(2 голосов) Постановка Йана Доджа. Исполнители разные, хотя один неизменный: маэстро Гергиев. Правда, и он не всегда одинаковый: один раз (30.12.2008) маэстро, умученный своим рабочим графиком, явно засыпал за пультом - и вместе с ним артисты и зрители :-). Но это было лишь однажды, обычно же гергиевский оркестр - лучшее, что есть в этой постановке, что заставляет вновь приходить на нее, несмотря на прошлые разочарования. Хотя, справедливости ради, упомяну и состав исполнителей в лучшем из трех спектаклей, которые я видела: в главных ролях Евгений Никитин и Млада Худолей, Даланд - А. Тановицкий, Эрик - С.Скороходов. В тот раз (31.05.08) музыкальная часть исполнения была так хороша, что перекрыла все режиссерские изыски. Но вернемся к собственно постановке. Какой-либо внятной режиссерской концепции мне углядеть в ней не удалось, постановка производит впечатление сборной солянки штампов, надерганных из разных мест и слегка разбавленных собственными "находками". Голландец классически инфернален и даже, кажется, гордится своими страданиями. Папа Даланд классически корыстен и горячее обнимает полученный от Голландца сундук, чем дочку. Дочка классически истерична... В общем, я лучше перечислю собственные находки :-). Постановщикам принадлежит несомненное авторство на идею разместить капитанский мостик в люльке, закрепленной на форштевне корабля - такого я в судостроении еще не видела! Забраться в командный пункт можно, судя по всему, только снизу, из воды, по скобам, как на заводской трубе, приделанным прямо к борту судна. Особенно забавно выглядит этот кривобокий фанерный монстр рядом с "кораблем" Даланда, изящно обозначенным лишь штурвалом и крышей рубки. Эти два корабля рядом с первых минут создают впечатление стилистического разнобоя. Не меньший разнобой наблюдается и в доме Даланда: судя по костюмам девушек (которые ни разу не прядут, а пьют чай), это таки XVIII век, от силы XIX-ый - однако на задней стене обширного помещения огромные панорамные окна, как на небоскребе, за которыми угадываются туманные дали. Эрик и Даланд с гостем входят в это помещение, спускаясь по огромной скрипучей лестнице (не иначе, с вертолетной площадки на крыше) - сценографы проявили себя несомненными новаторами не только в судо-, но и в домостроении. Весьма нестандартной оказалась трактовка первой встречи Сенты с суженым (дуэт второго акта). Во время арии Даланда Сента честно стоит, не сводя глаз с гостя, как положено по ремаркам автора - но дальше начинается "находка": только за папой закрывается дверь, Голландец решительным шагом (много скорее томительного музыкального ритма в этом месте) подходит к Сенте, молча заваливает ее на пол, ложится сверху и жарко целует. Аж до начала дуэта, который начинает петь, стоя на коленях над раскинувшейся перед ним на полу Сентой. Собственно, о чем дальше разговаривать, уже и непонятно - возникает даже впечатление, что Голландец и сам уже не рад и пытается сдать на попятную, настойчиво несколько раз переспрашивая невесту (как Windows Vista :-)) - ты согласна? ты уверена? ты хорошо подумала? Да, да, - решительно отвечает, закатывая глаза, Сента, - я на все согласна! И тут следует коронная находка (которая, правда, особенно бросается в глаза, если читать субтитры). "Знаешь ли ты, на что соглашаешься?" - еще раз переспрашивает Голландец. - "Ты будешь навеки проклята, если останешься мне верной!" - "Ну и пусть!" - в экстазе отвечает Сента. - "Пусть я погибну, но все равно буду тебе верна!" Тут уж бедняге Голландцу деваться некуда, приходится жениться :-)... Впрочем, как известно, Эрик его спас :-). Спасительный третий акт обошелся без находок (хотя не без мелких странностей). С решением сентиного прыжка и голландского потопления режиссеры вообще париться не стали: Голландец благополучно уехал за кулисы на своем монстре, Сента просто убежала туда же - после чего на последних тактах они мирно вышли оттуда, держась за руки - видимо, в качестве "просветленных образов" - и нырнули под вздымающуюся полотняную волну.
|
|||
За то, что есть что слушать,
(хотя и нечего смотреть) - поставим троечку :-(
Как мне ни обидно за МТ, но бОльшего (за постановку) дать не могу.
Голландец, Мариинский, 31 июля 2014 года
Несмотря на все тот же звездный состав (Гергиев, Никитин, Скороходов, Худолей), исполнение оставило кучу вопросов. Действительно - впечатление было, что дирижер просто засыпал за пультом, да и медные духовые регулярно (как это помягче выразиться) играли как-то не так. Темп увертюры был чрезмерно затянутый, да и дальше оно веселее не стало, лишь чуть-чуть полегчало ближе к финалу. И хотя к певцам придраться было не за что - общее впечатление какое-то невнятно-сонливое. Может, погода подействовала - жара за 30 третью неделю, или слишком тяжело "Звезды белых ночей" дались... Короче, вопрос после того как опустился занавес, остался один: а это точно Вагнер? Голландец? Гергиев?
P.S. Приятным контрастом через два дня был "Лоэнгрин" в том же составе, дебют Никитина в роли Фридриха Тельрамунда - это просто супер!!!
Верю, что супер, только это
Верю, что супер, только это не дебют. Никитин Тельрамунда уже пел в Мюнхене (с 2012) и, может, даже где-то ещё успел с тех пор спеть.
В программке было написано "первое выступление"
В программке было написано "первое выступление", так что на сцене Мариинки - точно дебют
А, ну в цьому сенсі так.
А, ну в цьому сенсі так. Спеціально для Вас ))
"Голландец", Мариинка, 20 декабря.
Ну что можно сказать на сей раз? Сегодня я наконец увидел тот самый уровень, о котором уже начал забывать. До этого я столь качественное исполнение слышал 2 августа сего года на "Лоэнгрине". После этого мне "везло" с составами, но общим местом было одно: дирижер был кто угодно, но не Валерий Абисалович Гергиев. Похоже, как только Гергиев едет на гастроли - он увозит с собой лучших, а нам оставляет остальных. Впрочем, иногда оставляет и хороших певцов, но от этого не сильно легче (сужу по "Борису Годунову" 9 декабря).
Сейчас видимо в Европе Рождество, и Гергиев решил побыть дома. "Голландец" шел в таком составе:
Дирижер - Валерий Гергиев
Даланд - Павел Шмулевич (по программке - первое выступление)
Голландец - Евгений Никитин
Рулевой - Евгений Акимов
Эрик - Сергей Скороходов
Сента - Млада Худолей
Мэри - Елена Витман
Больше всех мне понравился Даланд - пел и играл просто шикарно, даже местами самого Голландца Никитина затмевал. Пели отлично все. Бледнее всех выглядел хор девушек во второй части - как-то не подготовились они, не распелись, или погода сырая... Оркестр - как всегда, когда за пультом САМ, великолепен. Хотя, если сильно прислушиваться, некоторые мелкие ляпы были, а куда без них? И мне показалось, что финал как-то несколько скомканный получился.
Больше всех меня поразила публика. Телефон запиликал только однажды, в самом начале, на пару секунд. Почти не шуршали. Хлопали в середине только дважды - после увертюры и после второй части. После финала ВСЕ, абсолютно, оставались на местах и аплодировали пока занавес не опустился.
Точно знаю, что на спектакле были наши московские коллеги с сайта. Может, они что-то добавят?
А еще они идут на концерт 22 декабря - с них отзыв!
Точно знаю, что на спектакле
Точно знаю, что на спектакле были наши московские коллеги с сайта
Страх и трепет... эта чёткая спокойная интонация и такое узнаваемое упоминание "наших московских коллег" коллегой питерским, который к тому же "точно знает"... Тут вся страна уж месяца три ничего не знает - только оН-Один знает!.. Некоторую надежду внушала лишь финальная нано-конструкция "с сайта", в он-одинском быту, как известно, не употребительная... ❛j❛ ... Кineskop, уважаемый, Вы ж меня реально в тупик поставили - давно мы вообще стали для Вас "нашими московскими коллегами"? Ежели какой Даланд сполохнул Вам светлее пресветлого Никитина, то такое явление всеобщего северного сияния, конечно, повод из культурной столицы в обычную не возвращаться. Это всё понятно, но эдак мы, того гляди, промеж холмов-то вообще без вагнерианцев останемся Вашими зажигательными стараниями... Прямо не знаю, что и делать - то ли к избушкам в Вышнем Волочке присмотреться , то ли повесить на Главной охранительный портрет Хоттера от северного сглаза...
))
К коллегам всё-таки тоже осмелюсь обратиться, хоть так и не разобралась, кто это такие )) Пишите, коллеги! "С вас отзыв", - это, конечно, сильно сказано, но в тяжкую годину таки нужно делиться, хотя бы впечатлениями.
Питерские и московские
упоминание "наших московских коллег" коллегой питерским, который к тому же "точно знает"
Вона как - меня уже на север определили... Хорошо, что в Нарьян-маре Вагнера не ставят, а то бы за полярный круг приписали бы, а я ночью не очень хорошо вижу :)) Особенно полярной ночью. Но "московских коллег" видел лично, и не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге, на Театральной площади, дом 1, потому "точно знаю".
повод из культурной столицы в обычную не возвращаться
Хорошо бы...
эдак мы, того гляди, промеж холмов-то вообще без вагнерианцев останемся Вашими зажигательными стараниями
Это вопрос к главному Вагнерианцу Всея Руси - он в северной столице окопался, и всех к себе стягивает.
избушкам в Вышнем Волочке присмотреться
А там что из Вагнера играют?
Это вопрос к главному
Это вопрос к главному Вагнерианцу Всея Руси - он в северной столице окопался, и всех к себе стягивает.
Вот до чего же быстро люди привыкают к хорошему - 2 года назад здесь кроме дохлого "Лоэнгрина" ничего не было, все ныли: "Дайте!" Дали. Четыре штуки, пожалуйста. Прожевали, проглотили - и как будто вообще ничего не было: "Да, там вам не тут... вот там у них... о, да, там Главный..." Никто, естественно, не спорит, что Главный, но краткость памяти всё-таки поразительная...
к избушкам в Вышнем Волочке присмотреться... - А там что из Вагнера играют?
Там преимущественно наковальни из "Золота Рейна" играют - в порядке IRCAM-репетиций, каждую по отдельности и кто на чём может - кто на тазах, кто на бочках, кто на бутылках... Однако несмотря на то, что состояние вагнерианства в "малой северной Венеции" нашей пока сугубо экспериментальное, присмотреться к её избушкам как раз Вам-то стоит: Вышний Волочок почти на середине дороги СПб - М, ближе челночить ))
2 года назад здесь кроме
2 года назад здесь кроме дохлого "Лоэнгрина" ничего не было, все ныли: "Дайте!" Дали. Четыре штуки, пожалуйста
Это типа "слушайте ваши "Валенки", т.е. "Лоэнгрина", и не выеживайтесь? Типичное женское рассуждение - "и чего ему кобелю не хватает"? Дык на то он и самец, чтобы попробовать все, до чего сможет дотянуться. Потому в Москве - четыре, в Питере - еще восемь, не считая "Голландца" бархатовского, плюс Берлиоз, плюс "Хованщина" опять-таки, с которой я только что вернулся (шикарная постановка, кто бы что ни говорил, волшебная музыка, великолепные голоса и оркестр!), плюс Римский-Корсаков, Глинка, еще куча-куча всего. И все хочется попробовать, послушать, посмотреть...
Так что, пока есть желание и возможность - и в Мариинку, и с Стасика, и в Михайловский, и в Новую Оперу, и даже в ДК "Салют" или в Вышний Волочек - везде поеду, если там что интересное будет. И не отговаривайте, я уже все решил :)))
Лучше, если такие умные - посоветуйте на что еще пойти, и куда. А то "Клуб" без дела простаивает...
По пунктам
1. Речь шла не о том, чтобы "слушать валенки", а о том, что беспамятность и неблагодарность (в данном случае, к московским театрам, 3 из которых достаточно напряглись с Вагнером) - чувства, мягко говоря, нереспектабельные. Не стоило, очевидно, помещать это рассуждение в ответ Вам, уважаемый kineskop, потому что описываемых времён единственного "Лоэнгрина" Вы как вагнерианец помнить не можете. Оно и было не Вам персонально адресовано, а тем, кому помнить бы следовало, и ещё всем безоглядным прославителям Главных, не желающим (или не умеющим) отличать, когда эти Главные действительно Главные, а когда они главные только по "божественному нахрапу". Это, опять же, не персональная адресация - во всяком случае, точно не относящаяся к автору первой рецензии, поясняю я для перестраховки, раз уж у нас на свой счёт всё принимают не те, кому следовало бы ))...
2. Насчёт рассуждений про кобелей. Вот с этой темой в таком гендерном ключе конкретно рекомендуется притормаживать )) На первый раз Вы, считай, проскочили, но терпение у тёти не ангельское, может и ответить - так, чтобы никому не повадно было )) К тому же Вы просто путаете разные вещи. Щенячья радость попробовать всего побольше и побыстрее, положим, и на меня иногда находит )), хотя я уже давно не щенок и от некоторых комплексов вообще бог миловал. Так что к началу Вашего рассуждения эта радость никакого касательства не имеет - и носитесь себе с удовольствием по городам и весям, пока действительно есть возможность и желание ))
3. Насчёт Клуба и того, что он без дела простаивает. Во-первых, он не простаивает. Люди там постоянно что-то пишут и читают. Просто это Вам интересно об определённом оперном сегменте, который из Вагнера не так-то логично и вытекает. И то - там же были и ответы, и каждый Ваш отзыв о русских операх, между прочим, несколько человек в день читают - даже из тех опер, что с ГС давно ушли. Так что всё это вполне осмысленно и нужно. А во-вторых, оно действительно довольно сложно и индивидуально определяется, про что писать, а про что не писать. Причём тут речь уже о тех особенных людях, которые вообще готовы что-то писать, а их, сами понимаете, всего 2-4%. Поэтому с односторонностью коммуникации в большинстве случаев лучше смириться сразу ))
4. Однако, раз мЫ такие умные )), мЫ таки Вам посоветуем, куда "пойти" - сбираться Вам надо в Новосибирск! )) Подробности тут.