Летучий Голландец

Весной 1839 года, во время путешествия в Лондон из Риги, откуда Вагнер был вынужден тайно бежать, спасаясь от кредиторов, судно "Фетида" попало в Северном море в многодневный встречный шторм, так что капитан был вынужден укрыться в одном из норвежских фьордов. "Несказанное ощущение благополучия охватило меня, когда эхо oт колоссальных гранитных стен подхватило восклицание, с которым команда опускала якорь и поднимала паруса. Это восклицание с его коротким ритмом запечатлелось в моей памяти как утешительное предзнаменование — из него сложилась тема матросской песни в "Летучем голландце", с замыслом которого я носился уже и тогда; именно в те дни этот замысел под влиянием только что полученных впечатлений обрел конкретный поэтически-музыкальный оттенок", - писал впоследствии Вагнер в своих мемуарах.

Источниками сюжета оперы послужили морские легенды о Летучем Голландце, которые в начале XIX века пленяли воображение многих писателей и поэтов-романтиков. Вагнер, возможно, читал написанную в 1825 году сказку Вильгельма Гауфа "История о корабле-призраке" и сам слушал рассказы моряков, однако более всего привлекла его внимание версия легенды, предложенная Генрихом Гейне в веселой новелле "Из мемуаров господина фон Шнабелевопского", опубликованной в 1834 г. Вдохновленный новыми впечатлениями, в Париже Вагнер быстро написал либретто на этот сюжет, однако далее работа над оперой приостановилась почти на два года. Крайняя нужда даже заставила его продать либретто другому композитору. Однако летом 1841 года, в деревне Медон под Парижем, Вагнер возвращается к этому замыслу и за семь недель пишет партитуру "Летучего Голландца".

Премьера "Летучего Голландца" состоялась в Дрездене 2 января 1843 года, однако не принесла автору такого успеха, на который он рассчитывал, особенно в сравнении с шумным успехом его предыдущей оперы "Риенцы". Первые слушатели не поняли и не приняли новую оперу именно по тем причинам, по которым сейчас "Летучий Голландец", в отличие от "Риенцы", занимает законное место в списке "настоящих" вагнеровских опер: в этом произведении автор впервые обрел ясные черты своего неповторимого стиля и заговорил со зрителем своим собственным языком, так отличавшимся от всего, к чему привыкла тогдашняя публика. Как писал он сам, "ни у одного артиста жизнь не представляла такого — единственного в своем роде — примера полной трансформации, совершившейся в такой небольшой промежуток времени"...

Другие материалы сайта об истории создания оперы и критические статьи о ней можно найти по категории "Летучий Голландец". А также ниже:

Обсуждение записей
Обсуждение постановок