"Летучий Голландец" в Михайловском театре

3
Средняя: 3 (1 голос)

Побывала вчера на долгожданной (и многострадальной, учитывая замену режиссера "на переправе") премьере.

Сначала о музыкальной стороне. Мне искренне понравилась работа дирижера Василия Петренко - ярко, эмоционально и достаточно нестандартно - особенно, когда постановка не отвлекает от музыки, как было на увертюре . Хор понравился только женский - во втором акте хоровые сцены были хороши, а "матросы" пели значительно менее слаженно, хор звучал мутновато.

Прекрасная была Сента в исполнении Азмик Григорян - она чуть-чуть осипла к финалу, но второй акт звучал великолепно. Особенно мне понравилась баллада - не всякой певице удается исполнить её без того, чтобы высокие акценты резали слух - и при этом с выдающейся эмоциональностью. Мне понравился Даланд в исполнении Станислава Швеца - богатый сильный голос. Хорош был также Рулевой (Сурен Максутов). Голландца пел Йоханнес фон Дуйсбург - и на мой вкус, Голландец был слабоват. Тембр его голоса казался слишком светлым, но при этом у него были явные проблемы именно с высокими нотами, а самая нижняя в первом акте прозвучала лучше всего . Мощности тоже недостаточно для Голландца, во всех дуэтах, что с Даландом, что с Сентой, партнеры его забивали. В общем, Голландец не впечатлил. Эрик в исполнении Дмитрия Головнина звучал, конечно, мощно, но, на мой слух, там было больше крика, чем пения - хотя, возможно, это так ему вышла боком режиссерская концепция . Но в целом с музыкальной частью постановки театр определенно справился неплохо.

И теперь о печальном - о вышеупомянутой "концепции" очередного творения нашего плодовитого вундеркинда Бархатова . Я бы сказала, это та самая "режопера" в худшем значении этого слова: выпендреж ради выпендрежа, оживляж ради оживляжа, имитация режиссерской мысли и творческого прочтения с помощью уже давно замыленных и бестолково и бессмысленно использованных штампов.

Там имеются "коробочки" (три штуки, поднятые над сценой на ножках), в которых иллюстрируются отдельные моменты сюжета. Например, когда в финале Голландец рассказывает о печальной судьбе изменивших ему жен, в "коробочках" его двойник по очереди застает их с любовниками и душит. Зашел в коробочку, выкинул любовника, задушил даму, вышел через другую дверь с чемоданом, покурил на переходном мостике, зашел в следующую коробочку... И так три раза - не Голландец, а просто Синяя Борода . На мой взгляд, вообще ничего из происходящего в коробочках не было нужно - просто лишнее мельтешение. Разве что в первом акте на закрытые жалюзи одной из них транслировались фрагменты какого-то старого черно-белого фильма-оперы - я бы, признаться, с удовольствием посмотрела тот фильм вместо этой постановки

Там также имеется толпа, которая злобно издевается над теми, кто от неё отличается (ещё один привет Чернякову) - в третьем акте все насмешки и агрессия хора направлены на Сенту и Голландца, которые, держась за руки, не сводят друг с друга глаз - за что их, в конце концов, насильно отрывают друг от друга и Голландца ещё и сталкивают в воду... Финальный дуэт Сенты и Эрика проходит при полном стечении народа, напоказ, так что это выглядит как публичный суд Сенты, на котором Эрик предъявляет ей свои обвинения...(и ещё один привет Чернякову)

Там имеется чемодан, с которым Голландец не расстается даже на своей "свадьбе", из которого достает - ну, не целое свадебное платье для Сенты, а только красный шарфик и туфли (это уже привет Конвичны). А решив свадьбу отменить, срывает с Сенты подаренные предметы туалета и прячет их обратно в чемодан... Эрик в образе типичного чикагского гангстера в характерной шляпе и с большим блестящим пистолетом, которым все время размахивает. Ясное дело, именно из этого пистолета Сента и стреляется - предварительно нежно прижавшись виском к виску Голландца, чтобы снести двоих одной пулей... С честным кровавым фонтаном...

Ну и по мелочи - многочисленная массовка, которая болтается по сцене без малейшего смысла (видимо, чтобы тем, кому скучно слушать, было на что смотреть), неожиданные раздевания-переодевания героев тоже без малейшего смысла, не говоря уж о привязке к музыке... И все это так убого, так натужно, так бестолково... Так много лишнего... По сравнению с этой поделкой широко обсуждаемая постановка Любимова "Князя Игоря" в Большом театре - пример настоящего режиссерского театра: как бы ни была спорна мысль режиссера, она там есть. А здесь нет ничего, одно голимое "симбурде" (симуляция бурной деятельности). В данном случае, ещё и симуляция мысли. Как это печально.

А оценку-то забыла!

3

Увы, не больше троечки, и то за свет музыки

Еще раз -- "Голландец", "Тангейзер" и "Тристан" в Москве.

Будучи новичком в этом виртуальном сообществе досточтимых вагнерианцев, прошу не судить строго мой скромный дебют -- отчет о вчерашнем посещении питерского "Голландца" на Новой сцене Большого театра. Выражаю полнейшую солидарность с Monstera по поводу режиссуры! Глядя на это, вспоминается посещение Остапом и Кисой гоголевской "Женитьбы". К сказанному добавлю: режиссеру, видимо, не приходит в голову, что оперные певцы -- не то же самое, что актеры драмтеатра. Они, вообще-то, на сцене очень заняты, исполняя сложные вагнеровские партии, регулируя дыхание, силу звука и т.д. А их заставляют все время бегать взад-вперед, кидаться стульями, пляжными зонтиками и катушечными магнитофонами (заменяющими прялки), резво приседать и вскакивать, судорожно рыться в чемоданах, толкаться и пихаться с массовкой, махать руками, и, как было отмечено, раздеваться и одеваться. Бедняга Голландец во втором акте, объясняясь с Сентой, должен был, по воле режиссера, натягивать через голову фуфайку, -- разумеется, не прерывая пения. Из-под фуфайки и прозвучало "Soll finden ich, nach qualenvollen Leben,in deiner Treu' die langersehnte Ruh'?" -- пока Сента продолжала активно рыться в груде тряпочек, устраивая гостя на ночлег. В финале после выстрела и "истекания клюквенным соком" Голландец и Сента, благодаря спустившемуся перед ними полупрозрачному занавесу, оказываются на дне гигантского аквариума-океанариума, по которому стадами плывут всякие акулы, медузы, скаты и прочая fauna marina. Единственное, что понравилось мне в постановке, -- задник, представляющий собой то бушующее, то мирно плещущееся море. На него приятно было перевести взгляд, когда накапливалась усталость от упомянутого "голимого симбурде" на сцене. Еще хочу пожаловаться на множество громких посторонних звуков, несущихся со сцены: топанье, хлопанье, бряканье, бормотание, шебуршение, грохот (то велосипед уронят, то пляжный шезлонг). А когда-то ведь в театре косо посматривали на тех, кто конфетными фантиками шелестит во время увертюры...
Что касается исполнения: с Голландцем труппе, похоже, хронически не везет. В адрес исполнения Андрея Маслакова не скажу доброго слова: глухо, с натугой -- и при этом без оттенков, ни тебе forte, ни тебе piano, не говоря уже о нюансировке. И, конечно, образ ничем не напоминает романтического инфернального страдальца: в самом начале в плаще с капюшоном еще туда-сюда, а как переоделся в белый "спинжак" почти до колен во 2 действии -- ну ни дать, ни взять, добрый толстый кок с трансатлантического туристического лайнера. Асмик Григорян (Сента) -- и впрямь молодец, хотя в этот раз порой все же срывалась с пения на крик / взвизг, особенно в дуэтах. Очень понравились Эрик (Головнин) и рулевой (Сурен Максутов). Совершенно согласна с высокой оценкой Даланда и разной оценкой хоров -- мужского и женского. Женский в знаменитой песне Summ' und brumm', да и дальше -- очень хорош! В отличие от Monstera, меня оркестр не слишком впечатлил - увертюра началась с кикса валторны, да и потом было немало "яиц всмятку".
Два слова о "Тангейзере" в театре Станиславского 26 января с.г. Мне не повезло -- не было балета в первом акте! Венера (Ирина Ващенко) неплохо справилась с задачей, особенно учитывая, что пение ей пришлось совмещать с физупражнениями (кувыркание с Тангейзером на каких-то спортивных матах). Очень понравилась Елизавета (Анна Нечаева) -- пятерка! Тем более радостно, что, прочитав отклики на сайте, я страшно жалела, что не попала на прославленную Мурдымову. Все миннезингеры молодцы, вот только исполнитель заглавной партии Майкл Путч разочаровал. Пение из разряда "чистенько, но бедненько"; что касается образа, то вместо неотразимого чувственного обаяния Тангейзера, гениального поэта и любовника, перед нами типичный представитель "офисного планктона", страдающий ипохондрией и неврастенией. Что касается постановки, загадкой для меня остались зеркальные потолки, "дублировавшие" происходившее на сцене: мне так и не удалось постичь символический смысл этого удвоения (или двоемирия?). Может быть, кто-нибудь меня просветит на сей счет? Со вкусом выполнены интерьеры и костюмы во 2 действии в стиле бидермайера.
Под занавес -- не могу не сказать о ноябрьско-декабрьском "Тристане" в "Новой опере" -- с отечественными Тристанами и Изольдами. По-моему, Вениамин Егоров в роли Тристана просто великолепен! Он поет эту сложнейшую партию не просто хорошо, но ярко и темпераментно. У него получился не Тристан-нытик и пессимист (постоянная проблема даже в "импортных" постановках), но Тристан-воин и герой, что мало кому удается. Изольда (Елена Поповская) -- вполне прилично, как и оба Марка (Ставинский и Ефанов). Зато просто беда с Брангенами. Что Анастасия Бибичева, что Елена Свечникова -- с "трясущимся" почти карикатурно итальянским вибрато в духе оперы-буффа. Кстати, в готовящемся спектакле 16 февраля впервые заявлен отечественный дирижер (Василий Валитов) вместо привычного маэстро Яна Латема-Кенига.

Очень любопытно...

Я, собственно, насчёт "Тангейзера" и отсутствия в нём балета. А что же было вместо балета в течение всей "Вакханалии"? Заполнить 12 минут музыки кувырканием Тангейзера с Венерой - слишком жестоко для певцов, а чистой музыкой - слишком непривычно для зрителя и ответственно для оркестра. Вообще, это интересно, что они взялись менять постановку по ходу. Народу не понравился вульгарный балет - балет убрали - хорошо, если не по принципу: "Не нравится?! Так пусть вам будет хуже!.." На самом деле никто не спорит, что можно придумать ерунду и похлеще того балета, который был )) Но бум надеяться на лучшее...
То, что господин Путч не звезда и на спектакль с ним ломиться не стоит, я как-то прямо шестым ребром чувствовала )) И большое спасибо, уважаемая Olga, что Вы это подтвердили. Но вообще давайте так: у Вас тут сейчас куча впечатлений "нерасфасованных". Про "Голландца" действительно надо было писать здесь, это правильно, но всё остальное лучше продублировать в соответствующих рецензиях. То есть про станиславского "Тангейзера" продолжаем разговор в "Тангейзере", а про Новую Оперу, соответственно, в рецензии на "Тристана".
И оценочки, оценочки в комментариях не забываем ставить, дорогие друзья....

А Вакханалии просто не было.

А Вакханалии просто не было. Увертюра -- а потом сразу общение Венеры и Тангейзера в гроте. Причем титры (перевод) пошли на экране как раз минут через 10 после начала первой сцены -- как будто привычно дожидались окончания балета. Поэтому я склонна думать, что это не спектакль по ходу поменяли, а просто "маленькая техническая неувязка" -- может, кто из танцовщиков внезапно не пришел (заболел, ногу подвернул), может, еще что-то в таком роде, вот спектакль и сократили.

"К сказанному добавлю:

"К сказанному добавлю: режиссеру, видимо, не приходит в голову, что оперные певцы -- не то же самое, что актеры драмтеатра. Они, вообще-то, на сцене очень заняты, исполняя сложные вагнеровские партии, регулируя дыхание, силу звука и т.д. А их заставляют"

Увы, режиссер Василий Бархатов не только нынче почему-то один из самых известных и востребованных именно оперных режиссеров, но и недавно вовсе стал художественным руководителем оперы Михайловского театра :-(. Печаль...