Ищущий да обрящет! («Тангейзер», МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, 12.11.2013)

5
Средняя: 5 (2 голосов)
"Тангейзер", Микицкий, Андреева, 3 акт

(Валерий Микицкий, Наталья Мурадымова, Алексей Шишляев, Лариса Андреева, Денис Макаров, хор и оркестр МАМТ, дирижёр Фабрис Боллон, режиссёр Андрейс Жагарс, художник Андрис Фрейбергс, художник по костюмам Кристине Пастернака, танцевальная труппа «Балет Москва»)

Мне очень нравится театр им. Станиславского – солисты, репертуарная политика, сам зал – и, тем не менее, я была уверена, что Вагнера «по-взрослому» этот театр не потянет. В первую очередь из-за своих скромных оркестра и хора. Что сделал с ними Фабрис Боллон – это уму непостижимо! Скрипичная группа парила в вагнеровских эмпиреях, обеспечивая фантастическую плотность и эмоциональную насыщенность звука. Духовые работали «в две смены» – за себя и за того парня, который не уместился в оркестровой яме. Даже медные, по местному счёту, почти не киксовали. Хор – особенно мужской – фактически тоже отработал за себя и за того парня. Да, была пара моментов, когда группы в оркестре немного разошлись, и наименее удачно прозвучало вступление к третьему акту, где как раз много медных духовых соло. Однако, судя по рецензиям на два первых спектакля, некоторая несыгранность к моему, четвёртому, представлению практически нивелировалась и скоро уйдёт совсем. В полный уход «медных проблем», прямо скажем, не верится, но, как бы то ни было, уже сейчас это НАСТОЯЩИЙ «Тангейзер», завораживающий высотой музыкальной мысли и красотой оркестровки – без всяких скидок на «театр № 2».

Версия парижская, с «Вакханалией», действие перенесено постановщиками в вагнеровский 19 век. Как бы. Потому что первая сцена в гроте Венеры, по замыслу режиссёра являющая развратный салон некой парижской дамы полусвета, на 19 век не тянет. Такого барби-розового цвета, в какой одета большая часть женского кордебалета и затем Венера во время пения, в 19 веке не существовало. С балетом как с таковым, на мой взгляд, тоже не совсем сложилось. Здесь нужно всё-таки чётко определиться: либо ты вместе с вагнеровской музыкой показываешь красоту эротики, пусть и с налётом декаданса, либо выдаёшь нечто концептуально противоположное. Чередовать постоянно «ой, как красиво – одобрямс!» и «фу, как пошло – осуждамс!» не есть грамотное решение для этой сцены. Любопытная сама по себе фишка с пением первой сцены по-французски тоже не прошла. Потому что по-немецки солисты вообще – и Валерий Микицкий в особенности! – поют выразительно и с толком, а вот по-французски – просто никак. В театре ответственно проработали с певцами немецкую тему, за что всем большой респект и благодарность, но прорабатывать так же французскую ради единственной сцены, естественно, никто не собирался. В результате этот концепт повис в воздухе, и ощущение от него, ровно как от балета – ни рыба, ни мясо. Противопоставление французского немецкому в таком ключе действительно было по-человечески актуально для Рихарда Вагнера. Однако ему вряд ли понравилось бы, что ради этой идейной декларации жертвуют цельностью и выразительностью половины акта оперы.

Собственно к постановке мизансцен господином Жагарсом, как и к работе художника, претензий практически никаких. «Немецкая» часть спектакля сделана весьма добротно и во всех отношениях, включая костюмы. Хорош образ главного героя – не такого, как все, и как бы опережающего время в своём изящном светлом плаще. С достоинством выделен военной формой из общей массы бюргеров ландграф. Кринолины дам спокойных серо-коричневых тонов нисколько не чопорны, а строго-изысканы. Турнир совершенно логично сделан костюмированным, все участники (кроме Тангейзера) в серебристых доспехах. Прекрасное в своей простоте решение для Элизабет в третьем акте – капюшон на тёмном кринолине. В общем, всё замечательно. Единственно, лично мне не хватало маломальского зрительного выделения Вольфрама. А касательно постановки – не поняла, зачем Элизабет в третьем акте не только пошатывалась, но и хромала, и ещё – почему пилигримы на обратном ходу ничуть не воодушевлены, а всё так же понуры и придавлены грехами. Постановка-то, несмотря на временной перенос и «парижское» включение, по большому счёту классическая, то есть практически не пересматривающая вагнеровскую расстановку моральных акцентов. Антирелигиозный посыл режиссёра хорошо вписался в общий возвышенный визуальный ряд в конце, но в возвращении пилигримов получился просто немного мимо музыки. Впрочем, в целом, ещё раз повторяю, спектакль выстроен более чем достойно, и даже не совсем удавшиеся мелочи показывают его сугубую невторичность. В активе постановки также отличная динамика без лишнего мельтешения по ходу всего действия и все без исключения хорошие актёрские работы.

Драматическая проработка роли Валерием Микицким вообще выше всяких похвал. И поёт он на самом деле именно так, как нужно петь Тангейзера. Это даже не совсем укладывается в голове, как можно было так лихо, начав с одной из сложнейших партий, взяться за Вагнера – и получить столь впечатляющий результат. Да, все критики безусловно правы: голос Микитского для вагнеровского оркестра слабоват, и на форте этого точностью интонации не исправишь. Но я настолько не переношу, когда эту интереснейшую партию тупо орут (и ещё записывают это безобразие!), что готова простить несколько досадных провалов «под оркестр», лишь бы остальное соответствовало образу «моего Тангейзера» – не просто поэта, но «первого поэта нового времени», мятущегося между романтизмом и декадансом, с эффектированной дикцией и огромным разлётом беспокойной души, от скрежетания гордыни до высокого просветлённого парения. И всё это у Микитского есть! Плюс певец очень грамотно разложился и после нескольких «недоборов» в первых двух актах провёл рассказ в третьем на максимуме своих возможностей.

Элизабет – Наталья Мурадымова – выступила во втором акте настолько ярко и безупречно, что впору говорить о рождении вагнеровской звезды, по крайней мере местного масштаба. Молитва в третьем акте удалась певице чуть меньше, но именно «чуть». Это всё равно очень высокий уровень, и мне даже кажется, что случившийся небольшой недостаток «молитвенности» может быть легко доработан.

Вольфрам в исполнении Алексея Шишляева прозвучал скорее внушительно, чем трогательно. В принципе, такая «бюргеризированная» трактовка образа вполне допустима – без особо нежных нюансов, зато, по контрасту с главным героем, ровная и сильная. То есть голос певца я бы подходящим для этой партии не назвала, но само по себе выступление было достойное и ничего не испортившее. Несколько однообразной показалась мне Венера в исполнении Ларисы Андреевой (при отличном внешнем соответствии образу). Никаких киксов, хрипов и вообще явных недостатков в её вокале нет. Но есть какая-то легковесная монотонность и усреднённая русско-итальянская протяжность, совсем не подходящая вагнеровской Венере. В результате моим невагнерианским друзьям её выступление понравилось, а я даже не стала сильно убеждать их, что это надо петь абсолютно иначе. В конце концов, вовсе не факт, что специфическая хрипуче-крикучая драматичность, зачастую демонстрируемая «вагнеровскими» певицами, лучше, чем такое пропевание этой партии – ясное, практически безакцентное и усреднённо сопрановое, без меццо-звучности и выразительности. Хотя для себя я бы, конечно, предпочла в следующий раз послушать в этой постановке другую Венеру.

Денис Макаров (Ландграф) начал не очень внятно, что я списала на недостаток басовитости. Однако в сцене приветствия гостям такой тембр уже нисколько не помешал ему распеться до полной душевности и вальяжности. Так что в этом компоненте зачёт, как и в целом по рыцарской компании – а то, что у нас конкретно с тенорами проблемы, так это, извините, все знают наперёд, и никакой новости тут нет. Хор и пел, и выглядел замечательно – правда, с ними никто немецким не занимался, но это тоже было предсказуемо.

Резюме: при всех точечных недочётах, эта постановка собственными вокальными и «соседскими» режиссёрскими силами настолько неожиданно хороша и энергетически насыщена, что в неё уже с середины первого акта уходишь совершенно. И только в антрактах выплываешь в реал с восторженно-изумлённым: «Господи, а ведь можем, когда хотим!» И – возвращаясь к началу – отдельная благодарность маэстро Боллону за его чуткое и самоотверженное музыкальное руководство и получившегося в итоге действительно настоящего Вагнера – поражающего богатством ритмов и оттенков, без упрощений, но тонко подстроенного под постановку и вокалистов.

Одобрямс!

5

Пишу по горячим ещё следам, поэтому горячий «одобрямс» и пятёрка постановке «несмотря на все «на». И… снова о том же. Не могу понять: я такая невезучая или это какая-то повсеместная уже катастрофа? Люди аплодировали по окончании отдельных сцен и не дожидаясь конца актов – ну ладно, это от избытка чувств. Но мобильные, эти вечные хреновы мобильные! И это шуршание-шептание в зале! Ведь сколько раз говорено: кому надо пошуршаться, шуршитесь, когда громко играет оркестр и громко поёт хор. Это же Вагнер, у него таких мест предостаточно! И если кому-то так важен некий звонок, ну держите телефон в руке, выключив звук. Подсветка всё-таки на порядок меньше мешает, чем наглое треньканье. Кругом же люди, и большинство из них пришло слушать совсем другую музыку – чудесную, любимую. Какая радость в том, что одновременно двести человек подумает: «Ах ты, тупое быдло! Что ж ты здесь гадишь-то?!» А чтобы они так не подумали, нужно всего-то – выключить телефон перед началом акта!! Уже никакой толерантности не хватает, когда третий акт на дворе – и всё то же самое… Понимаю, что наших постоянных пользователей это в последнюю очередь касается, но здесь и не наши тоже ходят иногда, так что обращение к ним, а точнее, к самым беспечным из них: люди, пожалуйста, не забывайте выключать свои смартфоны-телефоны в театре!

На самом деле первую рецензию на эту постановку написал уважаемый Paul, только она осталась в новостях, к сожалению. Даю здесь на неё ссылку - комментарий № 6 о премьере "Тангейзера".

Комментарий от Olga на "Тангейзера" и ответ на него (дубль)

5

Olga
Два слова о "Тангейзере" в театре Станиславского 26 января с.г. Мне не повезло -- не было балета в первом акте! Венера (Ирина Ващенко) неплохо справилась с задачей, особенно учитывая, что пение ей пришлось совмещать с физупражнениями (кувыркание с Тангейзером на каких-то спортивных матах). Очень понравилась Елизавета (Анна Нечаева) -- пятерка! Тем более радостно, что, прочитав отклики на сайте, я страшно жалела, что не попала на прославленную Мурдымову. Все миннезингеры молодцы, вот только исполнитель заглавной партии Майкл Путч разочаровал. Пение из разряда "чистенько, но бедненько"; что касается образа, то вместо неотразимого чувственного обаяния Тангейзера, гениального поэта и любовника, перед нами типичный представитель "офисного планктона", страдающий ипохондрией и неврастенией. Что касается постановки, загадкой для меня остались зеркальные потолки, "дублировавшие" происходившее на сцене: мне так и не удалось постичь символический смысл этого удвоения (или двоемирия?). Может быть, кто-нибудь меня просветит на сей счет? Со вкусом выполнены интерьеры и костюмы во 2 действии в стиле бидермайера.

Sletelena
Очень любопытно... Я, собственно, насчёт "Тангейзера" и отсутствия в нём балета. А что же было вместо балета в течение всей "Вакханалии"? Заполнить 12 минут музыки кувырканием Тангейзера с Венерой - слишком жестоко для певцов, а чистой музыкой - слишком непривычно для зрителя и ответственно для оркестра. Вообще, это интересно, что они взялись менять постановку по ходу. Народу не понравился вульгарный балет - балет убрали - хорошо, если не по принципу: "Не нравится?! Так пусть вам будет хуже!.." На самом деле никто не спорит, что можно придумать ерунду и похлеще того балета, который был )) Но бум надеяться на лучшее...
То, что господин Путч не звезда и на спектакль с ним ломиться не стоит, я как-то прямо шестым ребром чувствовала )) И большое спасибо, уважаемая Olga, что Вы это подтвердили.

А Вакханалии просто не было.

А Вакханалии просто не было. Увертюра -- а потом сразу общение Венеры и Тангейзера в гроте. Причем титры (перевод) пошли на экране как раз минут через 10 после начала первой сцены -- как будто привычно дожидались окончания балета. Поэтому я склонна думать, что это не спектакль по ходу поменяли, а просто "маленькая техническая неувязка" -- может, кто из танцовщиков внезапно не пришел (заболел, ногу подвернул), может, еще что-то в таком роде, вот спектакль и сократили.

Не поняла опять: то есть они

Не поняла опять: то есть они поменяли Парижскую версию на Дрезденскую, с полной трёхчастной увертюрой? Или увертюра была таки из двух частей, а потом сразу дуэт??

А вообще-то, да, Вы правы!

А вообще-то, да, Вы правы! Увертюра ведь была классической, полной. Снова заглянула в программку: там честно не указаны артисты балета, хотя присутствует постановщик-хореограф. И еще написано, что продолжительность спектакля 4 часа, но в реальности шел он поменьше -- три с половиной, ну, может, 3.40. Словом, загадочно. Скорее всего, действительно решили вдруг дать дрезденскую версию с французским в начале 1 акта и в конце 3-го (когда появляется Венера, и Тангейзер снова переходит на "язык чувственной любви"). Может, однако, какая-то смешанная редакция? Теперь постфактум мне уже трудно судить. Смешно, что хоть я и знала, что иду на парижский вариант, но спохватилась только в первом антракте: "а где же, простите, Вакханалия?!"

Чудны дела Твои... :-)

Чудны дела Твои... :-). А, интересно, сам дуэт с Венерой остался "парижским"? Там, где в конце диалога Венера долго бьется в истерике?

Вообще-то, мне уже такие финты встречались, причем даже в Байройтских записях. Видела я как-то лицензионный (в смысле, с буклетом) комплект дисков с записью 1964 года (дирижер Отмар Зютнер), и в буклете было написано, что это та же постановка, что и в знаменитой записи Заваллиша 1961 года с Виндгассеном, Лос-Ангелес и Бамбри. Но это была рафинированная дрезденская редакция, а в записи 61 года - смешанная, балет в полный рост, хотя дуэт тоже сокращенный, "дрезденский". Правда, упомянутую запись 61 года я в лицензионном виде не видела, скачала некогда с "Осла", так что долго была в недоумении, не веря, что одна и та же постановка могла так мутировать. Но, видимо, разных смешанных редакций, так или иначе в свое время авторитетом автора освященных, так много, что даже в Байройте не считают зазорным их тасовать при нужде :-)

В театре мне показалось, что

В театре мне показалось, что препирательства с Венерой в 1 действии идут по сокращенному варианту. Но потом, проверив по имеющимся на classics online Байройтским постановкам, поняла, что это был эффект отсутствия Вакханалии. Тангейзер трижды произносит, как и положено, "laissez-moi fuir", Венера вначале умоляет, потом проклинает -- все, как в парижской версии. НО! И состязание певцов не сокращено, а дано полно, как в дрезденской. Когда-то я прочитала в рецензии на МАМТовского "Тангейзера", что они ставят смешанную редакцию. Видимо, это тоже смешанная редакция, но другая -- их столько, что есть, из чего выбрать, как Вы совершенно справедливо заметили.

А вот препирательства с

5

А вот препирательства с Венерой можно было и сократить, раз уж всё равно переделали... Но печальнее другое: в афише театра на ближайшие 3 месяца "Тангейзер" не значится. Остаётся надеяться, что хотя бы в мае этот обновлённый вариант всё-таки можно будет увидеть.

А может, снова покажут

А может, снова покажут вариант с балетом. Или удивят очередной, совсем новой редакцией...

24 июня 2014 года

5

Вакханалии не было и в этот раз. Была увертюра с пустой сценой и каким-то горным пейзажем на заднем плане.
За Тангейзера пел Майкл Путч. Пел откровенно слабо, особенно первые два акта. В третьем, в диалоге с Вольфрамом - то ли обстановка более соответствовала его уставшему голосу, то ли распелся, но в третьем акте он реабилитировался, и финал получился шикарным.
Венера - Ирина Ващенко - отработала на твердую пятерку.
Елизавета - Наталья Мурадымова - была просто превосходна!!!
Из остальных в лучшую сторону выделялся ландраф Герман, в исполнении Дениса Макарова. Вольфрам - Алексей Шишляев - в этот раз не блеснул, но партию свою провел ровно, на твердую четверку.
Хор, как всегда в этом театре, превосходен.
Но главным откровением этого спектакля был оркестр. Дирижер Антон Гришанин сотворил просто чудо, такого превосходнейшего исполнения "Тангейзера" я не припомню ни на одной записи. Виртуозная игра с темпами, где-то замедленно, тихо и проникновенно, где-то "на полную", торжественно и бравурно, ни единой рассогласованности, ни единого эпизода, когда излишне громкий оркестр заглушал голос солиста. Оркестру и дирижеру - наивысшая оценка, какая только возможна!!!
Зрители - да, шуршали, да, хлопали среди действия пару раз. Но в целом публика абсолютно вменяемая, телефоны солистам не подпевали. Зал был полон, включая ступени в бельэтаже и стулья в проходах.
В общем, несмотря на отсутствие вакханалии и некоторые огрехи со стороны исполнителя главного героя, в целом ставлю твердую пятерку. И еще раз выражаю восхищение Дирижером. Как говорится - дай Бог не последний раз.

Совершенно согласна со всем

Совершенно согласна со всем вышесказанным. Добавлю еще, что титры появлялись во время - что не всегда бывает. А также, что в первом действии физупражнения Венеры с Тангейзером на некоем подобии спортивных матов на сей раз были сведены к разумному минимуму - что тоже радует. Однако же тоскливое впечатление от гражданина Путча минувшей осенью оказалось не случайностью. Итак, снова дрезденская версия, - видно, парижскую в МАМТ так и не суждено мне увидеть...

Ну, знаете, хорошая полная

Ну, знаете, хорошая полная увертюра тоже дорогого стоит. И, похоже, прав был уважаемый Fremder насчёт Антона Гришанина. Видимо, "младой надежд" действительно вполне себе крут, если, будучи вторым, выстроил под себя оркестр, как под первого. Однако остался вопрос (если вдруг кто-нибудь обратил внимание): а разница какая-нибудь с Боллоном была? Или всё ровно в той же концепции и ровно также? МАМТ не Мариинский и афиш за год не вывешивает, поэтому затруднительно сказать, что год грядущий там готовит - и совершенно абстрактно я пока рассуждаю, Гришанина не слышавши и ориентируясь только на ваши высокие оценки, друзья. С одной стороны, собственный первоклассный дирижёр на "Тангейзере" - это здорово. Но, с другой, Боллона терять тоже не хочется, отличный он спектакль сделал, и вообще у меня слабость к сочиняющим дирижёрам ))