Вагнеровские новости в СПб в феврале 2012

17 и 18 февраля Мариинский театр готовит нам два загадочных концерта: 17-го вечерний "Вагнер-гала", о котором на сайте театра до сих пор не известно ровно ничего - и 18-го дневной "Вагнер-гала", о котором пока анонсировано только участие Рене Папе и Нины Штемме, а также в качестве дирижера обещан Валерий Гергиев. Учитывая, что цены на билеты на оба концерта одинаковы (и много выше обычных цен в Концертном зале Мариинки), можно предположить, что и первый концерт будет не просто так, а с кем-то... или чем-то... очень редким и привлекательным :). Может быть... давно ходили слухи, что Анна Нетребко собирается попробовать свои силы в роли Эльзы... С осени поговаривают о планах Гергиева на постановку "Тангейзера"... Что за таинственный сюрприз нас ожидает?

Хотя, судя по раскупаемости билетов, трудно расценить такую скрытность устроителей как удачный маркетинговый ход: концерт, где указаны хотя бы только трое исполнителей, пользуется заметно большей популярностью

Вагнер-гала 17.02.12

Похоже, у Мариинки большие трудности с планированием: неделю назад на сайте появилась, наконец, информация о программе этого концерта: "отрывки из "Валькирии"". В программке, купленной сегодня в КЗ, было заявлено в первом отделении первая сцена и финал из "Золота Рейна" и 4-я и 5-я сцены II акта "Валькирии", а во втором отделении - весь 3-ий акт той же "Валькирии". В программку был вложен листочек, в котором сообщалось, что 4-я и 5-я сцены из второго акта исполняться не будут, вместо них будет исполнена вторая сцена того же акта (и я уж начала подозревать, не намерена ли Нина Штемме петь Фрику!). Ну а в реальности были исполнены из второго акта, напротив, первая и третья сцены и почти весь третий акт, за минусом маленького кусочка от прибытия Вотана до отбытия прочих валькирий - ну и обещанные куски из ЗР. В общем, гергиевские зрители должны быть готовы ко всему и принимать, что дают - они и принимают, и даже с примечательным вниманием и благодарностью, невзирая на неразбериху с программой и полное отсутствие субтитров или синопсисов. Зритель у Гергиева тренированный, передо мной сидела парочка, предусмотрительно принесшая с собой распечатку либретто :-)

Ну а во всем остальном - концерт был отличный! Правда, Рене Папе, похоже, был сильно простужен, но в тихих местах, каковых в долгих диалогах Вотана с Брунгильдой немало, произвел сильнейшее впечатление - потрясающее пиано, такое проникновеное и, тем не менее, прекрасно слышимое (хотя, надо признать, Валерий Абессалович в первом отделении чуть не на колени становился, приглушая оркестр). Нина Штемме выступила просто великолепно - так свободно и ярко, с безупречным владением голосом - блеск! Но нельзя не отметить, что и наши артисты смотрелись рядом с заграничными мастерами отнюдь не хуже, особенно меня порадовала Екатерина Шиманович в крохотном эпизоде Зиглинды в третьем акте и Евгений Никитин в роли того же Вотана, но "помоложе", из "Золота Рейна"

Забавно, что на завтрашний концерт на сайте, по-прежнему, заявлены "отрывки из "Валькирии"... Интрига сохраняется :-)

Вагнер-гала 18.02.12

Рене Папе таки разболелся, поэтому в сегодняшнем концерте его заменил Евгений Никитин. Вероятно, это стало известно ещё вчера, судя по тому, что устроители успели напечатать не какой-то вкладной листок, а целую новую программку: "Сцены из опер "Золото Рейна" и "Валькирия" при участии Нины Штемме". Устроители также учли вчерашний опыт и добавили на титульном листе предупреждение "В программу могут быть внесены изменения" - и не зря: кроме обещанных третьего акта "Валькирии" и финала "Золота Рейна" оркестр ещё сыграл увертюру и вступление к третьему акту из "Лоэнгрина"!

Что ж... Никитину, конечно, ещё есть чему учиться у того же Папе - с мощностью звука у него проблем нет, а вот пиано, той искренности и проникновенности, которая вчера так подкупала в исполнении Папе, сегодня мне немного не хватало. Возможно, правда, замена была для Никитина неожиданной и он просто не успел как следует подготовиться, отчего пел, держа ноты перед носом - тут, конечно, не до проникновенности. (В "Золоте Рейна" он пел наизусть и звучал куда уверенее и эмоциональнее) Но все-таки в концу Валькирии он тоже как-то разошелся, вошел в роль и запел выразительнее. С другой стороны, сегодня, наверное, не велась запись для лейбла - во всяком случае, Гергиев выглядел спокойнее и раскованнее, сменил фрак на любимую черную блузу - и на мой слух, "Полет валькирий" звучал сегодня эффектнее, чем вчера. Нина Штемме ещё раз подтвердила свой высокий класс! Оркестр играл блестяще, русалки с валькириями в целом тоже выступили достойно. Зритель подобрался "свой", воспитанный и даже местами дрессированный :-) - никаких телефонных звонков, почти никакого кашля и ни единого хлопка, пока маэстро отчетливо не опустит руки.

В общем, концерт все равно, невзирая на замену, был хорош... И лишь немного жаль, что, практически, повторил вчерашний...

Вагнер-гала по-гергиевски

Вот чуял, что всё этим кончится - концерт "практически повторил вчерашний..." Слава богу, не пошёл. Нина Штемме, без вопросов, хороша. Но без Папе... да, понятно, он заболел ещё вчера. Не понял только, а кто там для какого лейбла чего записывал?

А слухи такие были, что это

А слухи такие были, что это Гергиев таким хитрым образом пишет "звездную" Валькирию: в прошлом году с Кауфманом записывали куски с Зигмундом, в этом - с Вотаном и Брунгильдой... И посмотрим, что за уродца в результате склеют :-)

Но что записывали - факт, для обычной "технической" записи столько микрофонов не вешают.

Маэстро, конечно, заслужил свою долю иронии, но

Надеюсь всё-таки, что уродцев не будет. А отдельные куски ВАГ, наверное, в какие-нибудь сборники вставит.