(необычная здесь, но актуальная тема – завязка сюжета в комментарии к Анонсам) Воссоздать Единую Дирекцию императорских театров в составе Большого и Мариинского – вполне логичная идея для воссозданного имперского дракона, пышущего на соседей смертоубийственной бодростью. Не удивительно и сделанное с самого верха предложение по оглавлению дирекции – кому ж и получать его, как ни господину Гергиеву! Одному из немногих всемирно известных популяризаторов путинского милитаристского режима, самому богатому представителю местного шоу бизнеса! В одном занимательном расследовании, посвящённом Валерию Гергиеву, авторы утверждают, что это «брак по расчёту»: мариинский босс, де, любит чекистскую власть только потому, что поучает за это полный карт-бланш и неограниченное бюджетное финансирование своих проектов. Думается, что авторы расследования сделали слишком простое заключение. До конца этой зимы Валерий Абисалович, вероятно, полагал, что его любовь к этой власти абсолютно бескорыстна (гонорарных точек по миру хватало), а теперь, как человек чуткий, вероятно, ощутил, что любви несколько поубавилось, хотя безграничное финансирование в России осталось. Впрочем, речь тут больше не о мотивациях г. Гергиева, а о двух оперных театрах и светящей им единой дирекции. Случайно вырулив на тему гонораров за мартовские мариинские гастроли с «Кольцом нибелунга» в Москве, я решила порыться в системе госзакупок чуть глубже. И пришла к выводу о недопустимости образования каких бы то ни было единых дирекций в текущих условиях. Почему? Говоря коротко, потому что сейчас Большой и Мариинский используют разные способы для распила денег налогоплательщиков – единая дирекция по обмену опытом в этом вопросе, безусловно, пойдёт на пользу полусотне функционеров из обоих театров, но ни большинству их сотрудников, ни зрителям не даст в лучшем случае ничего. Да, положительный опыт, наверное, тоже есть с обеих сторон и что-то где-то возможно теоретически оптимизировать, теоретически активнее продвигать каких-то молодых певцов... Однако риски оптимизации схем увода денег возрастут не теоретически, а совершенно гарантированно – хотя бы потому, что самих денег в единой структуре будет больше. Конкуренция – людей, идей, корпораций – двигатель прогресса в любой области. Кооперация театров на отдельных проектах может давать прекрасные результаты, но не создание монопольного монстра. Тем более в ситуации, когда государственные опричники готовы закрывать глаза на любой волюнтаризм и злоупотребления, лишь бы идеологически всё было под контролем. Немного фактурыПервое, что бросается в глаза при рассмотрении контрактов и закупок двух театров, это разные списки с мало пересекающимися темами (примерно за полгода, глубже я не залезала). В Мариинском выкладывают контракты почти со всеми исполнителями, что совершенно правильно, и ничего особенного в этих документах в основном нет. Можно долго прокручивать листы с годовыми расценками от 125 тысяч до 6 миллионов рублей и, позёвывая, думать, что Мариинский большой и хороший театр – наверное, там не обижают людей и знают, кому сколько платить. Периодически попадаются «международники», у которых цифры другие. В частности, возвращаясь к теме нибелунгов на гастролях – первым случайно оказавшийся у меня «под лупой» Евгений Никитин является далеко не самым высокооплачиваемым солистом Мариинского театра. Таких, как он, ещё около полутора десятков человек; по текущим контрактам они получают около миллиона рублей в месяц (годовые контракты в районе 11 миллионов рублей). И есть несколько человек, которые получают в месяц больше миллиона. Все уже, наверное, догадались, кто возглавляет этот супер список – Анна Юрьевна, кто же ещё!.. У неё годовой контракт зашкаливает за 13 миллионов. Но речь тут не о «бесценности» Нетребко, и она не была на вагнеровских московских гастролях, а четверо из «миллионного и околомиллионного» списка были. И в этом смысле возникает вопрос: почему при таких окладах ещё такие нехреновые командировочные – 750 000 рублей за два дня со вполне комфортным московским проживанием?.. Напоминаю главное, с чего всё и началось: билеты на то «Кольцо» были изумительно дёшевы и окупить гастролей с такими гонорарами не могли. Обычно цены на мариинские концерты в Москве в 2-3 раза выше, и это давно не вызывает недоумений: отрекламировались, приехали, заработали на желающих, уехали. Недоумение вызывает, когда одновременно ставят провинциальные цены для форсмажорной заполняемости зала – и вместе с тем получают гонорары, как звёзды из далёкого зарубежья. Понятно, что организовать этот рывок за бюджетные деньги обиженному «Западом» г. Гергиеву не составило труда – но лучше бы эти общие деньги достались десятку действительно нуждающихся провинциальных театров, а не тем, кто и так в шоколаде по любым меркам. Второй существенный вопрос, который возникает при просмотре питерской базы: почему в этом море трудовых договоров нет информации по дирекции и конкретно по Валерию Гергиеву? Что-то подсказывает, что это не из-за пламенного бессеребренничества, а по той же причине, по которой мариинским боссом не предоставляются в публичный доступ обязательные для его должности декларации об имуществе – другого объяснения просто нет. При всей предполагаемой легальности происхождения доходов, понятно, что размер американо-итальянских владений г. Гергиева не мог бы не вызвать вопросов. Видимо, текущий размер мариинских вознаграждений Валерия Абисаловича и его приближённых, по его собственному мнению, также не мог бы не вызвать вопросов. Хотя на самом деле, при наличии столь высокооплачиваемых солистов, именно директорские самоумолчания и вызывают главный вопрос: это ж на сколько нужно своих высокооплачиваемых переплюнуть, чтобы об этом требовалось молчать?.. При всём при том у Большого театра в доступе нет вообще никакой информации о персональных контрактах – или, возможно, я её не нашла, потому что действительно не так-то легко разобраться в системе, где могут быть разные юрлица. Некоторые любят в таких случаях ссылаться на защиту персональных данных, но в реальности никаких персональных данных в этот доступ не попадает – только фамилии и суммы, никаких паспортов, телефонов, адресов. То есть что-то одно из двух: либо театр нарушает закон, либо он един в нескольких лицах, названия которых мне неизвестны. Что сразу обращает на себя внимание из имеющегося: в Большом ощутимо выше постановочные расходы. И это не потому, что они высокие, нет, они выглядят как раз достаточно адекватно – ну просто они есть. Все эти пуанты, костюмы, парики, краски, ткани не кажутся излишними в оперно-балетном театре. Немного странно, наоборот, что в Мариинском данные статьи расходов намного меньше. В Питере резко обновили группу кларнетов в оркестре, но в остальном собственно театральные расходы выглядят так, как будто там полгода ничего не ставилось, лишь подшивались старые костюмы да подкрашивались старые задники. Притом в Питере постоянно что-то расходуется на просветительскую деятельность – лекции, занятия, программы и т.д. Это не очень большие суммы, в пределах нескольких десятков тысяч рублей, но они регулярно повторяются и их получатели тоже. Только на месте можно сказать, насколько эти выплаты адекватны. На сторонний взгляд, довольно репочесательно, когда некто, проводя восемь стандартных лекций в месяц, получает, как институтский профессор, проводящий за те же деньги шестнадцать лекций и столько же семинаров. Но, возможно, результат оправдывает такие расходы. Также в Мариинском на порядок больше всяких поездок, бронирований и проживаний – ну, может, гастролируют активнее, плюс общаются с филиалами, ещё с кем-то… кто-то… общается… Честно скажу, не было желания углубляться, кто, куда и зачем там ездит – это, наверное, вообще отдельная тема. Коммуналка в двух столицах примерно одинакова, за исключением удивительных питерских 3,8 миллионов отдельно за вывоз снега. Впрочем, поговаривают, что невские коммунальщики с отбытием части мигрантов впали в ступор, так что не совсем исключено, что это реальные траты. Расходы на связь тоже примерно одинаковые, только в Питере больше упор на стационарную, зачем-то активно ставят новые номера... В целом, по разным расходам складывается впечатление, что в Питере примерно в два раза чаще заключают контракты без конкурса, с единственным поставщиком (это не про труппу, а именно по тем услугам, где имеет смысл выбирать поставщиков). Большой театр в этом смысле выглядит поаккуратнее. Зато у него есть контракты с реально поражающими воображение суммами, на которые не попалось ничего похожего за рассматриваемые полгода в Мариинских ведомостях. Это расходы, относящиеся к обслуживанию всевозможных технических средств, напрямую театральных функций не касающихся. Особенно поразили два контракта Большого театра, формулировки и цены которых я даже приведу целиком:
Оба эти контракта заключены с саратовским ООО «Связьстрой». Что такое ООО «Связьстрой»? Это микропредприятие без сайта, с 9-ю сотрудниками, минимальным уставным фондом в 10 тысяч рублей и двумя текущими делами в качестве ответчика в арбитражном суде. Директор его известен в Саратове преимущественно тем, что 2017-2018 годах возглавлял областное БТИ; сейчас он, помимо «Связьстроя» директорствует в ООО «СЭП» со штатной численностью 2 человека, занимающемся перепродажей лесоматериалов. Я двумя руками за малый бизнес, сама была долгое время его представителем, но у меня в голове не укладывается, каким нормальным образом ООО «Связьстрой» могло выйти на уровень Большого театра. На данный момент оба контракта имеют статус «исполнение прекращено», и смысл этой формулировки тоже неясен. Контракт исполнен? Расторгнут?.. Но даже если так, как он вообще мог быть заключён?.. Что касается денег, то люди в теме пояснили мне, что эти суммы могут быть как реально обоснованными расходами, так и не реальными. Реальными – если театр, условно говоря, раз в три года, когда что-то уже «шелестит и скрежещет», обращается за обслуживанием, в котором большую часть задачи занимает действительно ремонт и замена изношенных частей сложного дорогостоящего оборудования; и не реальными – если такой "профилактический" контракт заключается каждый год. Сложно делать выводы, не видя смет и приложений к договору, но при том, что в формулировках указано ППО и речь идёт о всеми нервно воспринимаемой пожарной теме, первый вариант практически исключён. РезюмеВозвращаясь к началу, то бишь к целям единой имперской дирекции – перспективы у неё просматриваются совершенно определённые. Если объединить питерскую привычку размазывать общественные деньги по максимальному количеству «своих» с московским техническим размахом, то результат грозит превзойти самые смелые ожидания утилизаторов снегов и связников лесоматериалов. Арифметические прогрессии в таком единстве выглядят даже недостаточно имперски. Нет, тут нужно сложить текущие бюджеты театров и умножить эту цифру, как минимум, на два. И под гергиевский флаг эту сумму выделят без проблем – да в голове дракона их и нет вовсе, проблем-то, кроме отдельных недобитых представителей отдельных колонн... Залы панически припустели, иностранцы покинули подмостки и бельэтажи, сограждане пошли по их стопам, а оставшиеся возмущаются постоянными заменами? Это ничего, это ерунда, единая дирекция тем и дорога, что встанет дополнительной линией обороны империи от граждан. Я всё-таки надеюсь, что он откажется. Хочется верить, что пенсионное предложение по имперскому оглавлению несколько преждевременно для человека, который покамест, в первую очередь, большой дирижёр. И что не всё меряется деньгами и имперскими амбициями, которым и так уже придали несколько новых сцен и филиалов. Подгребать московский кусок, который очевидно не сможешь контролировать, только ради денег и радости утверждать репертуар вчерашнего конкурента, по меньшей мере, недальновидно. Отвечать за это придётся не где-то там, а здесь, когда имперский морок чуть развеется и все не желающие видеть г. Гергиева единым боссом (а их в Москве много) поднимут головы и голоса. На Неве, где заслуг не отменят никакие плюхи, идиотские решения и вымышленные необходимости, этот ответ будет прост, а на Москве, где невскими заслужниками уже сыты по горло, он может оказаться сложен и нелицепрятен. Я всё-таки надеюсь, что ничего этого не будет.
|
|||
Небольшой экскурс в историю...
Спасибо, уважаемая Sletelena, за пищу для размышления. Позвольте к Вашим рассуждениям добавить ещё один аспект - исторический. Есть у властей желание ВОЗРОДИТЬ Дирекцию императорских театров. Но раз речь идёт именно о возрождении, задумался ли хоть кто-то из генераторов этой выдающейся идеи о том, ЧТО ИМЕННО Дирекция представляла из себя в императорской России?
Мне пришлось глубоко погрузиться в архивные свидетельства работы этого учреждения, когда я трудился над очерком о первом (гастрольном) «Кольце нибелунга» в Российской империи в 1889 году, он, кстати, размещён на этом сайте. Очерк был не о Дирекции, поэтому над её полезностью я там лишь мимоходом посмеялся, а если отбросить смех в сторону, то учреждение это было абсолютно бесполезно, ненужно и вредно для культуры. Дирекция выступала реальным барьером для прогрессивных идей (для того же «Кольца» Ноймана), Петербург из-за этого оказывался чуть ли не последним европейским городом, куда доходили модные веяния в искусстве. Я уже молчу о вымогательстве и взяточничестве. Возрождение такого органа ничего хорошего культуре не принесёт!
О происхождении идей
Идея единой театральной дирекции стратегически ущербна со всех точек зрения, в этом с обоими авторами предшествующих постов нельзя не согласиться. Такой практики нет сейчас ни в одной приличной стране. А если говорить конкретно о русской культуре, то все ее прорывы осуществлялись только помимо – и даже вопреки – всяким единым дирекциям. Это относится даже к советскому времени, даже тогда никто не пытался слить Мариинский и Большой театры вместе. Сейчас эта безумная идея родилась только потому, что кое-кто лишился зарубежных контрактов и решил отыграться Большим хапком на внутреннем рынке. Момент для хапка действительно благоприятный. Сохиев ушел, и не сложно было вложить в голову кремлевскому старцу мысль, что нельзя доверять никому, кроме проверенных питерских кадров. Не удивлюсь, если до кучи к «единой дирекции» припишут и Светлановский оркестр, также оставшийся без руководителя…
Такие моменты случаются на политических переломах, но обычно строители «культурных империй» не действуют так нагло. На освободившиеся посты обычно выдвигается кто-нибудь из «своей» группы. Но у Гергиева такой группы нет. За тридцать лет он не зацепил и не вырастил никого, кто мог бы быть назван «преемником» даже условно. В Москве, между прочим, есть дирижеры, которые могли бы из вторых стать первыми – в Питере тишина. «Все приходится делать самому…»
К сожалению, я не разделяю оптимизма уважаемой Sletelenы, что «он откажется». Он не откажется, потому что единая дирекция – его собственный проект, а не вдруг сделанное предложение. Но хотелось бы верить, что в правительстве и в министерстве культуры все таки возобладает здравый смысл и найдутся способы спустить на тормозах эту идею из позапрошлого века.
Хочется надеяться
хотя бы на что-то хорошее. Сейчас за тотальной основной темой всё остальное как-то ушло в тень. Это печально, но понятно. Думаю, потом это будет предметом отдельных разборов - кто и какую рыбу наудил в нынешней мутной воде. Или не будет, если удастся сейчас что-то отстоять от имперства. Спасибо всем неравнодушным и высказывающимся.