Parsifal goes Mexiko

0
greenaway
posada
Jonathan Meese
que viva mexiko
que viva mexiko 2
wilson 1991
staatsoper hh
que viva mexiko 7

Режиссер Achim Freyer, Государственная опера г. Гамбург

Амфортас - Wolfgang Koch, Титурель - Tigran Martirossian,
Гурнеманц - Kwangchul Youn, Парсифаль - Andreas Schager,
Клингзор - Владимир Байков, Кундри - Claudia Mahnke,
Дирижёр - Kent Nagano

Nagano начинает очень тихо, публика не дыша, сидит спокойно,
свет не сразу гаснет и мы впитываемся в музыку и грандиозную, панорамную декорацию.
Мы видим арену, спираль, цифры и геометрические фигуры, проекции,
которые преобразуют спираль в сферу, отражающие пол и потолок, мы видим фильмы на заднем плане, воду, световые, стробоскопические эффекты, зайцы, вырезанные по дереву лица Posada, высвечиваются слова: свет, ночь, чернота, сострадание, надежда...

Вспоминается фильм Питера Гринуэя „Эйзенштейн в Гуанахуато“, в котором, по замыслу режиссёра, Эйзенштейн совершает coming-out: краски, формы, виды, символы смерти.
Рыцари Грааля в черном, носят остроконечные шляпы инквизиции, маски, карикатурные лица. Все существует или кажется, всё правда или только видимость, все играет и отражается, всё без начала и конца.

Постановка отсылает к работам Schlingensief и Robert Wilson 1991 ого года, чьи сцены все еще стоят перед глазами.

Постановка, имеющая успех у публики, получила довольно сдержанную критику. Хвалили артистов, кроме Гж. Mahnke, обвинили Nagano в слишком высоком темпе и даже в равнодушии.
Мне, как и многим, очень понравился весь состав.
Не припомню другого настолько внушительного Амфортаса, и голоса Schager и Mahnke, скорее жёсткие и металлические, вписались созвучно
в представление. Все пели понятно и Nagano руководил превосходно,
строго и без эффектов, но с вниманием к исполнителям и эмоционально.
Вместе с оркестром он получил особенные аплодисменты. Так как я последнее время не принимаю никаких рецензий всерьёз, так и вы не верьте ни одному моему слову.

Постановка также критикуется за её загадочность: цифры, фигуры, краски, свет: но какой смысл скрывается за этим? Freyer отказывается от действия, история не сыграна, а показана, движения статичны, только намёки, как у Wilson, они заряжены символами и понятны через изображения лишь интуитивно. Изображения, в которых каждый уловит для себя собственный смысл. Мы не вынуждены, следовать указке режиссёра, он оставляет нам свободу. Мы можем эту торжественную сценическую мистерию интерпретировать как христианскую (против Вагнера?) или мы распознаем (в смысле Шопенгауера) что cозерцание важнее абстрактных понятий. Идеи можно свободно генерировать и развивать, чувства - не совсем.

Цифры, алгоритмы - символы рыцарей Грааля как и нашего времени,
нам говорят, что мы можем постичь мир и овладеть им.
Наука, математика, физика - просто вера, зловерие?
Парсифаль - арлекин в поиске Частицы бога?

Заяц, немецкий символ мира и жизни от Дюрера до Бойса, «грешит бесстыдно, непробудно», невинная, похотливая природа оскаливается в Karfreitagszauber. Грааль - свет, молодость и чистота, старость и мудрость, держит зайчика в руке.

Смерть является везде. В ее присутствии все человеческое старание и
страдание выглядят как-то просто и бесполезно, и она никого и ни от чего не избавляет.

Клингзор носит галстук Трампа - это не антисемитский символ кастрации, но знак отсутствия сострадания, прежде всего к самому себе. Эдинственный моралист - циник власти.

Кундри - не соблазнительница, а исчадие ада, Медуза, чей вид и взгляд способен каждого привести к конфронтации с самим собой.

В постановке мы найдём не только Эдипов Комплекс, но и отцеубийство - тема Фрейда которой несколько пренебрегают в литературе о 'Парсифале' - тут углублена, когда Амфортас является как Христос.

Он и Парсифаль,как и мы, заблудились в непонятном мире, спотыкаясь между Оно и Сверх-Я, в поиске Я и самого себя. Как Эйзенштейн в Мексике. Как Достоевский, по мнению Фрейда: „После самых пылких усилий примирить запросы индивидуальных влечений с требованиями человеческого сообщества он вновь возвращается к подчинению мирским и духовным авторитетам, к поклонению царю и христианскому Богу, к черствому русскому национализму, к позиции, к которой менее значительные умы приходили с меньшими затратами сил“.

Парсифаль мазохист, как Достоевский?
У режиссёра другое мнение: "Только пробуждающееся в Парсифале человеколюбие, познанное им в своих бужданиях, придает смысл всему что он испытал: любви, чувственности, материнской любви и всепрощению."

У меня есть тоже свое мнение: с капитализмом возникла романтическая опера. Немецкие романтики стали первыми критиками. Они были против просвещения - выше, чем реальность и рациональность, они ставили субъективную реальность. Знание мешает, предчувствие важнее опыта.
Желания обретут реальность. Через вдохновение открывается путь к божественному. Сюрреалисты дополнили эту идею и привнесли в искусство непроизвольное, бессознательное, мечты - и опера "Парсифаль" следует законам мечты. Сюрреалистическая или позднеромантическая - в какой же реальности должна она воплотиться?

Свет, ночь, чернота, сострадание, надежда...
Реалитет Вагнера - музыка.

"Сострадание - самая сильная черта моей сущности, и наверное она
исток моего мастерства“
(Вагнер к Матильде Везендонк, 1858).

"Парсифаль": - это мечта. Начало.
Спектакль, о котором стоит дискутировать.

В противоположность к скандально-плоскому в Байройте 2016
хотя Zeppenfeld выдающийся исполнитель (Klaus Florian Vogt - мерзкий как всегда).
Но, как я сказал, не верьте мне.

Трейлер Государственной Оперы г.Гамбург

Контркакт с Нагано только что продлили до 2025.
Было бы глупо упустить его.

Fotos

Galerie Krinzinger (Ausstellung Meese)
Peter Greenaway - Eisenstein in Guanajuato
Eisenstein in Mexiko 1931
Que viva Mexiko

Jose Guadalupe Posada
Robert Wilson
Staatsoper Hamburg

Ну наконец-то

в поле обзора обнаружился немецкий режиссёр, который по ходу видел какие-то картины немецких художников и, кажется, даже смотрел Ланга и Вине. Без обид, но чаще всего, когда смотрю немецкие постановки, такое ощущение, что в курс сценографии у этих людей входило лишь многократное повторение фразы "Забудьте всё, что было до вас". И ещё свет - он у немцев, как правило, очень жёсткий, не люблю такой. В этой постановке тоже жестковато (по трейлеру). Однако требовать ещё и объёма впридачу к хорошей картинке было бы, конечно, запредельной наглостью, так что молчу. Ассоциации у такого спектакля могут быть самые разные, но картинка цепляет, факт - с удовольствием бы посмотрела эту постановку. Исполнители по трейлеру тоже впечатлили все, кроме Амфортаса. Оркестр Нагано... нельзя, понятно, судить по пяти минутам, тем более, мне о Нагано. Обычно не догоняю по первому разу его концептов, мне тоже кажется, что всё как-то холодновато и академично. Фишки начинаю отлавливать только со второго раза, и здесь наверняка было бы так же. По-любому это весьма высокий уровень и музыкально, и сценически. Так что поздравляю наших гамбургцев - для третьей музыкальной столицы страны реально круто. Это было бы круто и для первой - здорово, ещё раз поздравляю!

Кент Нагано

А мне нравится его Вагнер. Да, он несколько холодноват, но очень-очень красив. И странен. И прозрачен. Вообще, из-за отсутствия излишней экспрессии и обычного у других маэстро грохота и грома у него можно разглядеть целый набор смыслов, как и у самого композитора. Еще у него, кроме духовой и ударной групп слышны и другие инструменты, особенно хороши вагнеровские скрипки.
Может мягкость и возвышенность его игры и составляет необходимый контраст жесткой постановке?
Вот как верно, что Фогт - не Парсифаль! Да и вообще - а кто он? Не Лоэнгрин, уж точно. Разве что Вальтер... а Шаггер - да он один сделает любую постановку.