Перспективы имперской дереворазработки

(необычная здесь, но актуальная тема – завязка сюжета в комментарии к Анонсам)

Воссоздать Единую Дирекцию императорских театров в составе Большого и Мариинского – вполне логичная идея для воссозданного имперского дракона, пышущего на соседей смертоубийственной бодростью. Не удивительно и сделанное с самого верха предложение по оглавлению дирекции – кому ж и получать его, как ни господину Гергиеву! Одному из немногих всемирно известных популяризаторов путинского милитаристского режима, самому богатому представителю местного шоу бизнеса! В одном занимательном расследовании, посвящённом Валерию Гергиеву, авторы утверждают, что это «брак по расчёту»: мариинский босс, де, любит чекистскую власть только потому, что поучает за это полный карт-бланш и неограниченное бюджетное финансирование своих проектов. Думается, что авторы расследования сделали слишком простое заключение. До конца этой зимы Валерий Абисалович, вероятно, полагал, что его любовь к этой власти абсолютно бескорыстна (гонорарных точек по миру хватало), а теперь, как человек чуткий, вероятно, ощутил, что любви несколько поубавилось, хотя безграничное финансирование в России осталось.

Впрочем, речь тут больше не о мотивациях г. Гергиева, а о двух оперных театрах и светящей им единой дирекции. Случайно вырулив на тему гонораров за мартовские мариинские гастроли с «Кольцом нибелунга» в Москве, я решила порыться в системе госзакупок чуть глубже. И пришла к выводу о недопустимости образования каких бы то ни было единых дирекций в текущих условиях. Почему? Говоря коротко, потому что сейчас Большой и Мариинский используют разные способы для распила денег налогоплательщиков – единая дирекция по обмену опытом в этом вопросе, безусловно, пойдёт на пользу полусотне функционеров из обоих театров, но ни большинству их сотрудников, ни зрителям не даст в лучшем случае ничего. Да, положительный опыт, наверное, тоже есть с обеих сторон и что-то где-то возможно теоретически оптимизировать, теоретически активнее продвигать каких-то молодых певцов... Однако риски оптимизации схем увода денег возрастут не теоретически, а совершенно гарантированно – хотя бы потому, что самих денег в единой структуре будет больше. Конкуренция – людей, идей, корпораций – двигатель прогресса в любой области. Кооперация театров на отдельных проектах может давать прекрасные результаты, но не создание монопольного монстра. Тем более в ситуации, когда государственные опричники готовы закрывать глаза на любой волюнтаризм и злоупотребления, лишь бы идеологически всё было под контролем.

Немного фактуры

Первое, что бросается в глаза при рассмотрении контрактов и закупок двух театров, это разные списки с мало пересекающимися темами (примерно за полгода, глубже я не залезала).

В Мариинском выкладывают контракты почти со всеми исполнителями, что совершенно правильно, и ничего особенного в этих документах в основном нет. Можно долго прокручивать листы с годовыми расценками от 125 тысяч до 6 миллионов рублей и, позёвывая, думать, что Мариинский большой и хороший театр – наверное, там не обижают людей и знают, кому сколько платить. Периодически попадаются «международники», у которых цифры другие. В частности, возвращаясь к теме нибелунгов на гастролях – первым случайно оказавшийся у меня «под лупой» Евгений Никитин является далеко не самым высокооплачиваемым солистом Мариинского театра. Таких, как он, ещё около полутора десятков человек; по текущим контрактам они получают около миллиона рублей в месяц (годовые контракты в районе 11 миллионов рублей). И есть несколько человек, которые получают в месяц больше миллиона. Все уже, наверное, догадались, кто возглавляет этот супер список – Анна Юрьевна, кто же ещё!.. У неё годовой контракт зашкаливает за 13 миллионов. Но речь тут не о «бесценности» Нетребко, и она не была на вагнеровских московских гастролях, а четверо из «миллионного и околомиллионного» списка были. И в этом смысле возникает вопрос: почему при таких окладах ещё такие нехреновые командировочные – 750 000 рублей за два дня со вполне комфортным московским проживанием?.. Напоминаю главное, с чего всё и началось: билеты на то «Кольцо» были изумительно дёшевы и окупить гастролей с такими гонорарами не могли. Обычно цены на мариинские концерты в Москве в 2-3 раза выше, и это давно не вызывает недоумений: отрекламировались, приехали, заработали на желающих, уехали. Недоумение вызывает, когда одновременно ставят провинциальные цены для форсмажорной заполняемости зала – и вместе с тем получают гонорары, как звёзды из далёкого зарубежья. Понятно, что организовать этот рывок за бюджетные деньги обиженному «Западом» г. Гергиеву не составило труда – но лучше бы эти общие деньги достались десятку действительно нуждающихся провинциальных театров, а не тем, кто и так в шоколаде по любым меркам.

Второй существенный вопрос, который возникает при просмотре питерской базы: почему в этом море трудовых договоров нет информации по дирекции и конкретно по Валерию Гергиеву? Что-то подсказывает, что это не из-за пламенного бессеребренничества, а по той же причине, по которой мариинским боссом не предоставляются в публичный доступ обязательные для его должности декларации об имуществе – другого объяснения просто нет. При всей предполагаемой легальности происхождения доходов, понятно, что размер американо-итальянских владений г. Гергиева не мог бы не вызвать вопросов. Видимо, текущий размер мариинских вознаграждений Валерия Абисаловича и его приближённых, по его собственному мнению, также не мог бы не вызвать вопросов. Хотя на самом деле, при наличии столь высокооплачиваемых солистов, именно директорские самоумолчания и вызывают главный вопрос: это ж на сколько нужно своих высокооплачиваемых переплюнуть, чтобы об этом требовалось молчать?..

При всём при том у Большого театра в доступе нет вообще никакой информации о персональных контрактах – или, возможно, я её не нашла, потому что действительно не так-то легко разобраться в системе, где могут быть разные юрлица. Некоторые любят в таких случаях ссылаться на защиту персональных данных, но в реальности никаких персональных данных в этот доступ не попадает – только фамилии и суммы, никаких паспортов, телефонов, адресов. То есть что-то одно из двух: либо театр нарушает закон, либо он един в нескольких лицах, названия которых мне неизвестны.

Что сразу обращает на себя внимание из имеющегося: в Большом ощутимо выше постановочные расходы. И это не потому, что они высокие, нет, они выглядят как раз достаточно адекватно – ну просто они есть. Все эти пуанты, костюмы, парики, краски, ткани не кажутся излишними в оперно-балетном театре. Немного странно, наоборот, что в Мариинском данные статьи расходов намного меньше. В Питере резко обновили группу кларнетов в оркестре, но в остальном собственно театральные расходы выглядят так, как будто там полгода ничего не ставилось, лишь подшивались старые костюмы да подкрашивались старые задники.
Надеюсь, кларнеты принесли счастье питерским оркестрантам и меломанам. Про Москву могу сказать только, что Сохиев с оркестром добились впечатляющих успехов – тут Штрауса научились играть! когда вообще такое было?.. Видимо, все необходимые кларнеты для этого были куплены заранее… (На всякий случай поясню, что прямое сопоставление главных дирижёров театров для целей данной статьи было бы невозможным даже при наличии цифр: Валерий Абисалович императорски един во всех главных питерских лицах, в то время как в Москве художественное руководство и административное директорство все последние десятилетия были демократично разнесены.)

Притом в Питере постоянно что-то расходуется на просветительскую деятельность – лекции, занятия, программы и т.д. Это не очень большие суммы, в пределах нескольких десятков тысяч рублей, но они регулярно повторяются и их получатели тоже. Только на месте можно сказать, насколько эти выплаты адекватны. На сторонний взгляд, довольно репочесательно, когда некто, проводя восемь стандартных лекций в месяц, получает, как институтский профессор, проводящий за те же деньги шестнадцать лекций и столько же семинаров. Но, возможно, результат оправдывает такие расходы.

Также в Мариинском на порядок больше всяких поездок, бронирований и проживаний – ну, может, гастролируют активнее, плюс общаются с филиалами, ещё с кем-то… кто-то… общается… Честно скажу, не было желания углубляться, кто, куда и зачем там ездит – это, наверное, вообще отдельная тема. Коммуналка в двух столицах примерно одинакова, за исключением удивительных питерских 3,8 миллионов отдельно за вывоз снега. Впрочем, поговаривают, что невские коммунальщики с отбытием части мигрантов впали в ступор, так что не совсем исключено, что это реальные траты. Расходы на связь тоже примерно одинаковые, только в Питере больше упор на стационарную, зачем-то активно ставят новые номера...

В целом, по разным расходам складывается впечатление, что в Питере примерно в два раза чаще заключают контракты без конкурса, с единственным поставщиком (это не про труппу, а именно по тем услугам, где имеет смысл выбирать поставщиков). Большой театр в этом смысле выглядит поаккуратнее. Зато у него есть контракты с реально поражающими воображение суммами, на которые не попалось ничего похожего за рассматриваемые полгода в Мариинских ведомостях.

Это расходы, относящиеся к обслуживанию всевозможных технических средств, напрямую театральных функций не касающихся. Особенно поразили два контракта Большого театра, формулировки и цены которых я даже приведу целиком:

  • Техническое обслуживание систем раннего обнаружения огня и предупреждения возгораний, а также технических средств охраны, установленных в зданиях Основной сцены, Новой сцены, Вспомогательного корпуса, Инженерного корпуса и служебного (Дома Хомякова) корпуса и оборудования точек прохода в здании Камерной сцены, Администрации и Поликлиники71 317 088,26 рублей.
  • Выполнение технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта внутренних инженерных систем, установленных в зданиях автоматизировано-складского корпуса с пристройкой (АСК) –строение №1 контрольно-пропускного пункта (КПП) –строение №3, и административно-производственного корпуса (АПК) Производственно-складского комплекса (ПСК) Большого театра России, а также на поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей внутренних инженерных систем (ВИС), установленных на объектах нефинансовых активов Большого театра России46 353 726,04 рублей.

Оба эти контракта заключены с саратовским ООО «Связьстрой». Что такое ООО «Связьстрой»? Это микропредприятие без сайта, с 9-ю сотрудниками, минимальным уставным фондом в 10 тысяч рублей и двумя текущими делами в качестве ответчика в арбитражном суде. Директор его известен в Саратове преимущественно тем, что 2017-2018 годах возглавлял областное БТИ; сейчас он, помимо «Связьстроя» директорствует в ООО «СЭП» со штатной численностью 2 человека, занимающемся перепродажей лесоматериалов. Я двумя руками за малый бизнес, сама была долгое время его представителем, но у меня в голове не укладывается, каким нормальным образом ООО «Связьстрой» могло выйти на уровень Большого театра. На данный момент оба контракта имеют статус «исполнение прекращено», и смысл этой формулировки тоже неясен. Контракт исполнен? Расторгнут?.. Но даже если так, как он вообще мог быть заключён?..

Что касается денег, то люди в теме пояснили мне, что эти суммы могут быть как реально обоснованными расходами, так и не реальными. Реальными – если театр, условно говоря, раз в три года, когда что-то уже «шелестит и скрежещет», обращается за обслуживанием, в котором большую часть задачи занимает действительно ремонт и замена изношенных частей сложного дорогостоящего оборудования; и не реальными – если такой "профилактический" контракт заключается каждый год. Сложно делать выводы, не видя смет и приложений к договору, но при том, что в формулировках указано ППО и речь идёт о всеми нервно воспринимаемой пожарной теме, первый вариант практически исключён.

Резюме

Возвращаясь к началу, то бишь к целям единой имперской дирекции – перспективы у неё просматриваются совершенно определённые. Если объединить питерскую привычку размазывать общественные деньги по максимальному количеству «своих» с московским техническим размахом, то результат грозит превзойти самые смелые ожидания утилизаторов снегов и связников лесоматериалов. Арифметические прогрессии в таком единстве выглядят даже недостаточно имперски. Нет, тут нужно сложить текущие бюджеты театров и умножить эту цифру, как минимум, на два. И под гергиевский флаг эту сумму выделят без проблем – да в голове дракона их и нет вовсе, проблем-то, кроме отдельных недобитых представителей отдельных колонн... Залы панически припустели, иностранцы покинули подмостки и бельэтажи, сограждане пошли по их стопам, а оставшиеся возмущаются постоянными заменами? Это ничего, это ерунда, единая дирекция тем и дорога, что встанет дополнительной линией обороны империи от граждан.

Я всё-таки надеюсь, что он откажется. Хочется верить, что пенсионное предложение по имперскому оглавлению несколько преждевременно для человека, который покамест, в первую очередь, большой дирижёр. И что не всё меряется деньгами и имперскими амбициями, которым и так уже придали несколько новых сцен и филиалов. Подгребать московский кусок, который очевидно не сможешь контролировать, только ради денег и радости утверждать репертуар вчерашнего конкурента, по меньшей мере, недальновидно. Отвечать за это придётся не где-то там, а здесь, когда имперский морок чуть развеется и все не желающие видеть г. Гергиева единым боссом (а их в Москве много) поднимут головы и голоса. На Неве, где заслуг не отменят никакие плюхи, идиотские решения и вымышленные необходимости, этот ответ будет прост, а на Москве, где невскими заслужниками уже сыты по горло, он может оказаться сложен и нелицепрятен. Я всё-таки надеюсь, что ничего этого не будет.

Небольшой экскурс в историю...

Спасибо, уважаемая Sletelena, за пищу для размышления. Позвольте к Вашим рассуждениям добавить ещё один аспект - исторический. Есть у властей желание ВОЗРОДИТЬ Дирекцию императорских театров. Но раз речь идёт именно о возрождении, задумался ли хоть кто-то из генераторов этой выдающейся идеи о том, ЧТО ИМЕННО Дирекция представляла из себя в императорской России?

Мне пришлось глубоко погрузиться в архивные свидетельства работы этого учреждения, когда я трудился над очерком о первом (гастрольном) «Кольце нибелунга» в Российской империи в 1889 году, он, кстати, размещён на этом сайте. Очерк был не о Дирекции, поэтому над её полезностью я там лишь мимоходом посмеялся, а если отбросить смех в сторону, то учреждение это было абсолютно бесполезно, ненужно и вредно для культуры. Дирекция выступала реальным барьером для прогрессивных идей (для того же «Кольца» Ноймана), Петербург из-за этого оказывался чуть ли не последним европейским городом, куда доходили модные веяния в искусстве. Я уже молчу о вымогательстве и взяточничестве. Возрождение такого органа ничего хорошего культуре не принесёт!

О происхождении идей

Идея единой театральной дирекции стратегически ущербна со всех точек зрения, в этом с обоими авторами предшествующих постов нельзя не согласиться. Такой практики нет сейчас ни в одной приличной стране. А если говорить конкретно о русской культуре, то все ее прорывы осуществлялись только помимо – и даже вопреки – всяким единым дирекциям. Это относится даже к советскому времени, даже тогда никто не пытался слить Мариинский и Большой театры вместе. Сейчас эта безумная идея родилась только потому, что кое-кто лишился зарубежных контрактов и решил отыграться Большим хапком на внутреннем рынке. Момент для хапка действительно благоприятный. Сохиев ушел, и не сложно было вложить в голову кремлевскому старцу мысль, что нельзя доверять никому, кроме проверенных питерских кадров. Не удивлюсь, если до кучи к «единой дирекции» припишут и Светлановский оркестр, также оставшийся без руководителя…

Такие моменты случаются на политических переломах, но обычно строители «культурных империй» не действуют так нагло. На освободившиеся посты обычно выдвигается кто-нибудь из «своей» группы. Но у Гергиева такой группы нет. За тридцать лет он не зацепил и не вырастил никого, кто мог бы быть назван «преемником» даже условно. В Москве, между прочим, есть дирижеры, которые могли бы из вторых стать первыми – в Питере тишина. «Все приходится делать самому…»

К сожалению, я не разделяю оптимизма уважаемой Sletelenы, что «он откажется». Он не откажется, потому что единая дирекция – его собственный проект, а не вдруг сделанное предложение. Но хотелось бы верить, что в правительстве и в министерстве культуры все таки возобладает здравый смысл и найдутся способы спустить на тормозах эту идею из позапрошлого века.

Хочется надеяться

хотя бы на что-то хорошее. Сейчас за тотальной основной темой всё остальное как-то ушло в тень. Это печально, но понятно. Думаю, потом это будет предметом отдельных разборов - кто и какую рыбу наудил в нынешней мутной воде. Или не будет, если удастся сейчас что-то отстоять от имперства. Спасибо всем неравнодушным и высказывающимся.