Ранние оперы

"Свадьба" (Die Hochzeit)

Первый оперный опыт девятнадцатилетнего Рихарда Вагнера, оставшийся незавершённым. Написав в 1832 году либретто, Вагнер приступил к музыке, но затем из-за критической оценки сюжета тогдашним авторитетом, сестрой Розали, отказался от идеи и сжег текст. Речь же там шла о политическом браке Ариндала и Ады, вынужденной отказаться от своего возлюбленного, Кадольта. Отвергая ухаживания любимого, Ада случайно сталкивает его с балкона. Кадольт погибает. Горе Ады настолько велико, что на похоронах она ложится рядом с ним и тоже умирает.

"Феи" (Die Feen)

Первая законченная опера Вагнера по сказке Карло Гоцци «Женщина-змея». Либретто и партитура были написаны Вагнером в 1833—1834 годах. «Феи» не были поставлены при жизни автора, хотя отдельные фрагменты из оперы исполнялись в концертах в Вюрцбурге и Магдебурге. Посмертная премьера юношеского произведением Вагнера состоялась в Мюнхене в 1888 году.

(разбор ранних опер Вагнера см. также в статье Е. Браудо "Рихард Вагнер (опыт характеристики)")

"Запрет любви, или послушница из Палермо" (Das Liebesverbot, oder Die Novize von Palermo)

Комическая опера Рихарда Вагнера в 2 действиях по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Мера за меру». В опере свободная любовь и радость жизни противопоставляются преследующему их суровому аскетизму, при первом же удобном случае оборачивающемуся обычным ханжеством. Сюжет отражает тогдашние либеральные взгляды Вагнера на мораль и общественно-политические события в Германии. Музыка написана под влиянием отчасти итальянских, отчасти французских композиторов. Премьера "Запрета любви" состоялась в Магдебурге 29 марта 1836 г. под управлением автора, однако успеха не имела.

"Риенци, последний трибун" (Rienzi, der Letzte der Tribunen)

Летом 1837 года Вагнер прочитал роман Бульвер-Литтона, главным героем которого был Кола ди Риенцо — реальный исторический персонаж, государственный деятель, мечтавший преобразовать Рим в духе древних республиканских традиций. В 1347 году он сместил патрициев, объявив себя трибуном.
Вагнер так увлёкся историей взлёта и гибели римского революционера, что решил написать по мотивам романа "большую оперу" во французском стиле. Со всеми положенными драматическими эффектами, массовыми сценами, балетом и т.д. — что было совершенно логично для молодого композитора, мечтавшего об успехе в Париже. Либретто было закончено к августу 1838 года, партитура — в ноябре 1840 года. Премьера "Риенци" состоялась 20 октября 1842 года в Дрезденской придворной опере. И, несмотря на большую продолжительность спектакля (5 часов), опера имела успех.

Первый классический успешный опыт оперного реформатора не забыт, его вводят в репертуар хоть и реже т.н. "вагнеровского канона", но с достаточной частотой (сравнимой, например, с "Садко" Римского-Корсакова на международной сцене). В наши дни "Риенци" обычно ставят в сокращённом до 3-3,5 часов варианте - естественно, никогда не покушаясь на редкую по красоте известную арию главного героя. Однако периодически театры устраивают эксперименты, либо ставя оперу целиком под какого-то звёздного исполнителя (как правило, записного вагнерианца типа Вингассена или Колло), либо, наоборот, сокращая представление до 2-2.5 часов, как, к примеру, в случае с саратовским "Риенци". Такие урезанные вдвое, "попсовые" постановки имеют, конечно, благую цель - хотя бы в каком-то виде познакомить публику с мало исполняемым произведением одного из оперных патриархов. Но подобные эксперименты редко приводят к удачам, как и вообще любые серьёзные сокращения в опере или любом другом искусстве.