Мет-Голландец 2020

4
Средняя: 4 (2 голосов)
Летучий Голландец, 2 акт, Мет, 2020

(Евгений Никитин, Аня Кампе, Франц-Йозеф Зелиг, Сергей Скороходов, Михоко Фуджимура, Давид Портилло, дирижёр - Валерий Гергиев, режиссёр - Франсуа Жирар, художник - Джон Макфарлэн, свет - Дэвид Финн, костюмы - Мориц Юнге, хореограф - Кэролайн Чоа)

Классическая постановка без провинциального китча, часто подразумеваемого под "классикой". Джон Макфарлэн и Дэвид Финн выступили в своём репертуаре – с грозовыми небесами, облаками, кораблями, очами в обрамлении великолепного света. К сводившему всё это воедино Франсуа Жирару есть вопросы, но к декоративной части их нет - всё предсказуемо, понятно, красиво. Нет вопросов и к Морицу Юнге с костюмами. Даланд, каким он мог быть и сто лет назад и сейчас; Голландец, застрявший где-то в глубоком прошлом в своём длинном чёрном платье, и Сента в изысканного оттенка тёмно-красном костюме "не совсем простой деревенской девушки" примерно вековой давности, то есть в одной плоскости с Даландом, как, собственно и все второстепенные герои. Всё всем шло, вписывалось в образ, отлично сидело – никаких вопросов.

По музыкальной части вопросов совсем немного. Это было очень хорошо, ни одного сколько-то явного пролёта мимо твёрдой четвёрки не случилось, а местами получилось и на пять с плюсом. Никитин и Зелиг спели в свою силу, без какой-то запоминающейся глубины и феноменальности, но в целом весьма достойно и, кстати, очень хорошо звучали именно дуэтом равных. Отлично выступил Скороходов в переходной от лирического к вагнеровскому тенору ипостаси, плюс идеальное внешнее попадание в образ – в общем, удача. Героиней постановки для меня стала Кампе – в первую очередь, в хорошем вокальном смысле. Нечасто у Сент запоминается что-то кроме баллады – у Ани Кампе партия прозвучала целиком, она поднимала на высоту даже легкомысленного итальянского вида пассажи раннего Вагнера. Абсолютно ровное выступление от начала до конца на пять с плюсом, абсолютная красота, абсолютно её партия. Фуджимура в роли Мари не впечатлила – похоже, просто была не голосе, но вытащила на классе, ничего не накосячила и не испортила. Портилло – очаровательный рулевой; по мне, слишком лирический, но опять-таки это не мешало целостному восприятию. Понравился мужской хор, за исключением сцены соревнования хоров: там голландская часть прозвучала слабее, чем хотелось бы, из-за сцены; однако это было сделано интересно, с эффектами – так что и хрен с ними, с мощами. Женский хор в начале второго акта был силён, только как-то не достаточно выразителен, на мой вкус, так что тут обратная история, взяли именно мощами.

По оркестру и общему музыкальному руководству – в целом, пять баллов. Местами маэстро Гергиев брал чуть быстроватые темпы (особенно странно это было в первом монологе Голландца). Зато всё представление целиком прозвучало динамично, это важнее. В отличие от байройтского "Тангейзера", на этот раз с солистами всё было проработано прекрасно. Фишечки вроде тоже местами были – например, тихие, но эффектные "подвисания" между частями. Что не понравилось? В сущности, две вещи, взаимосвязанные. Во-первых, как не было никакой новой идеи в постановочном плане, так не уловила я её и музыкально, вот не сложились в неё фишечки. Во-вторых, не понравилось спокойное, какое-то некуражистое прохождение тех простот, которых в "Голландце" достаточно. Это вкусовщина, конечно, я просто привыкла, что с ними что-нибудь делают – гротескно или, наоборот, обнежняют, а здесь... как-то слишком академично и правильно всё прозвучало. Красиво, да, но эта уважительная безличная академичность уже не впечатляет, когда это не первый и даже не пятый твой "Голландец". Сижу вот сейчас, вспоминаю, и ничего кроме Кампе, Скороходова, даландо-голландского вальса и этих самых подвисаний не вспоминается. Маловато для эпохалочки – а так-то всё хорошо, конечно, есть ещё порох в пороховницах...

Собственно, незачем придираться к музыкальной части, потому что ведь не она по ходу просмотра постоянно норовила утащить восприятие гезамткунстверка с плюса на минус. Это вина совсем других людей, и я не затруднюсь назвать "злодея" и двух его "подручных". Главным звеном этой низводящей цепи, безусловно, был режиссёр трансляции, ассистировали ему режиссёр постановки и гримёр. Вы вообще понимаете, до какой степени нужно довести зрителя, чтобы он после спектакля начал забивать в поисковике "Anja Kampe cancer"? Я это делала! Просто, чтобы убедиться, что с певицей всё в порядке и только вы своими стараниями сваяли из неё картину, на которую без слёз не взглянешь. Как уже было сказано, по вокалу Кампе очевидно, что она в полном порядке, но по картинке на экране напрашивалось прямо противоположное. Нечто больнично бледное, непричёсанное, с едва подкрашенными ресничками, вылавливаемое ближним планом на самых неэстетичных моментах певческой мимики, сразу прибавлявших героине вечера десяток лет... Впервые на моей памяти съёмка из Мет была настолько бездарна. Апофеозом стала сцена в начале третьего акта, чётко и графично выстроенная на дальний план, на взгляд из зала – в трансляции она оказалась совершенно расплямкана бесконечными наездами камеры "в гущу событий", к хористам, которые как раз и создавали эти фигуры дальнего плана, не имея никакого выражения на лицах. Закончилось безобразие второпях, одним поклоном, оркестр вообще не показали... Вероятно, это надо понимать так, что штатного режиссёра, его помощника, оператора и ещё пару нужных людей скосил вирус, а трансляцией занимались какие-то срочно мобилизованные студенты-третьекурсники, самовыразившиеся в размытиях персонажей второго плана – в тяжёлые времена живём, что и говорить...

С Жираром всё, конечно, не так однозначно, в постановке много ярких интересных решений. В частности, первая сцена второго акта (на фото) весьма эффектна с этими канатами, которые и веретёна, и полотна, и детали рассказа. Вообще есть, за что зацепиться глазами, но хватает и ляпов, особенно в части сценического движения. Сента в сценах с Эриком много бессмысленно мнётся, монолог Голландца сопровождается какими-то в доску банальными жестами "большой оперы", некоторые графические картины для хористов сложноваты, что опять-таки становится заметно только благодаря трансляторам с их неуместными приближениями, но ведь становится. Наверное, это и есть главная непонятка – почему режиссёр постановки не объяснил этим товарищам, когда и откуда точно не следует снимать. Ну я надеюсь, что если даже этот вирус настиг Франсуа Жирара, то отпустит с иммунитетом и без осложнений, и что такого безобразия больше не будет на метовских трансляциях. За эту ставлю четыре балла как среднеарифметическое – "отлично" в целом за музыкальную часть, "хорошо" в целом за постановочную и жирную двойку за съёмочную.

Напоследок коротко о местном. Впервые смотрела в Киномаксе на "Пражской", понравилось. Уютный зал с отличным изогнутым экраном, вполне хороший чёткий звук – чуть обрезанный по частотам, как мне показалось, но зато ровный, объёмный, без всяких накладок. Для Штрауса такой звук, наверное, был бы уже недостаточно детализированным, но для Вагнера ещё нормально. Словом, могу рекомендовать площадку с некоторыми оговорками. Зал, где мы сидели – восьмой – устроен так, что экран расположен довольно высоко, а ряды под большим углом. Смотреть трансляцию там можно только с последних четырёх верхних рядов, и места лучше брать ближе к середине, то есть исключая пару боковых – в больших залах это не имеет значения, а в маленьких имеет. При этом Киномакс занимает весь свой фиолетовый этаж, никаких аттракционов и шопинга рядом нет.

Оценка

4

Те самые четыре балла. Уважаемые комментаторы, пожалуйста, тоже не забывайте ставить оценки.

Немного другое впечатление.

4

Немного другое впечатление. Никто не оставил сильного впечатления из солистов кроме Скороходова. Вот за него рад, всё получилось в этот раз без лирического переклина. Почему Никитина считают серьезным Голландцем, для меня вообще загадка. У него мощный, но совсем не глубокий голос, хорошая техника, но понимание партий оставляет желать. Тельрмунд - это его, да, а для Голландца, извините, нужно побольше бэк-граунда. Вам жесты банальные не понравились - так это его, Никитинские жесты, режиссеры в таких стоячих классических случаях никаких жестов не подсказывают и не требуют, у них работа другая, это же не кино. Кампе... ну да, соглашусь, во многом впечатление портила картинка. Но и у нее голос довольно уже одномерный - налитой, прокачанный, этого не отнять, но "задеревенелый", слишком много она этого Вагнера пела. Дирижирование Гергиева не понравилось, для эпохалочки там не было вообще ничего. Всё это уже делали десятки раз до него. Какая концепция? Все давно забронзовело...

А вот визульная часть впечатление оставила, действительно современная классика в лучшем смысле. Танец в начале, корабль великолепный, глазище, канатные и хоровые фигуры - да вообще почти все было великолепно. Я только финала не понял, во что там все вглядывались - ни Голландца, ни Сенты видно не было - в свою бесцельно прожитую жизнь, не иначе. Трансляторы действительно приложили большие усилия, чтобы эту постановочную красоту раздербанить, но даже им это до конца не удалось. Так что ставлю ту же четверку, но в другом порядке: визуал - пять, оркестр - четыре, вокал в целом - четыре, съемка - три с минусом.