Вагнер «Тристан и Изольда», Большой театр Женевы 2005

4
Средняя: 4 (1 голос)

Не вдаваясь в философию "Тристана", про которую и так уже много наговорено, просто разберу постановку, кратко, по пунктам.

Оркестр романской Швейцарии (Orchestre de la Suisse Rоmande), дирижер – Армин Жордан
В целом очень добротное исполнение, все солисты оркестра на высоте. Дирижером взят довольно быстрый темп – соответственно, многие тонкости вагнеровской партитуры теряются автоматом, зато все энергичные моменты идут на ура. Сначала кажется, что оркестру как-то не хватает мощи, но к середине второго акта это ощущение уходит. Приятно, что в третьем акте соло на рожке встроено в постановку и играется со сцены, однако это относится скорее уже к следующей главе разбора.

Режиссёр – Энди Соммер
Постановка выполнена в основном в современном мейнстриме – большая доля абстракции и «киношный покадровый» разрез пространства по передней плоскости сцены на прямоугольники, в которых перемещаются герои. Опять же стандартно – преимущественно черно-бело-стальная цветовая гамма, но есть нюансы: ярко-рыжие волосы Изольды и Брангены и много хорошо работающей подсветки. В общем, как говорится, не кондовый минимализм – и уже слава богу. В третьем акте первоначальная концепция, естественно, несколько нарушается. Естественно – потому что в этом месте даже на самых убогих режиссеров (это не про Соммера) обычно нисходит вдохновение от потрясающей красоты и разноплановости вагнеровской музыки, и они умудряются выдать какой-нибудь весьма приличный ассоциативный визуальный ряд. В данной постановке изменение выглядит следующим образом. На сцене появляется глубина как вдаль, так и в прямом смысле, вглубь, причём заполненная водой, из которой восстают призраки детских воспоминаний Тристана и с толком прогуливаются по сцене. Не совсем понятно, насколько эти изыски можно оценить из партера, но сверху смотрится хорошо. Далее идёт прибытие Изольды – опять хорошо выстроенное и прекрасно сыгранное, а вот последующая драчка выглядит размазанно и бессмысленно. Да и финал с совершенно статичной Изольдой, вещающей с некой трибуны, тоже, к сожалению, не добавляет ни красоты, ни смысла – действительно досадно, потому что в целом-то постановка совсем неплохая.

Тристан – Клифтон Форбис
Поначалу ничего особенного, не слишком красивый голос, местами даже чуть недотягивает, но сразу очевидно, что в пару именно к этой Изольде такой Тристан вторым номером весьма подходит. И снова отдельно о третьем акте – он удался Вагнеру в качестве музыкальной драмы настолько, что, как это ни странно, выдерживает даже плохое исполнение Тристана, лишь бы оно было достаточно эмоциональным. Так вот здесь оно оказалось ещё и лучше ожидаемого по первым двум актам, плюс убедительная актёрская игра.

Изольда – Жан-Мишель Шарбонне
Это не молодая принцесса и чисто внешне и по голосу, а вполне взрослая женщина. У Шарбонне хорошее драматическое сопрано (именно на верхах, внизу похуже) и играет она чрезвычайно убедительно. Правда, в отличие от первого акта, где всё действительно и чисто, и продуманно, и эмоционально, во втором, где Изольда порой должна быть нежным подголоском Тристана, этой нежности в диапазоне певицы не нашлось. Тем не менее, она – одна из лучших Изольд на сегодняшний день, такая, которую можно слушать и с открытыми и с закрытыми глазами.

Король Марк – Альфред Райтер
А вот здесь режиссерское видение и голос явно разошлись. На сцене мы видим нечто пожилое с мафиозным оттенком, предполагающее басовитую внушительность. А слышим при этом приятное, близкое к баритональному, «молодое» пение, что называется, обычного растерянного человека, которого предали друзья и которому психоаналитик велел проговаривать свои проблемы вслух. В общем, нельзя сказать, что это спето плохо, но во всяком случае короли тут ни при чём.

Брангена – Мийоко Фуджимура
Бывают такие постановки и записи, где, не зная хорошо текста, в дуэтах не всегда сразу различишь, где Изольда, а где Брангена. Эта постановка – явно не из таких. Здесь не слишком сильный голос старой преданной служанки различим сразу, и это выглядит очень логично, даже её усталый «Habet acht». (Мийоко Фуджимура не старуха, чтобы вы не подумали ничего такого – просто она и визуально и по тембру явно старше и ниже по положению, чем главная героиня).

Курвенал – Альберт Домен
Единственное, что приходит в голову отметить, это режиссерскую идею, по которой своё восхваление верности Курвенала в третьем акте Тристан поёт как бы в пустоту. Самого Курвенала оно нисколько не радует. Он всю дорогу пребывает в нескрываемой досаде, что из-за какой-то, понимаешь, любви карьера его прекрасного героя рухнула. Впрочем, Изольду он в этом не винит, её он готов защищать честно, а вот к Брангене определённо тёплых чувств не испытывает. Это что касается игры, а про пение, собственно, нечего сказать – не разочаровывает, но и не трогает.

Остальные солисты на свои четыре балла напевают твёрдо, хор (громкостью) тоже. Словом, Большой театр… Женевы – порадуемся за них, в некоторых других Больших театрах получилось бы на данный момент явно хуже.

Оценка преимущественно певцам

4

Скорее даже певицам...