Р. Вагнер «Тристан и Изольда», старые записи.

0

Рихард Вагнер «Тристан и Изольда», записи:.

(1) Вильгельм Фуртвенглер, Лондонский Филармонический оркестр, Кирстен Флагстад, Людвиг Зютхаус, Бланш Требом, Дитрих Фишер-Дискау, Йозеф Грайндль. 1953 (выпуск 2001).

(2) Карл Бём, Байройтский фестиваль, Биргит Нильссон, Вольфганг Виндгассен, Криста Людвиг, Эберхард Вехтер, Мартти Тальвела, 1966 (выпуск 1997).

(3) Герберт фон Караян, Берлинский Филармонический оркестр, Хельга Дернеш, Джон Викерс, Криста Людвиг, Вальтер Берри, Карл Риддербуш, 1972 (выпуск 1994).

(4) Карлос Клайбер, Дрезденская Штатскапелла, Маргарет Прайс, Рене Колло, Бригитте Фассбендер, Дитрих Фишер.-Дискау., Курт Молль, 1982 (выпуск 1990)

Считается, что среди записей «Тристана и Изольды» Вагнера есть однозначно лучшая - Фуртвенглера.1953 года с Флагстад и Зютхаусом (1)

И это, по-видимому, действительно лучшее исполнение оперы за время существования более или менее приличных звуковых носителей, то есть за последние 80 лет. Однако вряд ли эту запись можно назвать безусловно лучшей хотя бы потому, что качество её (даже после современной «вычистки») для кого-то всё-таки может оказаться неприемлемым. Поэтому, помимо этой, бесспорно великой записи, в данной рецензии кратко рассматриваются и три другие, тоже уже ставшие классикой.

Итак, Фуртвенглер 1953. Выразительнейшая игра оркестра, достигаемая без лишних громких эффектов. Самая последовательная интерпретация, которую можно описать словами «глубина и тайна». И – что может понравиться уже не всем – самые медленные темпы из рассматриваемой четвёрки. Голос Кирстен Флагсад уникален сам по себе и идеален для этой партии. Местами всё-таки слышно, что ей на тот момент уже довольно много лет, но ни золотая сила, ни бархатная нежность никуда не делись. Не было и нет певицы, проведшей эту партию в целом более музыкально и драматически выверенно от пояления в первом акте до финального Liebestod. Людвиг Зютхаус тоже абсолютно убедителен. Его Тристан – это Тристан с широкими плечами и в доспехах, тот самый легендарный рыцарь Тристан, Tristan der Held. И философская лирика его, и любовное безумие – не придумка писателя-декадента, а сама жизнь, в которой герой до конца остаётся сильным и мужественным. Главное же достоинство фуртвенглеровской записи в том, что голоса Флагстад и Зютхауса замечательны не только сами по себе, но и совершенно волшебным образом подходят друг другу. Да, это правда – лучшего дуэта Тристана и Изольды никакие цифровые технологии создать так и не смогли. Украшением записи является также Курвенал в исполнении Дитриха Фишера-Дискау. Его третий акт – это дуэт с Зютхаусом абсолютно на равных. Король Марк Йозефа Грайндаля вдумчив и трогателен – где-то даже не по-королевски. Бланш Требом тоже не подводит. (Обычно в этом месте рецензенты пишут, как хорошо было исполнено «Habet acht» во втором акте, но его все сколько-нибудь приличные певицы поют хорошо, так уж Вагнер написал). То есть у этого «Тристана и Изольды» исполнительских минусов, как таковых, нет, но… 1953 год, ремастеринг с обрезанием, моно… сами понимаете…

А вот 1966 году уже писали стерео. Запись Бёма сделана вживую на Байройтском фестивале с сответствующей энергетикой, хорошей акустикой и тихим зрительным залом. Что обращает на себя внимание сразу, так это темп, взятый дирижёром. Так быстро Вагнера играют редко (хотя есть подозрение, что нечто в этом роде он как раз и имел в виду – маэстро не любил затянутых исполнений). Действительно некоторые нюансы в таком варианте теряется, но в целом скорость добавляет чувства и создаёт хорошее впечатление о байротском оркестре. К тому же именно такая живая, нервическая интерпретация отчасти снимает один из любимых вопросов вагнеристов: а можно ли вообще петь Изольду «голосом Брунгильды»? Не являясь большой поклонницей Биргит Нильссон, я тем не менее считаю, что можно, а первый и третий акты – даже нужно (со вторым сложнее, там всё-таки больший диапазон эмоций, в том числе нежных, а это совсем не про Нильссон). Но, возвращаясь к началу – оно совершенно великолепное, захватывающее, дуэт с Изольды с Брангеной – вихрь, полный «сопрановый улёт». Криста Людвиг в этой записи также блистательна, в Караяновской хуже. И вот посреди всего этого блеска является Виндгассен со своим вечно грустным лирическим тенором… гений фразировки и всякое такое… Лично меня фразировка Зютхауса совершенно устраивает, а мудрости и хитрости Виндгассена не трогают и вызывают уважение как-то совсем издалека, но дело даже не в этом. Нильссон забивает партнёра постоянно и вовсе не со зла. Возможно, на сцене это оправдывалось какими-то тонкостями игры, но в записи звучит просто неадекватно. А между тем Король Марк Тальвелы очень доходчив и хорош – это и страдающий, и в то же время король. Да и Вехтер поёт Курвенала вполне достойно. То есть прекрасная могла бы получиться запись, если бы не главные герои «из разных опер». И, кстати, у этого «Тристана» есть ещё один эксклюзивный плюс – три диска, разбитых по актам (во всех остальных вариантах по четыре, что, конечно же, несколько нарушает цельность восприятия).

Следующая по времени запись – Караяна 1972 года с Берлинским Филармоническим. Что можно сказать про этого дирижёра и этот оркестр? Всё хорошо, классично, но ничем особенным эта студийная запись не выделяется. Единственное, что приятно удивило – во втором акте оркестр работает на певцов местами лучше, чем у Фуртвенглера и Бёма. Переходя собственно к певцам – остальные разборы солистов начинались с Изольд – ну и здесь начнём так же, хотя именно здесь так и подмывает отступить от этого порядка... Итак, Хельга Дернеш. У неё прекрасный голос, которому технически доступно всё. Вот только ни в одной вагнеровской опере не услышалось мне в её голосе той эмоциональности и страсти, которыми эти оперы и сильны. Пение Дернеш есть просто грамотная работа красивым, однако довольно холодным инструментом. То есть как бы всё хорошо, но хотелось бы, конечно, чтобы в этой паре была какая-то другая, более чувственная и изысканная, Изольда, потому что Тристан Джона Викерса – это нечто завораживающее. Величайший диапазон голоса и эмоций, дополненный совершенно потрясающей «маньеристской» дикцией, к которой даже многие немцы забывают высказывать претензии в слишком открытом произношении некоторых гласных – настолько она хороша. В общем, кому нужен интеллектуальный, абсолютно современный Тристан – это Викерс и есть, и больше нечего искать. Вальтер Берри (Курвенал) особенно ярок в первом акте, где задирается перед Брангеной. Карл Риддербуш поёт красиво, но как-то не совсем про Короля Марка, то есть, в сущности, так же хорошо и абстрактно, как и Дернеш. Тем не менее, возможно, именно эта запись и есть нечто такое, средне арифметически лучшее, потому что при небольшом количестве явных плюсов (Викерс) у неё, с другой стороны, отсутствуют явные минусы (кстати, это дебютная запись Бернда Вайкла, здесь он поёт Мелота).

Запись же Клайбера 1982 года как раз очень спорна. Хотя она, скажем сразу, студийная, изначально цифровая и по качеству, естественно, лучшая из всёй четвёрки. Дрезденская Штатскапелла звучит чудесно и радует слух тонкими нюансиками, затёртыми в предшествующих вариантах. Клайбер в своей интерпретации извлекает из оркестра максимум прозрачной, моцартовской певучести, вообще доступной для извлечения из вагнеровской музыки. Солисты подбирались, по-видимому, с той же установкой, облегчить Вагнера до Моцарта – и именно в этом и есть первая проблема. Вагнер, конечно, жил в эпоху лирического сопрано, но вряд ли безусловно прелестный, ясный и трепетный, голос Маргарет Прайс был бы лучшим выбором на роль Изольды даже тогда. Можно дискутировать по поводу первого акта, обсуждать плюсы и минусы такого исполнения во втором, однако Liebestod был совершенно определённо написан для другого голоса. С Рене Колло немножко другая история. Затрудняюсь сказать, почему так вышло, но насколько он мне нравится ранний в «Лоэнгрине», поздний в «Тангейзере» и средневозрастной в том же "Тристане" в Байройте, настолько мало впечатляющим получился у него Тристан в этой записи. И дело даже не в некоторой неустойчивости голоса (это лично я готова была априори извинить), просто общий тон исполнения тускловат, чувствуется в нём какая-то усталость – не критичная, но всё же разочаровывающая. Однако – надо же сказать и о хорошем – так вот эти Тристан и Изольда выдают по крайней мере один момент, однозначно лучший в данной четвёрке записей. Это начало дуэта во втором акте – место, при всяком честном драматическом пропевании превращающееся в кошачий концерт. Тут же, в облегчённом варианте, оно пролетает играючи и притом звучит удивительно жизненно. Что касается остальных певцов – лучшая запись Курвенала Фишером-Дискау не эта, Молль – лирический Король, вполне ложащийся в клайберовскую концепцию, Фассбендер тоже поёт Брангену красиво и изящно. И, несмотря на неканоничность, многим эта запись очень нравится – особенно не убеждённым вагнеристам и поклонникам современного звука.

Если уж речь о лучших "Тристананах и Изольдах"...

Почему вы не рассматриваете запись Шолти с Нильссон и Улем? Ведь она лучше и ровнее, по крайней мере, клайберовской и караяновской.

"Тристана и Изольду" Шолти

я не рассматриваю по той простой причине, что у меня её нет. При этом, возможно, она совершенно замечательная, и было бы здорово, если бы кто-нибудь, у кого она есть, написал на неё рецензию. Все пользователи были бы ему очень благодарны ))