2008. Мариинский театр. Гергиев

4
Средняя: 4 (2 голосов)
3. Голландец на фоне корабля

Постановка Йана Доджа. Исполнители разные, хотя один неизменный: маэстро Гергиев. Правда, и он не всегда одинаковый: один раз (30.12.2008) маэстро, умученный своим рабочим графиком, явно засыпал за пультом - и вместе с ним артисты и зрители :-). Но это было лишь однажды, обычно же гергиевский оркестр - лучшее, что есть в этой постановке, что заставляет вновь приходить на нее, несмотря на прошлые разочарования.

Хотя, справедливости ради, упомяну и состав исполнителей в лучшем из трех спектаклей, которые я видела: в главных ролях Евгений Никитин и Млада Худолей, Даланд - А. Тановицкий, Эрик - С.Скороходов. В тот раз (31.05.08) музыкальная часть исполнения была так хороша, что перекрыла все режиссерские изыски.

Но вернемся к собственно постановке. Какой-либо внятной режиссерской концепции мне углядеть в ней не удалось, постановка производит впечатление сборной солянки штампов, надерганных из разных мест и слегка разбавленных собственными "находками".

Голландец классически инфернален и даже, кажется, гордится своими страданиями. Папа Даланд классически корыстен и горячее обнимает полученный от Голландца сундук, чем дочку. Дочка классически истерична... В общем, я лучше перечислю собственные находки :-).

Корабль ДаландаПостановщикам принадлежит несомненное авторство на идею разместить капитанский мостик в люльке, закрепленной на форштевне корабля - такого я в судостроении еще не видела! Забраться в командный пункт можно, судя по всему, только снизу, из воды, по скобам, как на заводской трубе, приделанным прямо к борту судна. Особенно забавно выглядит этот кривобокий фанерный монстр рядом с "кораблем" Даланда, изящно обозначенным лишь штурвалом и крышей рубки. Эти два корабля рядом с первых минут создают впечатление стилистического разнобоя.

Не меньший разнобой наблюдается и в доме Даланда: судя по костюмам девушек (которые ни разу не прядут, а пьют чай), это таки XVIII век, от силы XIX-ый - однако на задней стене обширного помещения огромные панорамные окна, как на небоскребе, за которыми угадываются туманные дали. Эрик и Даланд с гостем входят в это помещение, спускаясь по огромной скрипучей лестнице (не иначе, с вертолетной площадки на крыше) - сценографы проявили себя несомненными новаторами не только в судо-, но и в домостроении.

Весьма нестандартной оказалась трактовка первой встречи Сенты с суженым (дуэт второго акта). Во время арии Даланда Сента честно стоит, не сводя глаз с гостя, как положено по ремаркам автора - но дальше начинается "находка": только за папой закрывается дверь, Голландец решительным шагом (много скорее томительного музыкального ритма в этом месте) подходит к Сенте, молча заваливает ее на пол, ложится сверху и жарко целует. Аж до начала дуэта, который начинает петь, стоя на коленях над раскинувшейся перед ним на полу Сентой.

Собственно, о чем дальше разговаривать, уже и непонятно - возникает даже впечатление, что Голландец и сам уже не рад и пытается сдать на попятную, настойчиво несколько раз переспрашивая невесту (как Windows Vista :-)) - ты согласна? ты уверена? ты хорошо подумала? Да, да, - решительно отвечает, закатывая глаза, Сента, - я на все согласна! И тут следует коронная находка (которая, правда, особенно бросается в глаза, если читать субтитры). "Знаешь ли ты, на что соглашаешься?" - еще раз переспрашивает Голландец. - "Ты будешь навеки проклята, если останешься мне верной!" - "Ну и пусть!" - в экстазе отвечает Сента. - "Пусть я погибну, но все равно буду тебе верна!" Тут уж бедняге Голландцу деваться некуда, приходится жениться :-)...

Впрочем, как известно, Эрик его спас :-). Спасительный третий акт обошелся без находок (хотя не без мелких странностей). С решением сентиного прыжка и голландского потопления режиссеры вообще париться не стали: Голландец благополучно уехал за кулисы на своем монстре, Сента просто убежала туда же - после чего на последних тактах они мирно вышли оттуда, держась за руки - видимо, в качестве "просветленных образов" - и нырнули под вздымающуюся полотняную волну.

За то, что есть что слушать,

3

(хотя и нечего смотреть) - поставим троечку :-(

Как мне ни обидно за МТ, но бОльшего (за постановку) дать не могу.

Голландец, Мариинский, 31 июля 2014 года

2

Несмотря на все тот же звездный состав (Гергиев, Никитин, Скороходов, Худолей), исполнение оставило кучу вопросов. Действительно - впечатление было, что дирижер просто засыпал за пультом, да и медные духовые регулярно (как это помягче выразиться) играли как-то не так. Темп увертюры был чрезмерно затянутый, да и дальше оно веселее не стало, лишь чуть-чуть полегчало ближе к финалу. И хотя к певцам придраться было не за что - общее впечатление какое-то невнятно-сонливое. Может, погода подействовала - жара за 30 третью неделю, или слишком тяжело "Звезды белых ночей" дались... Короче, вопрос после того как опустился занавес, остался один: а это точно Вагнер? Голландец? Гергиев?
P.S. Приятным контрастом через два дня был "Лоэнгрин" в том же составе, дебют Никитина в роли Фридриха Тельрамунда - это просто супер!!!

Верю, что супер, только это

Верю, что супер, только это не дебют. Никитин Тельрамунда уже пел в Мюнхене (с 2012) и, может, даже где-то ещё успел с тех пор спеть.

В программке было написано "первое выступление"

В программке было написано "первое выступление", так что на сцене Мариинки - точно дебют

А, ну в цьому сенсі так.

А, ну в цьому сенсі так. Спеціально для Вас ))

"Голландец", Мариинка, 20 декабря.

5

Ну что можно сказать на сей раз? Сегодня я наконец увидел тот самый уровень, о котором уже начал забывать. До этого я столь качественное исполнение слышал 2 августа сего года на "Лоэнгрине". После этого мне "везло" с составами, но общим местом было одно: дирижер был кто угодно, но не Валерий Абисалович Гергиев. Похоже, как только Гергиев едет на гастроли - он увозит с собой лучших, а нам оставляет остальных. Впрочем, иногда оставляет и хороших певцов, но от этого не сильно легче (сужу по "Борису Годунову" 9 декабря).
Сейчас видимо в Европе Рождество, и Гергиев решил побыть дома. "Голландец" шел в таком составе:

Дирижер - Валерий Гергиев
Даланд - Павел Шмулевич (по программке - первое выступление)
Голландец - Евгений Никитин
Рулевой - Евгений Акимов
Эрик - Сергей Скороходов
Сента - Млада Худолей
Мэри - Елена Витман

Больше всех мне понравился Даланд - пел и играл просто шикарно, даже местами самого Голландца Никитина затмевал. Пели отлично все. Бледнее всех выглядел хор девушек во второй части - как-то не подготовились они, не распелись, или погода сырая... Оркестр - как всегда, когда за пультом САМ, великолепен. Хотя, если сильно прислушиваться, некоторые мелкие ляпы были, а куда без них? И мне показалось, что финал как-то несколько скомканный получился.
Больше всех меня поразила публика. Телефон запиликал только однажды, в самом начале, на пару секунд. Почти не шуршали. Хлопали в середине только дважды - после увертюры и после второй части. После финала ВСЕ, абсолютно, оставались на местах и аплодировали пока занавес не опустился.
Точно знаю, что на спектакле были наши московские коллеги с сайта. Может, они что-то добавят?
А еще они идут на концерт 22 декабря - с них отзыв!

Точно знаю, что на спектакле

Точно знаю, что на спектакле были наши московские коллеги с сайта
Страх и трепет... эта чёткая спокойная интонация и такое узнаваемое упоминание "наших московских коллег" коллегой питерским, который к тому же "точно знает"... Тут вся страна уж месяца три ничего не знает - только оН-Один знает!.. Некоторую надежду внушала лишь финальная нано-конструкция "с сайта", в он-одинском быту, как известно, не употребительная... ❛j❛ ... Кineskop, уважаемый, Вы ж меня реально в тупик поставили - давно мы вообще стали для Вас "нашими московскими коллегами"? Ежели какой Даланд сполохнул Вам светлее пресветлого Никитина, то такое явление всеобщего северного сияния, конечно, повод из культурной столицы в обычную не возвращаться. Это всё понятно, но эдак мы, того гляди, промеж холмов-то вообще без вагнерианцев останемся Вашими зажигательными стараниями... Прямо не знаю, что и делать - то ли к избушкам в Вышнем Волочке присмотреться , то ли повесить на Главной охранительный портрет Хоттера от северного сглаза...
))
К коллегам всё-таки тоже осмелюсь обратиться, хоть так и не разобралась, кто это такие )) Пишите, коллеги! "С вас отзыв", - это, конечно, сильно сказано, но в тяжкую годину таки нужно делиться, хотя бы впечатлениями.

Питерские и московские

упоминание "наших московских коллег" коллегой питерским, который к тому же "точно знает"
Вона как - меня уже на север определили... Хорошо, что в Нарьян-маре Вагнера не ставят, а то бы за полярный круг приписали бы, а я ночью не очень хорошо вижу :)) Особенно полярной ночью. Но "московских коллег" видел лично, и не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге, на Театральной площади, дом 1, потому "точно знаю".
повод из культурной столицы в обычную не возвращаться
Хорошо бы...
эдак мы, того гляди, промеж холмов-то вообще без вагнерианцев останемся Вашими зажигательными стараниями
Это вопрос к главному Вагнерианцу Всея Руси - он в северной столице окопался, и всех к себе стягивает.
избушкам в Вышнем Волочке присмотреться
А там что из Вагнера играют?

Это вопрос к главному

Это вопрос к главному Вагнерианцу Всея Руси - он в северной столице окопался, и всех к себе стягивает.
Вот до чего же быстро люди привыкают к хорошему - 2 года назад здесь кроме дохлого "Лоэнгрина" ничего не было, все ныли: "Дайте!" Дали. Четыре штуки, пожалуйста. Прожевали, проглотили - и как будто вообще ничего не было: "Да, там вам не тут... вот там у них... о, да, там Главный..." Никто, естественно, не спорит, что Главный, но краткость памяти всё-таки поразительная...

к избушкам в Вышнем Волочке присмотреться... - А там что из Вагнера играют?
Там преимущественно наковальни из "Золота Рейна" играют - в порядке IRCAM-репетиций, каждую по отдельности и кто на чём может - кто на тазах, кто на бочках, кто на бутылках... Однако несмотря на то, что состояние вагнерианства в "малой северной Венеции" нашей пока сугубо экспериментальное, присмотреться к её избушкам как раз Вам-то стоит: Вышний Волочок почти на середине дороги СПб - М, ближе челночить ))

2 года назад здесь кроме

2 года назад здесь кроме дохлого "Лоэнгрина" ничего не было, все ныли: "Дайте!" Дали. Четыре штуки, пожалуйста
Это типа "слушайте ваши "Валенки", т.е. "Лоэнгрина", и не выеживайтесь? Типичное женское рассуждение - "и чего ему кобелю не хватает"? Дык на то он и самец, чтобы попробовать все, до чего сможет дотянуться. Потому в Москве - четыре, в Питере - еще восемь, не считая "Голландца" бархатовского, плюс Берлиоз, плюс "Хованщина" опять-таки, с которой я только что вернулся (шикарная постановка, кто бы что ни говорил, волшебная музыка, великолепные голоса и оркестр!), плюс Римский-Корсаков, Глинка, еще куча-куча всего. И все хочется попробовать, послушать, посмотреть...
Так что, пока есть желание и возможность - и в Мариинку, и с Стасика, и в Михайловский, и в Новую Оперу, и даже в ДК "Салют" или в Вышний Волочек - везде поеду, если там что интересное будет. И не отговаривайте, я уже все решил :)))
Лучше, если такие умные - посоветуйте на что еще пойти, и куда. А то "Клуб" без дела простаивает...

По пунктам

1. Речь шла не о том, чтобы "слушать валенки", а о том, что беспамятность и неблагодарность (в данном случае, к московским театрам, 3 из которых достаточно напряглись с Вагнером) - чувства, мягко говоря, нереспектабельные. Не стоило, очевидно, помещать это рассуждение в ответ Вам, уважаемый kineskop, потому что описываемых времён единственного "Лоэнгрина" Вы как вагнерианец помнить не можете. Оно и было не Вам персонально адресовано, а тем, кому помнить бы следовало, и ещё всем безоглядным прославителям Главных, не желающим (или не умеющим) отличать, когда эти Главные действительно Главные, а когда они главные только по "божественному нахрапу". Это, опять же, не персональная адресация - во всяком случае, точно не относящаяся к автору первой рецензии, поясняю я для перестраховки, раз уж у нас на свой счёт всё принимают не те, кому следовало бы ))...

2. Насчёт рассуждений про кобелей. Вот с этой темой в таком гендерном ключе конкретно рекомендуется притормаживать )) На первый раз Вы, считай, проскочили, но терпение у тёти не ангельское, может и ответить - так, чтобы никому не повадно было )) К тому же Вы просто путаете разные вещи. Щенячья радость попробовать всего побольше и побыстрее, положим, и на меня иногда находит )), хотя я уже давно не щенок и от некоторых комплексов вообще бог миловал. Так что к началу Вашего рассуждения эта радость никакого касательства не имеет - и носитесь себе с удовольствием по городам и весям, пока действительно есть возможность и желание ))

3. Насчёт Клуба и того, что он без дела простаивает. Во-первых, он не простаивает. Люди там постоянно что-то пишут и читают. Просто это Вам интересно об определённом оперном сегменте, который из Вагнера не так-то логично и вытекает. И то - там же были и ответы, и каждый Ваш отзыв о русских операх, между прочим, несколько человек в день читают - даже из тех опер, что с ГС давно ушли. Так что всё это вполне осмысленно и нужно. А во-вторых, оно действительно довольно сложно и индивидуально определяется, про что писать, а про что не писать. Причём тут речь уже о тех особенных людях, которые вообще готовы что-то писать, а их, сами понимаете, всего 2-4%. Поэтому с односторонностью коммуникации в большинстве случаев лучше смириться сразу ))

4. Однако, раз мЫ такие умные )), мЫ таки Вам посоветуем, куда "пойти" - сбираться Вам надо в Новосибирск! )) Подробности тут.