 недель 6 дней назад
7 недель 1 день назад
7 недель 5 дней назад
7 недель 5 дней назад
8 недель 6 дней назад
7 недель 6 дней назад