1974. Фильм Вацлава Каслика. (Заваллиш, Лигендза, Мак-Интайр)

4
Средняя: 4 (1 голос)
1. Корабль Голландца

Фильм-опера режиссёра Вацлава Каслика. Дирижёр: Wolfgang Sawallisch
В роли Голландца - Donald McIntyre, в роли Сенты - Catarina Ligendza,
Мари - Ruth Hesse, Эрик - Hermann Winkler, Даланд - Bengt Rundgren

DVD можно найти на торренте, еще и с русскими субтитрами! (Еще и сделанными на основе моего перевода :-)!! Хотя и не мной, поэтому от текущего состояния перевода есть отличия)

Этот фильм, безусловно, стоит посмотреть: у него есть, по крайней мере, два несомненных достоинства. Это, во-первых, безупречный вокал всех исполнителей и вообще замечательная музыкальная работа - что, конечно, не удивительно для фильма, но все равно приятно.

Во-вторых - блестящая актерская работа Мак-Интайра. Он создает ясный, цельный и непротиворечивый образ Голландца - тоже весьма нестандартный и совершенно не инфернальный. Его Голландец - жертва, он отчаявшийся, сломленный, робкий и жалкий. Он в слезах и соплях жалуется на судьбу в выходной арии, трясущимися руками пихает жемчуга Даланду, глядя на него умоляюще и подобострастно - не удивительно, что Даланд немедленно преисполняется чувством превосходства, задирает нос и покровительственно похлопывает жениха по плечу.

Мак-Интайр в роли ГолландцаТак же робко и просительно Голландец смотрит и на Сенту в дуэте второго акта, как побитая собачонка, которая надеется на ласку, но боится снова палки. Получив согласие Сенты, он вроде бы расправляет плечи и улыбается с надеждой - но неуверенная походка и чуть суетливые жесты выдают подавляемые сомнения: он, даже радуясь, даже поверив - ждет удара в спину. И, подслушав разговор с Эриком, буквально ударяется в бегство, выкрикивая все роковые признания с трапа через плечо. Его бегство - не благородная жертва ради спасения любимой, а жест слабости и отчаяния - как человек, боящийся упасть, падает сам, чтобы скорее прервать ожидание катастрофы... Мак-Интайр не противоречит созданному образу ни жестом, ни взглядом, ни голосом - замечательный артист, которому не страшны никакие крупные планы!

Катарина Лигендза - прекрасная певица, но Сента в ее исполнении кажется мне какой-то невнятной. Она все время впадает в какие-то трансы и, видимо, имеет в виду ту самую пресловутую экзальтированную особу - но сильно переигрывает, имхо, в результате образ получается совершенно недостоверный, нарочитый. И в любом случае, он никак не стыкуется с Голландцем Мак-Интайра, так что никакой цельной мысли не прослеживается. Отношения этой Сенты с Эриком тоже неясны: в обоих объяснениях с ним она подозрительно бегает глазами - явно, совесть нечиста :-).

Катарина Лигендза в роли СентыТем не менее, если бы это была театральная постановка, я бы, наверно, поставила ей высший балл - все претензии, которые еще можно предъявить и другим артистам и режиссерским решениям - вполне в рамках театральной условности, что вкупе с прекрасным музыкальным исполнением сделало бы эту постановку выдающимся спектаклем. Однако, в фильме чрезмерная театральная условность разочаровывает, вызывая подозрения в банальной малобюджетности, не возмещенной, увы, талантливой режиссурой. Я даже подозреваю, что режиссер вообще театральный - уж больно бросаются в глаза чисто театральные штампы (включая даже прическу Сенты, которая до зубовной боли напоминает многочисленных Ольг, Марф и прочих Дуняш из театров моего детства :-)).

Устраивать шторм из брансбойта (причем, заметим, уже в защищенной бухте) - просто глупость, мокрых непромоканцев для обозначения плохой погоды было бы более чем достаточно, а так эти ушаты воды вызывают только смех. Мистические порывы ветра, поднимающие тучи палых листьев и перьев, объяснения сквозь развешанные сети, балет на воде, устроенный зелеными трупами из голландского экипажа - все это типично театральные приемы, неуместные в кино.

С другой стороны, богатые возможности собственно кино, практически, не использованы, что очень обидно. Даже пресловутый прыжок Сенты со скалы, представляющий такую сложность в театральных постановках, поставлен до смешного бестолково. Со скалы-то она честно прыгает - метров с полутора :-). Прекрасно плавает девушка, догоняет вплавь отходящий голландский корабль, жених благополучно достает ее из воды, спустившись для этого на свисающий якорь... - после чего корабль почему-то тонет, и счастливая парочка в обнимку с якорем - тоже. Это неожиданно комическое зрелище напрочь убивает весь пафос трагического финала и оставляет легкое недоуменное разочарование.

Еще картинки есть в галерее.

Тем не менее,

4

эту постановку я оцениваю на твердую четверку. Из того, что реально доступно в сети - это пока лучшее видео "Голландца"