Дирижёры

Первым дирижёром многих своих опер был сам Рихард Вагнер, игравший увертюру к «Тангейзеру» за 12 минут (вместо средних нынешних 14-и) и, бывало, проклинавший других дирижёров, исполнявших его произведения с блеском, но имевших наглость встать за пульт без его высочайшего одобрения. Ничего похожего на «вагнеровские голоса» в театре тогда не существовало, оркестры были, как правило, меньше современных, а единственной оперой, написанной с учётом главного вагнеровского сценического нововведения - оркестровой ямы - был «Парсифаль». Таким образом, представить, как в идеале звучали оперы Вагнера в его время для него самого мы сейчас не можем при всём желании, и вопрос о лучшем «аутентичном» исполнении этих опер снимается сам собой.

В процессе проведения опросов о лучших вагнеровских певцах и певицах пару раз всплывала тема о корректности формулировки вопроса «Ваш любимый тенор, бас и т.д.» Не всем пользователям было легко сразу определиться с выбором «самого-самого» из всех любимых. Но имеющаяся форма, к сожалению, не позволяет многовариантных ответов, поэтому выбирать всё-таки приходилось – и придётся дальше. Однако в отношении столь сложной и многофакторной субстанции, как дирижёры, такой выбор без какого-то дополнительного ориентира нам и самим уже показался достаточно сложным. Поэтому в опросах о вагнеровских дирижёрах вопрос сформулирован более конкретно: «Кто из дирижёров представляется Вам наиболее интересным интерпретатором Вагнера?» То есть фактически мы продолжаем выбирать лучших и любимых, однако даём небольшую смысловую зацепочку для колеблющихся - и вместе с тем благополучно выходим из-под огня въедливых критиков, возмущающихся: «Ну как это можно сравнивать Бёма и Фуртвегнлера, когда у них просто разный подход?!» В порядке появления на сайте материалов о победителях опросов новая формулировка ничего не изменит: занявшим первые места посвящаются большие статьи, занявшим вторые - краткие биографии.

Как и в прежних опросах проекта «Выбираем лучших вагнеровских исполнителей», речь идёт о дирижёрах начиная с середины 20 века, чьи полные записи опер Вагнера повсеместно доступны. Если кто-то из пользователей хочет поделиться впечатлениями от спектаклей Артуро Тосканини, Бруно Вальтера, ещё кого-то из довоенных великих маэстро, либо их биографиями – милости просим. Раздел «Другие выдающиеся дирижёры» создан. Там же можно написать о прекрасных симфонических дирижёрах, концертных интерпретаторах Вагнера, которых мы не включали в опросы, но которые имеют, однако, свои неоспоримые достоинства и своих поклонников.

Ещё раз напоминаю, опросы по дирижёрам проводятся в два этапа:
8 октября – 7 ноября – «старая гвардия»
8 ноября – 7 декабря – современные дирижёры.

08.11.2012
Итак, первый этап «выборов вагнеровских дирижёров» закончен. Среди «старой гвардии» вполне предсказуемо победил Вильгельм Фуртвенглер, набравший 22 процента голосов пользователей и на семь процентов опередивший одного из двух присутствовавших в списке не немцев – сэра Георга Шолти с пятнадцатью процентами. Совсем не намного от Шолти отстали занявшие третье место Герберт фон Караян и Карл Бём - с четырнадцатью и тринадцатью процентами соответственно. Полные итоги голосования можно посмотреть по ссылке на результаты опроса.

08.12.2012
По ходу дисуссии уже много говорилось о том, что только в наших патриотично настроенных северных краях Валерий Гергиев со своей единственной записью Вагнера мог обогнать в опросе таких грандов как Тилеманн, Ливайн и Мета – поэтому не буду повторяться. В сухом остатке: в тройке лидеров Тилеманн набрал 16 голосов, Гергиев – 17, Баренбойм – 19 и стал победителем опроса. С чем поздравляем и его, и себя, ибо полного торжества ура-патриотизма всё-таки не случилось и здравый смысл пользователей возобладал, пусть и с минимальным перевесом. Материалы о Гергиеве и Баренбойме добавлены, а с полным распределением голосов можно ознакомиться в результатах опроса. Хотелось бы также надеяться, что поклонники уважаемого маэстро Гергиева напишут хотя бы парочку рецензий на вагнеровские постановки под его руководством и тем самым, возможно, прояснят для всех остальных логичность своего выбора и достоинства питерского маэстро не просто как выдающегося дирижёра (в чём никто не сомневается), а именно как выдающегося интерпретатора Вагнера.

14.01.2013
В специальном новогоднем опросе об обладателе лучшего (среди дирижёров-вагнерианцев) чувства юмора победил Эрих Ляйнсдорф – соответственно, он и стал первым, о ком появилась статья в разделе «Другие выдающиеся дирижёры». В дальнейшем заполнении этого раздела мы очень надеемся на помощь и участие пользователей. Писать можно в любой форме, единственное ограничение: количество внешних ссылок в любом материале – до трёх включительно.