Анастасия Рахманова. Немецкая волна о Байретском фестивале (2000 г.)

29 марта состоялось заседание верховного органа Байрейтского фестиваля - административного совета. Как и предполагалось, совет избрал преемницей Вольфганга Вагнера его старшую дочь Еву Вагнер-Паскье, театрального менеджера с большим опытом. Впрочем, о преемственности поколений речи быть не может, потому что Вольфганг не разговаривает со своей дочерью вот уже два десятилетия.

Фестиваль
«Я остановил свой выбор на одном из небольших городов Германии, где не придётся вступать в конфликт с большим театром или угождать привычкам избалованной публики. Зрители будут собираться в строго установленные дни представлений, причём приглашать я буду не только местных жителей, но и всех друзей искусства, ближних и дальних», - писал Рихард Вагнер в 1862-ом году.

Прошло десять лет, и мечта композитора - мечта о театре, в котором он был бы единовластным хозяином, - начала приобретать реальные очертания. Его выбор пал на провинциальный городок Байрейт, жемчужину провинциального барокко, расположенную в географическом центре Германии (до Мюнхена от Байрейта даже дальше, чем до Лейпцига или Дрездена). Важно было и то, что административно Байрейт относился к владениям короля Людвига Второго Баварского - главного мецената композитора, который, как писал сам композитор, «всегда защитит и поможет».

Городской совет предоставил Вагнеру место для строительства за городом, близ покрытого зеленью холма. 22 мая 1872 года при сильнейшем ливне состоялась закладка байрейтского «Дома торжественных представлений». Вместе с пресловутым «первым камнем» в тучную байрейтскую грязь легли поздравительная телеграмма от короля Людвига и четверостишие собственноручного вагнеровского сочинения, над смыслом которого до сих пор ломают голову историки:

"Hier schliesse ich ein Geheimnis ein,
da ruh es viele hundert Jahrґ:
so lange es verwahrt der Stein,
macht es der Welt sich offenbar."

«Здесь заключаю я тайну,
на многие сотни лет.
Пока хранит её камень,
она будет являть себя свету».

Перебои с финансированием и перипетии творческой и личной жизни Вагнера отодвинули первый фестиваль ещё на пять лет. Он состоялся лишь в 1876-ом году при большом стечении европейской знати и прочей интересующейся публики. «Кольцо» было принято публикой на «ура», что не помешало антрепризе в целом потерпеть полный финансовый провал. Лишь через шесть лет Рихард Вагнер сумел собрать средства для второго фестиваля, ставшего последним в его жизни. 13 февраля 1883 года Вагнер умирает в Венеции от сердечного приступа.

Династия
Династический принцип «престолонаследия» установился в Байрейте как-то сам по себе. После смерти Рихарда Вагнера бразды правления взяла в руки его супруга Козима, урождённая Лист. Это не совсем соответствовало пожеланиям самого Вагнера, который хоть и считал Байрейтский фестиваль своей вотчиной, но передать дело собирался своему сыну Зигфриду.

Что же касается Козимы - которая, как известно, пережила мужа на 47 лет, - то Вагнер не считал такой вариант «ни желательным, ни даже возможным». Однако четырнадцатилетний подросток не мог возглавить фестиваль, а о чужом человеке во главе Байрейта не могло быть и речи. Уже через несколько дней после похорон мужа Козима берётся за дело и, с риском для своего имиджа скорбящей вдовы, денно и нощно выступает в роли антрепренёра, финансового директора, специалиста по светским связям, а затем и режиссёра (несмотря на всеобщий скепсис, Козима довольно успешно производила на Зелёном холме многочисленные постановки вагнеровских опер, пересмотренные ею в разных городах).

Лишь в 1907-ом году деятельная байрейтская вдова передаёт руководство фестивалем сыну Зигфриду, которому было тогда уже 38.

Зигфрид Вагнер
Зигфрид Вагнер был человеком небездарным. К моменту принятия «байрейтской шапки Мономаха» он уже сделал имя как поэт и дирижёр, выступавший с гастролями по всей Европе, в том числе и в России.

Композитором Зигфрид Вагнер был скорее слабым (хотя его опера «Кобольд» до сих пор порою встречается в репертуарах немецких театров) - по крайней мере, для своего имени, - однако его руководство было отнюдь не таким беспомощным и неумелым, как на то любила позже намекать его жена Винифред. Зигфрид Вагнер не только сам неплохо инсценировал отцовские оперы, большим знатоком которых являлся, но и привлекал в Байрейта наиболее талантливых музыкантов и режиссёров. Он руководил предприятием на зелёном холме в течение почти двух десятилетий.

В 1915-ом году Зигфрид, которому тогда было уже 46, женился на восемнадцатилетней Винифред Вильямс. Байрейту были нужны наследники, а Зигфриду - социальное алиби: гомосексуальные склонности, которых сын Вагнера никогда не скрывал, сделали его «персона нон грата» в некоторых мюнхенских и берлинских кругах.

Винифред Вильямс
Винифред Вильямс была англичанкой, выросшей, однако, в немецкоязычной семье своего приёмного отца, известного пианиста и музыковеда Карла Клингворса, делавшего, в частности, фортепианные переложения опер Вагнера. Винифред с детских лет бредила зигфридами и лоэнгринами, и впервые попав в Байрейт, незамедлительно влюбилась в обнаруженного там Зигфрида Вагнера. Счастливым брак по вполне понятным причинам не был, несмотря на рождение четверых детей.

Примерно в середине 20-ых годов Зигфрид Вагнер начал всё больше устраняться от руководства фестивалем: к этому его подвигло не только состояние здоровья, но и давление со стороны «друзей Байрейта», считавших его гомосексуализм «неуместным декадентством». Роль «второй Козимы» начинает играть Винифред, к которой после смерти Зигфрида Вагнера в 1930-ом году переходит вся полнота власти. Винифред Вильямс будет руководить фестивалем вплоть до 1944-ого года, когда Байрейтская традиция прервётся на 7 лет.

Ночь над Байрейтом
Слава Байрейта как колыбели «нордического духа» в его не лучших проявлениях берёт своё начало ещё в глубинах 19-ого столетия. Даже если оставить в стороне Вагнера с его «первородным антисемитизмом» и Козиму, считавшую своего Рихарда «могучим спасителем германского духа», Байрейт всё равно не может похвастаться «политкорректной» репутацией.

В большой мере «спасибо» за это следует сказать именно Винифред Вильямс. Её большой юношеской любовью - кроме оперного Лоэнгрина - был живой Адольф Гитлер, который, по некоторым свидетельствам, отвечал Винифред взаимностью. Во всяком случае, Винифред Вагнер и Адольфа Гитлера связывали тесные дружеские отношения, укрепившиеся на почве общего преклонения перед Вагнером. Ещё в 20-ые годы Винифред Вильямс стала членом НСДРП. В 1924-ом году, когда Гитлер сидел в австрийской тюрьме, Винифред организовала активный сбор средств в пользу заключённого. «Я спросила его, что ему больше всего нужно, - вспоминала она. - Он ответил: «Бумага!». И я стала присылать ему кипы бумаги». После войны Винифред будет удивляться упрёкам, что «на её бумаге была написана «Майн Кампф». (Комментарий Зигфрида Вагнера: «Моя жена борется за Гитлера как львица. По-моему, это просто великолепно!»)

Именно при Винифред Байрейтской фестиваль превращается в ассамблею партийной верхушки национал-социалистов, куда стремились попасть все, кто пытался сделать карьеру или укрепить своё общественное положение в условиях нацистского режима - промышленники, банкиры, директора театров, художники, писатели. Центр тяжести фестиваля перемещается со сцены в «кулуары» (где во многом пребывает и до сих пор. Высший свет Германии не мыслит себя без ежегодного паломничества в Байрейт). В вагнеровской усадьбе Ванфрид, куда Гитлер был вхож на правах члена семьи, за фюрером закрепилось прозвище «дядюшка Волк» - так его называли дети Винифред. Байрейт объявляется «памятником культуры национального значения» и заваливается субсидиями. Планируется даже строительство нового театра на Зелёном холме, рядом со старым Домом торжественный собраний, над которым собирались соорудить подобие саркофага. К счастью, столь же малоумный, сколь и помпезный проект - нагромождение античных колонии, египетских стелл и византийских куполов - не был реализован.

После крушения нацистской Германии Винифред Вагнер была признана судом «причастной к преступлениям нацизма», однако она сумела добиться смягчения приговора, доказав, что спасла от транспортировки в концлагерь нескольких неарийских сотрудников фестиваля. Тем не менее, вплоть до конца своей жизни Винифред Вильямс оставалась в тени. Она умерла в 1980-ом году.

Внуки
От брака Винифред и Зигфрида Вагнера на свет появились четверо детей: сыновья Виланд и Вольфганг и дочери Верена и Фриделинда.

Верена прожила тихую жизнь. Фриделинда, унаследовавшая от деда непокорный нрав, ещё двадцати лет от роду сбежала из «семейной валгаллы» и отправилась в Америку, где её фактически удочерил знаменитый Артуро Тосканини. Свою карьеру в публицистике она начинает в 1946-ом году автобиографической книгой «Ночь над Байрейтом». Среди причин своего разрыва с «вагнеровским лобби» Фриделинда уже тогда называет личную близость своей матери Винифред и Адольфа Гитлера. До конца жизни (Фриделинда Вагнер умерла в 1991-ом году в Швейцарии) она не восстановила отношений ни с матерью, ни с остальной байрейтской роднёй. Большую лояльность к семейным традициям проявили её братья - Виланд (1917 г.р.) и Вольфганг (1919 г.р.) Вагнеры.

Вместе со своей матерью они ещё в 1947 году начали возрождение вагнеровского культа в Байрейте, а с 1951 года вместе возглавили руководство фестивалем.

По всей видимости, братская идиллия их отношений была лишь внешней, и на самом деле Виланда и Вольфганга следует сравнивать не с Кастором и Полидевк, а с Каином и Авелем. Распри усиливались ещё и тем, что поначалу творческая роль в их тандеме отводилась лишь Виланду, в то время как Вольфганг был вынужден ограничиваться административными функциями, хотя и он, как и брат, изучал искусство режиссуры у Эмиля Преториуса.

Режиссёр Виланд Вагнер решительно берёт курс на эстетическое и идеологическое обновление фестиваля, из спектаклей исчезает все лишние детали, вся помпезность прошедших эпох, что вызывает гнев вагнерианцев старой гвардии, но возвращает Байрейт в когорту международных культурных событий класса «А». В 66-ом году Виланд Вагнер умирает от рака лёгких, и единовластным правителем на Зелёном холме остаётся Вольфганг.

Патриарх
С именем Вольфганга Вагнера принято связывать реставрацию байрейтского культа старого образца. Что не совсем справедливо: сам внук композитора отнюдь не видел себя в роли реакционера и самодура.

Так, ещё в конце семидесятых была учреждена так называемая «байрейтская мастерская». Видные оперные режиссёры из года в год осуществляли постановку всех опер цикла «Кольца». Первым был Патрис Шеро - его блестящие спектакли театральная критика называет «кольцом века». Затем последовал Гарри Купфер, который постарался использовать в байрейтских постановках все свои фирменные приёмы (Брунгильда, Зигфрид и Вотан играли и пели в комиссарских кожанках, галифе и солнцезащитных очках». Затем «байрейтской шанс» был предоставлен Альфреду Кирхнеру, создавшему так называемое «дизайнерское кольцо».

Вольфганг Вагнер унаследовал от деда не только крючковатый нос, но и отвратительный характер. По дружному свидетельству всех, кому приходилось работать с ним работать, внук композитора несговорчив, нетерпим, вздорен, злопамятен и мстителен. Кроме того, он одержим идеей гипер-контроля надо всем что творится на Зелёном холме и в нескольких квадратных километрах вокруг. От декораций к спектаклям доменю в фестивальной столовой - всё подлежит одобрению со стороны маэстро. От его крутого нрава не спасают никакие заслуги: так, в прошлом году Вагнер выгнал из байрейтского ансамбля знаменитую валькирию Вальтраут Майер только из-за того, что она не могла присутствовать на двух предфестивальных репетициях.

Кроме того, даже в свои 80 с хвостом Вольфганг Вагнер сохраняет поразительную энергичность и, говорят, до сих пор трусит во тьме вокруг зелёного холма, выглядывая «спекулянтов» фестивальными билетами.

Байрейт сегодня
Это тридцать спектаклей, проходящих примерно в последней декаде июля и первых двух декадах августа. Несколько циклов «Кольца нибелунга» (купить билет только на один из четырёх спектаклей нельзя») и несколько «разрозненных» постановок других опер
.
Всего на сезон распродаётся порядка 50 тысяч билетов. Цена относительно скромная (от 50 до 300 марок), но получить билет простому смертному практически невозможно: ежегодно в Байрейт поступает порядка полумиллиона заявок, то есть, удовлетворяется лишь каждая десятая. Желающие могут занять место в очереди и ежегодно возобновлять свою заявку, продвигаясь к вожделенной цели.

Зато есть лица, которые появляются в фойе Байрейтского фестиваля ежегодно (причём речь идёт не только о политиках, финансовой элите и прочих знаменитостях, с которыми по понятным причинам хочет поддерживать приличные отношения любой фестиваль). Непрозрачная процедура распределения билетов - одна из главных претензий к Байрейтскому руководству. Не говоря уже о таких вещах, что от «претендентов» требуют чуть ли не автобиографию, а у нелояльных журналистов возникают проблемы с аккредитацией. В творческом отношении в Байрейте царит застой. Причём уже давно. Новые постановки редки, как дождь в засуху, и, мягко выражаясь, не радикальны. В ближайших двух сезонах премьер вообще не предполагается, в основном Вольфганг Вагнер занят реставрацией собственных инсценировок десяти-пятнадцатилетней давности.

Скандал
Собственно, никакого скандала нет, а есть хронический конфликт между шефом фестиваля и всем остальным миром. Мир давит. Вольфганг Вагнер не сдаётся. Мир давит сильнее. Вагнер упирается и ругается, обзывает противников дураками, а конкурентов - дилетантами. Так продолжается уже лет десять. Антивагнеровская коалиция, вкоторую входят многочисленные члены вагнеровского клана, которых Вольфганг настроил против себя, городские власти Байрейта и госструктуры, требуют, чтобы Вагнер ушёл в отставку или по крайней мере сказал, когда он это сделает. Патриарх показывает им всем нос, помахивая своим пожизненным контрактом на должность директора фестиваля. Антивагнеровскую коалицию возглавляет министр культуры земли Бавария Ханс Цеетмайер, за плечом которого маячит и долгоносая физиономия его федерального коллеги Юлиана Ниде-Рюмелина (а до недавнего прошлого - его предшественника Михаэля Наумана, который, кстати, «ушёл» и другого «мамонта» немецкой культурной жизни - директора Берлинского кинофестиваля Морица де Хадельна).

В правовом отношении Байрейтский фестиваль вплоть до 1973-его года являлся семейным предприятием Вагнеров. В 73-ем году произошло частичное «огосударствление» Байрейта. В обмен на предоставление государственных субсидий Вольфганг Вагнер согласился с учреждением верховного распорядительного органа - административного совета фонда Рихарда Вагнера. Этот орган состоит из 24 участников. По пять голосов имеют федеральные структуры и представители земли Бавария, три - город Байрейт, два - общество меценатов «Друзья Байрейта». По одному голосу имеют четыре ветви семейства Вагнер: то есть, дети Зигфрида - Вольфганг, Виланд, Верена и Фриделинда, - или их потомки. Вольфганг и Фриделинда лично участвуют в заседании, другие ветви представлены посредством адвокатов. Остальные голоса в совете распределены между связанными с фестивалем административными и муниципальными структурами. Решение принимается простым большинством голосов. В частности, решение о преемнике шефа фестиваля.

Страсти Байрейтского двора
«Что виндзорское семейство - для Великобритании, то мы, байрейтские Вагнеры, для Германии», - эта фраза принадлежит жене Вольфганга Вагнера Гудрун (на фото слева направо: Катарина, Вольфганг Вагнер, Гудрун).

Уж, как говорится, «чья бы корова мычала»: Гудрун Мак несколько лет работала секретаршей Вольфганга Вагнера. В 76-ом году Вагнер разводится со своей первой женой и через несколько недель женится на Гудрун. (Кстати, мать Вольфганга Винифред была категорически против этого «мезальянса» и отказывалась признавать новую невестку). Вот уже четверть века Гудрун, и внешне стилизующая себя под королеву-мать, участвуют во всех Байрейтских делах.

Двое детей Вольфганга Вагнера от первого брака - дочь Ева и сын Готфрид - активно встали на сторону своей матери и прервали все отношения с отцом. Своих внуков (старшему из них, сыну Евы Антони, уже 19 лет) Вольфганг Вагнер никогда не пытался увидеть.

Словом, если сравнивать Байрейт с другими «Санта-Барбарами», то скорее с телевизионными «Далласом» или «Дэнвером». Хотя, впрочем, и Виндзорское семейство тоже даёт прикурить.

Претенденты
Согласно договору, заключённому между немецким государством и вагнеровским кланом в 73-ем году, человек, носящий фамилию Вагнер, имеет приоритетное право на должность директора Вагнеровского фестиваля. Конечно, не исключён приход и человека со стороны, но на самом деле никто не хочет «смены династии» в Байрейте - честно говоря, Германия не хочет терять «своих Виндзоров». Это предаёт шик и лоск светской жизни страны.

Из в общей сложности 56 членов Вагнеровского клана интерес к Байрейтскому престолу изъявили 13. Наиболее перспективными являются следующие варианты кандидатур (по мере вероятности):

Ева Вагнер-Паскье.
Дочь Вольфганга Вагнера. 56 лет, театральный менеджер. Начала карьеру в Байрейте в 66-ом году качестве ассистентки своего отца, отвечала за поиски новых талантов для «байрейтской мастерской». Была правой рукой Патриса Шеро во время постановки «кольца века».

После развода родителей покинула Байрейт, работала заведующей труппой в Опера Бастий в Париже, директором лондонского Ковент-Гардена (на эту должность она была выбрана из 20-ти кандидатов), консультантом других крупнейших оперных домов мира. Замужем (муж, Жак Паскье, также театральный менеджер). За кандидатуру Евы Вагнер выступают министры культуры Германии и Баварии Юлиан Ниде-Рюмелин и Ханс Цеетмайер.

Еву Вагнер-Паскье уже лет десять прочили на должность нового директора, и роль «вечной наследницы» ей уже изрядно надоела. Из-за ситуации хронического ожидания ей пришлось отклонить несколько перспективных предложений. Ева Вагнер-Паскье поставила условие: либо смена власти в Байрейте происходит не позже рубежа 2002-2003 годов, либо она окончательно снимает свою кандидатуру.

Плюс: Международный опыт и независимость от мнения «старого Байрейта»

Относительный минус: Плохие отношения с «байрейтским лобби» и большая зависимость от госструктур. Приход Евы Вагнер в сущности будет означать окончание «байрейтской независимости»: серым кардиналом фестиваля станет (согласно уже существующей договорённости) специальный уполномоченный в земельном министерстве культуры.

О том, что шансы Ева Вагнер-Паскье высоки, как никогда, свидетельствует и то, что она отказалась от планировавшегося раньше тандема со своей кузиной Никой Вагнер.

Ника Вагнер
Ника Вагнер, точная ровесница Евы, была наречена своим отцом Виландом в честь античной богини победы. Пожалуй, самая умная, образованная и светская из дам вагнеровского клана. Внешне удивительно похожа на свою прабабку Козиму Лист. По образованию - германист, по профессии - публицист и театральный критик. Написала книгу «Театр Вагнера», в которой свела свои счёты с Байрейтом: в частности, обвинила дядю Вольфганга в том, что это он довёл до болезни и сжил со свету её отца и своего брата Виланда.

Плюс: Тонкий знаток дедовского наследия - причём не только музыкального. Тесный контакт с другими членами семьи (в частности, с братом Готфридом и кузеном Виландом Лафферентцем, директором Зальцбургского фонда Моцартеум).

Минус: Недостаток опыта и пожалуй несколько избыточная светскость.

Гудрун Вагнер
Собственно, весь сыр-бор в Байрейте разгорелся из-за того, что Вольфганг Вагнер хочет передать власть именно своей жене Гудрун, которую остальные члены клана и байрейтское окружение, мягко говоря, недолюбливают, считая выскочкой (причины - смотри выше). Забавная деталь: Гудрун - точная ровесница своих соперниц Евы и Ники. Впрочем, она должна выступить лишь в роли местоблюстительницы, хранящей Байрейтский престол для своей (и Вольфганга Вагнера) дочери Катарины.

Плюс: возможность перемирия с Вольфгнангом Вагнером, залог преемственности

Минус: .....

Катарина Вагнер
По характеристике своей кузины Ники Вагнер, «юное, сияющее, ничем не обременённое создание». Хорошенькая блондинка с волосами до пояса. 21 год. Изучает театроведение в Берлине. С точки зрения байрейтской политики - «чистый лист бумаги», но, говорят, с характером. С точки зрения Вольфганга Вагнера, Катарина уже сегодня могла бы возглавить фестиваль - разумеется, под его и Гудрун присмотром. В доказательство проф-пригодности Катарины он приводит следующие факты: уже в четыре года она начала «задавать интересные вопросы, касающиеся опер Вагнера», а в пять лет «с полной отдачей играла эпизодическую роль в «Мейстерзингерах» (в отцовской постановке)».

Плюс: непричастность к старым семейным распрям.

Минус: полное отсутствие не только профессионального, но и жизненного опыта.

«Как мыши кота хоронили» - сюжет этой сказки-аллегории имеет известное сходство с происходящим в Байрейте, где союз меценатов, политики от культуры и члены Вагнеровского клана совместными усилиями пытаются «уйти» Вольфганга Вагнера. 82-летний внук великого композитора и основателя фестиваля в Байрейте руководит дедовским предприятием полвека, и уходить не собирается, несмотря на угрозу окончательного превращения в доисторическую окаменелость.

Пока же очевидно, что сложилась та самая патовая ситуация, которой все и боялись: совет принял решение и даже установил срок вступления в должность нового директора - октябрь 2002 года. Вольфганг Вагнер отбыл за несколько дней до заседания в путешествие по Юго-Восточной Азии, заявив напоследок, что и не подумает уходить со своей должности и не позволит оказывать на себя давление. Расторгнуть пожизненный контракт Вольфганга Вагнера невозможно. Можно лишить Байрейт госсубсидий, составляющих порядка 6 миллионов марок в год. Это, конечно, болезненно, но не смертельно: Байрейт проживёт и без субсидий, тем более, чтоуж кто-кто, а Вагнеровский фестиваль без спонсоров не останется (одну из постановок в 2003-ем году уже взялся финансировать знаменитый американский меценат Альберто Вилар, тот самый, который поддерживает и Мариинку).

В активе у Цеетмайера и Рюмелина лишь один действенный козырь: они могут расторгнуть контракт на сам Байрейтский театр - официально Вольфганг Вагнер снимает его у государства. Вольфганг Вагнер уже заявил, что будет оспаривать это намерение в суде, но опасность остаться «королём без королевства» для него весьма реальна.

Но не учитывать специфику семейного вагнеровского характера - очень недальновидно. В таком случае Вольфганг Вагнер уж точно будет сидеть на своём контракте до скончания века, как дракон Фафнер - на страже «золота Рейна»....