Гибель богов

"Третий день" (четвёртая опера) тетралогии "Кольцо нибелунга" в трёх актах с прологом.

Зигфрид и дочери Рейна

.

Действующие лица:

Зигфрид (тенор)

Брунгильда (сопрано)

Гунтер (баритон)

Гутруна, его сестра (сопрано)

Хаген, их сводный брат, сын Альбериха (бас)

Альберих (баритон)

Вальтраута, валькирия (меццо-сопрано)

Три норны (сопрано и альт)

Три дочери Рейна (сопрано и меццо-сопрано)

Вассалы Гунтера

.
Время действия: древне-мифическое.

.
Место действия: Германия.

.
"Гибель богов" (или в более дословном варианте перевода "Закат богов") собственно богов касается только опосредованно, их роли в опере немы и статичны. Лишь три норны, плетущие нити судеб, в самом начале предрекают, что нехорошо начавшаяся история Вотана и его клана и закончится плохо. Дальше же речь в опере идёт в основном о вполне земных событиях, приведших к гибели Зигфрида и дома Гунтера из "Песни о нибелунгах". В либретто оперы сохранены основные повороты первой части этого сюжета и более ярко прописанный в "Саге о Вельсунгах" конец истории, но мораль, конечно же, изменена. Да и стоило ли после двадцати с лишним лет работы удовлетворяться просто смертью всех предателей, мстителей и властолюбцев - нет, это было бы совсем не по-вагнеровски.

В 1956 году, в период работы над "Валькирией" и первым актом "Зигфрида", Рихард Вагнер в письме дрезденскому музыканту Августу Рекелю сообщает о принципиальном изменении своего плана. "Кольцо нибелунга", начатое им в поэтическом, революционном духе, теперь перестраивается на иной лад. "Мало людей впадает в такие необычайные противоречия и отчуждаются таким странным образом от самих себя, как я. Я должен признаться, что свои собственные творения я понял до конца лишь с помощью другого человека, который снабдил меня понятиями, совпадающими с моими внутренними воззрениями. Таким образом, мне удалось осознать свои произведения на основе философских понятий и сделать их ясными для самого себя...»

Этим человеком, с помощью которого Вагнер познал самого себя и основу всякой жизни вообще, был Артур Шопенгауэр. Однако его философию Вагнер понял и принял, очевидно, лишь одной частью своего существа - умом. Дух же его остался на стороне грёз, чувств и страстей. В конце "Гибели богов" по сюжету гибнут все - люди и боги, влюблённые и алчные, герои и предатели. По Шопенгауэру это должна была бы получиться истинная трагедия мира, бесконечная и бессмысленная. Но музыка финала, чудесно сплетённая из всех основных лейтмотивов "Кольца", говорит о другом. В ней слишком много человечности и красоты мира, а потому надежда на счастье и справедливость в этой бесконечной мировой трагедии не умирает последней - она вообще не умирает.

Обсуждение записей
Обсуждение постановок