Библиографический указатель из книги Р.Грубера "Рихард Вагнер"., ОГИЗ, 1934.

Библиография взята из книги Грубера "Рихард Вагнер". Мы публикуем ее, во-первых, потому, что она дает неплохое представление о дореволюционной библиографии о Вагнере, и во-вторых, комментарии характеризуют отношение советской власти к Вагнеру до Сталина.

Задача настоящего, намеренно краткого, указателя, точнее, “Путеводителя по вагнеровской литературе”—ориентировать широкого читателя, равно как и лиц, желающих приступить к более специальному изучению Вагнера, в необозримое материале “Вагнерианы”, выделив ряд основных работ и снабдив некоторые из них сжатой аннотацией.
В конце наименования редких изданий- помещено указание книгохранилищ Москвы и Ленинграда, имеющих в своем составе данные, издания, чтобы облегчить читателю их нахождение.

Вот перечень принятых сокращений:
Гос. Публичная библиотека—ГПБ (Ленинград). Библиотека Академии наук—БАН. Библиотека Инст. Маркса—Энгельса—Ленина—ИМЭЛ. Библиотека Лен. гос. унив.—ЛГУ.
Библиотека Моск. гос. унив.—МГУ.
Библиотека Лен. консерватории—ЛГК.
Библиотека Моск. консерватории—МГК.
Библиотека Гос. Акад. искусствознания—ГАИС.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ РАБОТЫ, ПИСЬМА, МЕМУАРЫ САМОГО ВАГНЕРА.

А. На русском языке.

Перевод на русский язык сочинений самого Вагнера носил до сих пор совершенно случайный характер. Неудивительно поэтому, что нельзя говорить не только о полном собрании литературных, работ Вагнера, в русских переводах, но и о наличии в русском переводе хотя бы основных его теоретических статей и материалов глубоко принципиального значения.
В некоторой, правда, далеко не достаточной, степени этот пробел будет восполнен находящимся в настоящий момент в печати собранием новых переводных статей и материалов Вагнера (см. № 12 по указателю)
Ниже даны переводы вагнеровских литературных работ, расположенных в порядке их написания:
1. “Паломничество к Бетховену” (1840 г.). Новелла, перевод, предисловие и примечания Е. Браудо, изд. “Начатки знаний”, ПБ, 1922.
2. “Вибелунги” (1848 г.). Всемирная история на основании сказания, пер. С. Шенрока, пояснит. ст. Эмилия Метнера и Макса Ценкера, изд. “Муса-гет”, М., 1913.
3. “Революция” (1849 г.), пер. В. Попова, в сборн. Гос. театра оперы и балета: "3олото Рейна”, Лгр., 1933.
4. “Искусство и Революция” (1849 г.). Существует несколько переводов: Эллена, изд. “Горизонт”, СПБ, 1906; И. Ю-са, изд. С. Грозмана, СПБ, 1908;
И. М. Каценеленбогена с пред. А. В. Луначарского, изд. Наркомпроса ПБ, 1918.
Все они далеко не безупречны в смысле точности и полноты (опущен ряд мест, зачеркнутых Вагнером при переиздании этой своей работы.) Сверенный с первым изданием (1849 г.) перевод с восстановленными купюрами печатается в собрании литературных работ Вагнера в изд. Музгиза (см. ниже № 13).
5.“Художественное произведение будущего (1849 г.), пер. А. Коптяева, “Рус. муз. газета” за 1897—98 гг.).
6. “Опера и драма” (1851 г.), пер. с 2 немецк. издания А. Шепелевско-го и А. Винтера, с пред. А. Шепелевского, изд. Юргенсона, М., 1906.
7. “Обращение к друзьям” (1851 г.), пер. Славянской, изд. “Грядущий день”, СПБ 1911.
8. “Об увертюре”, пер. В. Э. Шольца, “Русск. муз. газета” за 1898 г.
9. О дирижировании” (1869), пер. А. Коптяева, “Русск. муз. газета” за 1899 г. (отд. изд. 1900 г.).
10. “Бетховен” (1870 г.), пер. и пред. В. Коломийцева, изд. С. и Н. Кусевицких, М., 1911.
11. “Пapcифаль”. Эскиз драмы-мистерии” пер. и пред. В. Коломийцева, изд. А. Зилоти, СПБ, 1911.
12. Статьи и материалы, под. ред., со вступ. статьей и коммент. Р. Грубера, изд. Музгиза (в печати).
13. Из многочисленных комментариев самого Вагнера к своим произведениям упомянем переводы: объяснит, замечаний об увертюре к “Моряку-скитальцу” (“Русск. муз. газета” за 1894 г.), о вступлении к “Лоэнгрину” (там же), а также разбор Героической симфонии Бетховена (“Русск. муз. газ.” за 1899 г.).
Автобиографические материалы, письма, дневники:
14. “Автобиографический набросок” (“Русск. муз. газ. за 1896 г.).
15. “Моя жизнь”. Два изд.: “Сфинкс” и “Грядущий день”, СПБ. 1911—12 г.
16. Письма (к Листу, Рекелю, Матильде Везедонк и др.), дневники, с примеч. Евг. Браудо, изд. “Грядущий день”, СПБ—I911.

Б. На немецком языке.

Говорить об академическом полном собрании сочинений Вагнера до тех пор, пока доступ в фамильный архив в Байрейте не будет полностью открыт и все имеющиеся там вагнеровские материалы не будут опубликованы, не приходится.
Из известных нам, имеющихся в СССР, относительно полных, собраний сочинений Вагнера назовем:
1. Richard Wagner. Sammtliche Schriften und Briefe, hrs. von Julius Kapp (1914). Hesse u. Beeker, Leipzig (личное собрание Б. С. Пшибышевского).
2. Richard Wagner. Sammtliche Schriften. Volksausgabe Breitkopf u. Har-tel, Lpz. (включая мемуары “Моя жизнь”—библ. ГАИС и ЛГК).
3. Первое издание собрания сочинений Вагнера, выходившее при его жизни (1871—1873), Verlag Frietzsch (библ. МГК).
4. Не представляют редкости дальнейшие издания этого собрания, далеко не полные.
Полного издания писем Вагнера в наших книгохранилищах нет. Лишь в библиотеке ИМЭЛ есть два первых тома (по 1849 г.) начатого издания полного собрания писем:
1. Richard Wagner, Gesammelte Briefe, hrsg. von Julius Kapp und Emerich Kastner, Bd. I—II. Verl. Hesse u. Becker, Lpz. 1914.
Из отдельных собраний, писем Вагнера назовем:
2. Brief wechsel zwischen Wagner und Liszt (библ. МГК).
3. Briefe an Uhlig, Fischer und Heine (библ. ИМЭЛ).
4. Briefe Rocket (библ. ИМЭЛ).
5. Briefe Theodor Apel (библ. МГК).
6. Briefe Mathilde Wesendonk (библ. МГК).
7. Briefe Otto Wesendonk (библ. МГК).
8. Briefe Minna Wagner (библ. ИМЭЛ, ГАИС).
9. Familienbriefe (библ. ИМЭЛ).
Из имеющихся в СССР известных мне первоизданий принципиально значительных литературных работ Вагнера укажу на:
1. “Kunst und Revolution > Verl. Otto Wigand, Lpz., 1849 (библ. ИМЭЛ, ГПБ, ЛГУ).
2. “Das Kunstwerk der Zukunft”, Verl. Otto Wigand, Lpz., 1850 (библ. ИМЭЛ).
3. “Eine Mitteilung an meine Freunde”, 1851 (личное собрание Р. И. Грубера).
4. “Zukunftsmusik”, 1861 (личное собрание Р. И. Грубера).

II. ИЗ РАБОТ О ВАГНЕРЕ

А. На русском языке.

1. Капп, Ю., Рихард Вагнер, Российск. муз. изд. М., 1913.
Работа эта, принадлежащая одному из больших знатоков Вагнера, является лучшей из биографических работ о Вагнере на русском языке в отношении группировки материала, наглядности изложения, сжатого объема и удобства пользования.
2. Ф е р м а н, В. Э., Рихард Вагнер, изд. Муз. сектора ГИЗА, М., 1929
Сжатый, серьезно задуманный опыт социологического освещения жизненного и творческого пути Вагнера.
3. Из других биографических очерков упомянем брошюру Е. Браудо (П. 1922 г.) и его же статью в БСЭ.
4. Лиштанберже, Рихард Вагнер, как поэт и мыслитель, пер. со втор. французск. изд. С. Соловьева, изд. “Творческая мысль”, М., 1905.
Несмотря на идеалистическую установку автора и на расплывчатость изложения, может быть использована критически для знакомства с содержанием теоретических работ Вагнера.
5. Ромэн Роллан, Музыканты наших дней, пер. Ю. Л. Римской-Корса-ковой, под ред. А. Н. Римского-Корсакова, изд. “Мысль”, Лгр. 1923.
Одна из статей сборника посвящена Вагнеровскому “Зигфриду” и “Тристану”.
6. Не потеряли значения и статьи о Вагнере Серова:
А. Н.Серов. Собрание статей, СПБ. 1894, особенно “Лоэнгрин”, “Нибелунгов перстень”, “Рихард Вагнер и его реформа в области оперы” (в III томе).
В связи с юбилеем (50-летие со дня смерти) в периодической печати и отдельно появился ряд статей и работ, из которых укажем следующие:
7. Луначарский, А. В., Путь Рихарда Вагнера (“Известия за 13 февраля 1933 г.).
8. Луначарский, А. В., Рихард Вагнер (“Советская музыка”, № 3 за 1932 г.).
9. Грубер, Р. И., Скованный гений (в “Советск. искусстве” за 8 февраля 1933 г.)
10. Грубер, Р. И. “На Дрезденских барикадах” (там же).
11.Грубер, Р. И. “Рихард Вагнер к проблема его творческого метода” (“Советская музыка” № 2 за 1933 г.).
12. Иоффе, И. И., Рихард Вагнер (ст. в брошюре “Кольцо Нибелунгов”), изд. “Гос. Эрмитажа”, Л., 1933.
13. “Золото Рейна”, сборник статей Бухштейна, Богоявленского, Глебова, Дранишникова, Рабиновича, Радлова—к премьере, изд Гос. театра оперы и балета, Ленинград, 1933 г.
Кроме работ общего характера имеются во множестве работы, посвященные отдельным произведениям Вагнера, как то: переводы “лейтмотивных” путеводителей Шопа, очерки В.Г.Вальтера, Виктора Коломийцева, Свириденко, Финдейзена и др. о “Кольце”, “Мейстерзингерах”, “Тристане”, “Парсифале” и т. д.
Из работ этого типа выделим:
Каратыгин, В. Г., “Парсифаль”. СПБ., 1914 г.

Б. На немецком языке.

1. Биографические работы:

а) Общие:

G1asеnарр, С.F., Das Leben Richard Wagners in 6 Bd. Verl. Breitkopf u Hartel, Lpz., 1905-11 (есть ряд. след. изд).
Самая значительная в отношении объема, тщательности и обилия подбора фактического материала биография Вагнера, чрезвычайно перегруженная, однако, несущественными подчас деталями, лишенная каких-либо целостных обобщений.
2. Chambеrain, H. S., Das Leben Richard Wagner'(ряд изд. на нем., фр. и др. языках).
Сугубо реакционная по своей идейной направленности работа одного из “столпов” расовой теории. Снабжена (в последующих изданиях) богатым иконографическим материалом.
3. Istel, Das Kimstwerk Richard Wagners. Серия “Aus Natur und Geistzswelt”, № 330, Verl. Teubner, Lpz. u. Berl. 1918 (библ. ИМЭЛ).
Одна из лучших сжатых монографий о Вагнере, дающая конспективный, но содержательный, стоящий на уровне современных данных, обзор жизненного пути и творчества Вагнера.
4. Walzel, Oskar, Richard Wagner, Munchen, 1913 (библ. ИМЭЛ).
Представляет интерес, как попытка известного германского литературоведа-формалиста дать очерк и оценку творчества Вагнера и наметить соответствие его с основными литературными направлениями периода деятельности Вагнера.

б) По отдельным этапам:

1. Kietz, Richard Wagner in den Jahren 1842—49 und 1873—75, Dresd. 1907 (библ. ИМЭЛ, лгу).
Представляет ценность для характеристики двух "полярных") этапов жизни Вагнера, связанных в первом случае с революцией 1848—1849 г., во втором—с периодом после Франко-прусской войны.
2. Mulleг, О. H., Richard Wagner in der Mai-Revolution, 1849, Verl. Oskar Laube, Dresd., 1919 (библ ИМЭЛ).
Наиболее полное, последовательное, насыщенное фактическим материалом, изложение роли Вагнера в подготовке и осуществлении дрезденского восстания (с начала 1849 по июль 1849 г.)
3.Lippert, Woldemar, Richard Wagners Verbannung und Ruckkehr 1849—62. Dresd., 1927 (библ. ИМЭЛ).
Работа представляет ценность главным образом ввиду публикации ряда неизданных материалов дрезденского государственного архива, среди которых имеется официальный акт по делу Вагнера об участии в дрезденском восстании, а также целый ряд писем Вагнера к саксонскому королю и другим высокопоставленым лицам с просьбой о помиловании.
4. G у s i, Fritz, Richard Wagner und die Schweiz. Frauenfeld—Lpz., Verl. Huber, 1929 (библ. ИМЭЛ).
Представляет интерес лишь в части, касающейся пребывания Вагнера в Швейцарии (Цюрих, Трибшен...); дает характеристику ряда цюрихских друзей и знакомых Вагнера, сообщая неизвестный материал в этом плане.

2. Справочные издания.

1. W a g n е г-L еxikоn, Zusammengestellt von С. F. Glasenapp u. Heinrich von Stein, Verl. Cotta, Stuttgart, 1883 (библ. ИМЭЛ).
2. Wagner-Encyklopedie. 2 B-de Zusammengestellt vonC, F. Glasenapp (ГПБ).
Весьма тенденциозный подбор цитат из разных работ Вагнера, сгруппированных в порядке чрезвычайно узко и односторонне составленного предметного указателя.
3. Altmann, Wilhelm. Richard Wagners Briefe nach Zeitfolge und Jnhalt. Verl. Breitkopf u. Hartel, 1905 (Библ. МГК, Ленинская библ.).
Полезное справочное издание, сжато излагающее cодержание вагнеровских писем, хронологически расположенных.
4. Кastner, Emerich, Wagner-Katalog, Chronologisches Verzeichniss der von und uber Richard Wagner erschienenen Schriften, Musikwerke etc. Offenbach a. M. Andre 1878 (библ. ИМЭЛ).

3. Работы о философской и эстетической позиции Вагнера.

1. Dinner, Hugo, Richard Wagners geistige Entwicklurig, Lpz., 1892. (Библ. ИМЭЛ ЛГУ).
Одна из лучших из числа немарксистских работ этого типа, ярко излагающая эволюцию философских взглядов Вагнера; устанавливает непосредственную связь их с младогегелианской философией, в частности с Фейербахом.
2. Louis, Rudolf, Die Weltanschauung Richard Wagners, Lpz., 1898 (Библ.МГК).
3. Moos, Paul, Richard Wagner als Asthefiker. Verl. Schuster u. Loeffler, Berlin, 1906 (Библ. МГК).
4. Luck, Rud., Richard Wagner und Ludwig Feuerbach, Breslau, 1905 (Diss) (Библ. ИМЭЛ, ЛГУ).
5. Giesser, Willy, Das Mitleid in der neuern Ethik mit besonderer Rucksicht auf Nietzsche, Wagner u. Tolstoi. Halle, 1903 (Библ. ИМЭЛ).
6. Grlesser, Luitpold, Nietzsche und Wagner. Wien-Lp.z., 1923 (Библ. ИМЭЛ).
7. Кnорf, Kurt, Die romantische Struktur des Denkens Richard Wagners, Jena, 1932 (Diss.) (Библ. ЛГУ).

4. Проблема Вагнеровского творческого метода.

1. Kurt, Ernst, Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners “Tristan”. Berl, Max Hesse, Berlin, 3 Aufl. 1923.
Исходя из своего, методологически порочного “энергетического” метода, Курт дает, однако, ряд ценнейших наблюдений в отношении музыкальной специфики творческого метода Вагнера, главным образом в плане гармоническом, намечая его генезис и наглядно демонстрируя процесс распада так наз. “функционального гармонического мышления”.
2. Lorenz, Alfred, Das Geheimniss der Form bei Richard Wagner: “Der Ring des Nibelungen”—1924 (личное собрание Б. С. Пшибышевского); “Tristan und Isolde”, Verl, Max Hesse, Berlin 1926 (там же); “Die Meistersinger von Nurenberg” (там же); 1931 “ Parsifal” (личное собр. Р. И. Грубера).
При всей формалистичности и фанатической склонности к внешне-конструктивным подсчетам, моментами сближающей подход Лоренца с “метротектонизмом” Конюса, работы Лоренца сильно двинули вперед анализ музыкальной специфики вагнеровского “симфонизма” и принципов его драматургического развертывания (в частности, по линии соотношения тональных планов, развернутого анализа так наз. “Barform” в ее многоразличных проявлениях и т. д.) и дают богатейший материал для критического освоения в плане марксистского анализа вагнеровского творческого метода.
3 Wolzogen, Musikalisch-dramatische Parallelen. Feitrage zur Erkenntniss von der Musik als Ausdruck. Verl. Breitkopf u. Hartel, Lpz. 1606 (Рибл. МГК).
Ценность этой работы Вольцогена—пионера “лейтмотивных” вагне-ровских анализов—в попытке (одной из первых) установить музыкальную специфику отдельных моментов драматургического развития вагнеровской музыкальной драмы
Ряд ценных статей по отдельным специальным вопросам находится в Wagner-Jahrbuch (за 1906 г.—в ГПБ. за 1912 г. № 4—в МГК, за целый ряд лет - в личном собрании И. И. Соллертинского в Ленинграде) в специальных выпусках муз. журн. “Die Musik”, посвященных Вагнеру, в “Bayreuther Blatter” и т. д.