Источники сюжета

Легенды о корабле-призраке

GhostshipЕсть множество версий легенды о Летучем Голландце. Согласно наиболее распространенной из них, некий голландский капитан Ван дер Декен (или, по некоторым данным, Ван Страатен) был известен как страшный негодяй и богохульник. В 1641 году его корабль при попытке обогнуть мыс Доброй Надежды попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, и штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт вечность. Этим Ван дер Декен навлёк на свой корабль проклятие и теперь обречён бороздить волны мирового океана до Страшного Суда. Усиленная версия этой легенды еще и приписывает Ван дер Декену смерть пассажирки, к которой он воспылал желанием. Капитан убил ее мужа, а пассажирка, чтобы избежать его домогательств, бросилась в море. После чего и начался вышеописанный шторм и бунт на корабле...

К этой версии легенды близка сказка Гауфа, чей герой заработал свое проклятие преступлениями и убийством пассажира-дервиша. Однако, это, несомненно, не "наш" Голландец - такой персонаж вряд ли способен вызвать романтическое сочувствие в девичьих душах. Он получил по заслугам - хотя наказанье, выпавшее на долю героя оперы, вряд ли заставило бы этого Ван дер Декена особо страдать.

По другой версии, проклятье Летучего Голландца имеет "коммерческую" природу. Капитан Ван дер Декен спешил первым успеть на торги с грузом пряностей и поклялся продать душу дьяволу, если успешно и быстро минует мыс Доброй Надежды. Его пожелание исполнилось, однако на торги капитан не попал, так как обречен с тех пор на вечные скитания.

Похожая версия связывает возникновение легенды с мысом Горн. В январе 1616 года голландская экспедиция под командованием Якоба Ле-Мера впервые обогнула мыс Горн, назвав его по имени своего порта приписки Хоорн. Мыс Горн снискал у капитанов парусного флота дурную славу: там, на стыке двух океанов, идя против преобладающих западных ветров "ревущих сороковых", в бурном проливе Дрейка часто гибли корабли и люди. Так и родилась легенда об упрямом голландском капитане, который — в обмен на попутный ветер — продал свою душу дьяволу. С тех пор он вечно носится по морям, не находя пристанища.

Мифический герой этих версий вызывает, конечно, большее сочувствие, чем убийца и негодяй из предыдущего варианта - однако, маловероятно, что какой-нибудь ангел возьмет на себя труд искать для него пути спасения. Продал душу - так продал, на что ж теперь жаловаться, верно?

GhostshipНаконец, некоторые версии не приписывают проклятью, обрушившемуся на Летучего Голландца, никакой другой причины, кроме упрямства и дурного характера капитана. Есть даже вариант легенды, по которой на палубе судна, упорно огибавшего, борясь со штормом, пресловутый мыс, появился светящийся призрак и грозно приказал поворачивать назад, но капитан в ответ лишь выстрелил в него из пистолета...

Сила духа и упрямая вера в слабые человеческие силы, наперекор стихиям, высшим силам и судьбе - вот тот смертный грех гордыни, который, с точки зрения религии, подлежит проклятию и наказанью, но вечно движет человечество вперед.

Заметим, между прочим, что вагнеровский Голландец побежден - но отнюдь не сломлен. Его гордыня, по-прежнему, при нем. Он страдает, но не молит о прощении и пощаде, в его монологе - лишь мрачная надежда погибнуть вместе с миром в день Страшного Суда, но никаких "Erbarme Dich". При этом он не прекращает бороться, снова и снова пробуя найти выход из положения, не веря в успех - но не сдаваясь. И все же, убитый очередным разочарованием, он готов спасать, а не мстить... Лишь грехи такого человека можно искупить самоотверженнной любовью - и только он стОит искупления.