(1 голос) Сначала о постановке. В буклете была статья режиссёра (Аттила Виднянски), в которой он толково обрисовал своё видение произведения, не ограничиваясь банальщиной вроде "эта вещь актуальна во все времена", и сознательно противопоставил его надуманным, искуственным идеям современного театра. И мне кажется, что ему удалось воплотить в жизнь практически всё. Сценография традиционная, хоть и несколько минималистичная. Красивые костюмы. Настроение создаётся цветовым решением, напоминающим картины старых мастеров - цвета яркие, но не чрезмерно, с преобладанием тёплых оттенков золота и дерева. Мизансцены скорее статичные, без бессмысленной беготни, но оживляющиеся, когда того требует музыка. Очень естественно и обаятельно были показаны отдельные сценки с разными персонажами. Начинается всё очень реалистично, идеи раскрываются постепенно. Мало-помалу всё большее значение приобретают элементы мистики и символизма. Действие достигает своей кульминации в начале третьего акта - не в освещенной утренним светом мастерской, а на пустой, полутёмной сцене, наедине с миром, совершается таинство творчества, рождения мастера. В картине праздника все возвращается на круги своя, но в более просветлённом виде. Первый акт начинался в церкви, третий заканчивается в похожей обстановке, но теперь пространство сакрального не ограничивается стенами церкви - это открытый мир, где почётен любой труд, где светское начало не принижается, но и не противоречит духовному, новое не противоречит традиции. Это идеи, действительно созвучные 16 веку - веку Реформации (напомню, что исторический Ханс Закс принял учение Лютера). Я вообще очень люблю постановки, в которых раскрываются идеи определённой исторической эпохи. (Где бы еще увидеть "Лоэнгрина", в котором было бы внятно обозначено противостояние христианского и языческого менталитета?) Короче говоря, этот спектакль - отличное доказательство того, что традиционная постановка совсем не обязательно пыльная и иллюстративная. О музыкальной части. Вступление прозвучало, на мой взгляд, суховато, но очень чётко и на удивление не тяжело (страшно подумать, как бы тут нагромыхал товарищ Гергиев). В дальнейшем оркестр звучал полнее и вдохновеннее. Вообще, дирижёр (Янош Ковач) был очень чуткий, не перекрывал никого из певцов (даже тех, кто иногда пел тихо). Исполнитель роли Закса (Бела Перенц) уже успел произвести на меня впечатление на редкость интеллигентной трактовкой роли Скарпии в декабре, но тогда он был нездоров, и только теперь мне удалось оценить его и с вокальной точки зрения. Это настоящий вагнеровский бас-баритон, с сильным, красивым и ровным голосом, четкой дикцией и хорошим немецким языком. Вообще-то, немецкий был в порядке у всех исполнителей (в отличие от мариинских певцов, которые пение на немецком всегда путают с отрывистыми криками в худших традициях фильмов про фашистов). В буклете были фотографии постановки с другими исполнителями, из которых я поняла, что оформитель не особенно заморачивался с гримом и седыми бородами, предоставив исполнителям этий роли быть разными. Вчерашний Закс был крепким человеком в расцвете лет, а не стандартным добрым дедушкой. Ему в полной мере удалось раскрыть все оттенки роли, от комических до трагических. Я не побоюсь сказать, что это было исполнение мирового уровня. Еще одним героем вечера был Вальтер (Андраш Мольнар), уже полюбившийся мне по более старым записям венгерской музыки. Кстати, в 80-е гг. он выступал в Байрейте в маленьких партиях (в частности, его можно увидеть в роли одного из второстепенных мастеров на знаменитом видео с Херманом Праем-Бекмессером - один из немногих вагнеровских DVD, которые можно искренне рекомендовать к просмотру - полностью выложено на ютубе). Венгерская порода теноров в основном похожа на немецкую - свежие голоса и интеллигентная манера исполнения, не имеющая ничего общего с итальянским держанием верхних нот и т. п.. Из венгров выходят хорошие исполнители Вагнера (вспомним Шандора Конью), Моцарта, духовной музыки. Мольнару сейчас около шестидесяти, тем удивительнее было слышать, как свежо и молодо звучал его Вальтер. Приятным сюрпризом оказался Бекмессер (Петер Кальман) с уверенным баритоном и незаурядным комическим талантом. Бекмессер, кстати, выглядел прямо-таки по-мефистофельски, с козлиной бородкой и в роскошном малиновом бархате. Понравился мне и Давид (Ласло Киш). Голос звучал по-юношески и не всегда уверенно, но не в ущерб образу. Этот Давид вольно или невольно получился не таким самоуверенным как обычно бывает, но очень искренним, уважающим своего мастера, находящим радость в учёбе. Магдалене петь мало, и она часто остаётся на втором плане, но в этой постановке у нее очень яркая, выпуклая игра. Она всегда в курсе событий, за всем присмотрит, всё организует. Понятно, кто будет главой семьи, когда они поженятся с Давидом . Из исполнителей главных ролей несколько разочаровала только Ева. Не то что бы она была совсем плоха, но уж слишком немолодой был голос. И вообще, таких сопранo в любом театре полно, до мирового уровня не дотягивает. Hо хотя бы не толстая :) Погнер и Котнер пели неровно, иногда тяжеловато, иногда хорошо. Очень понравился ночной сторож. Последний раз он появился перед закрытым занавесом - и было что-то очень тёплое и личное в его ночном напутствии зрителям. Этот прием использовался и при перемене декораций в третьем акте, когда Давид скакал по авансцене, не веря своему счастью. Подводя итог, скажу, что это, пожалуй, самое удачное и впечатляющее театральное представление в моей жизни. Музыкальная часть была на мировом уровне, а постановка сделана с уважением к авторской воле и редкой ныне симпатией к персонажам.
|
|||
Моя оценка
Моя оценка