2022: краткие радости посреди большого горя

Новогодний отчёт Брюны в Федеральном Совете по Вагнеру24 февраля 2022 состоялась премьера «Лоэнгрина» в Большом театре. Это, конечно, случайное совпадение, что долгожданная премьера одной из самых красивых и самой милитаристской оперы Вагнера случилась именно в день, когда была начата так называемая «спецоперация» в Украине. Смешно даже предполагать, что двуногоходячие, принимавшие решение о «спецоперации», могли сопоставить её дату с каким бы то ни было культурным событием. Тем не менее, слушать эту оперу в разверзшемся кошмарном контексте было, мягко говоря, не так радостно, как предполагалось в мирной жизни.

Отдельно скажу тут о переводе, сопровождавшем представление. От классического романтического переложения Коломийцева дирекция театра отказалась и дала вместо него подстрочник, местами более жёсткий и точный, а местами как будто специально подогнанный под официальную пропаганду о текущей ситуации. В частности, слово «Reich» там переводилось как «империя» – империя, которую собираются сохранять, хотя в оригинале о сохранении ничего не сказано. И не могло быть сказано, ибо в описываемое время Германия не была империей, она была составленным из пяти областей небольшим королевством, царством – это слово как раз и есть наиболее точный перевод «Reich». Тут речь уже не идёт о совпадении – эта подстройка под современную российскую имперско-милитаристскую пропаганду была предпринята до того, как монстр допёр до апофеоза. Таким же образом был трактован и ряд других «удобных» этой пропаганде моментов.

Что имеем ныне? Постановка была снята с показа до завершения заявленного премьерного цикла. «Лоэнгрина» смогли послушать только зрители, взявшие билеты на первые шесть представлений, остальным без всяких объяснений предложили смотреть «Кармен» (что даже несколько удивительно, ведь там десяток раз упоминается свобода, совершенно запрещённая и задавленная здесь сейчас – это, наверное, следует отнести к эксцессам исполнителя, ну бывает). Почему же ушёл «Лоэнгрин»? Напрашивается несколько непротиворечивых объяснений. Нынешняя постановка совместная с Мет-оперой, во всех составах солистов (а их аж три) присутствовали иностранные, достаточно именитые вагнеровские певцы, которые могли логично отказаться работать в Москве в свете текущих событий. Также возможно, что такое требование могла выставить сама Мет-опера либо кто-то из международной постановочной команды. В это же время от поста Главного дирижёра в Большом отказался Туган Сохиев – благородное и единственно верное сейчас решение, приведшее, однако, в удивление и смятение дирекцию театра. В общем, этим удивлённым и смятённым чиновникам не хочется желать сейчас ничего хорошего, а людям, не попавшим на «Лоэнгрина», можно пожелать посмотреть его когда-нибудь потом. Когда немецкий милитаристский пафос перестанет так хорошо коррелировать с российским и останется лишь курьёзным дополнением к великой музыке.

Рецензия на постановку здесь, далее в этом разделе можно писать о других вагнеровских событиях текущего сезона, давать анонсы, что-то обсуждать – в общем всё, как обычно.

Немного объяснюсь по картинке и опросу. Это многострадальное сокровище (картина) называется «Новогодний отчёт Брюны в Федеральном Совете по Вагнеру», оно делалось до наступления полной тьмы и планировалось к размещению в первый день показа «Лоэнгрина» в Большом, когда и текст планировался другим. Действительность поменялась резко во всех отношениях, в первые несколько дней я была просто не в состоянии тут что-то писать, теперь наконец написала и уже всё иначе, но другой картинки у меня нет, как и опроса. Поэтому они остались – наверное, в напоминание о той жизни, когда ещё можно было долго думать о чём-то кроме происходящего ужаса, искать какие-то новые смыслы и смеяться над чем-то кроме собственной наивности, вопреки очевидному ходу вещей не верившей, что окончательный закат наступит здесь и сейчас. Собственно, фигуранты не поменялись, но сейчас я бы, конечно, не стала ни рисовать, ни обсуждать насаждаемую ими дичь с таким ласковым сарказмом. По изначальному замыслу зверино-серьёзных ответов в опросе нет, всё это юмористическая разминка по принципу «у кого чего болит». Комментирование приветствуется любое, и в шутку, и на серьёзе. Потом тут можно будет, наверное, вернуться в основной теме к прежним делам, завершить опросы по исполнителям, но пока я такой возможности не вижу. Хотя, повторюсь, анонсы и обсуждение текущих культурных событий остаются актуальными.

Зарядные нибелунги

Полагала, что анонс на неожиданно возникшее в Зарядье "Кольцо" сделает автор заметки о прошедшем "Золоте Рейна". Но нет - и ладно. Материализация здесь питерского чуда под руководством орденоносца Гергиева на самом деле очень понятна. Афиша пестрит отменами и переносами - нет-нет, это не вирус, он убежал от нас, даже он убежал... Просто ни один приличный артист из-за рубежа сейчас сюда не поедет, а своих приличных людей, очевидно, начали вычёркивать по цензурным соображениям. Как в такой ситуации лупануть двух маломальских кроликов? Правильно, нужно заменить тех, кто не поедет сюда, теми, кого турнули оттуда. Что и было проделано с достойной момента лихостью.

Ещё два месяца назад никакого "Кольца" в афише Зарядья не значилось. Да собственно, и нельзя назвать полноценным показом цикла то, что возникло в итоге: "Золото Рейна", через две недели "Валькирия" и "Зигфрид", ещё через три недели "Гибель богов". Билеты на эти питерские гастроли были действительно удивительно дёшевы. Партер по 4500! Такой благотворительности за Гергиевым не водилось уже лет пятнадцать - и не завелось бы, если бы не нынешние форсмажорные обстоятельства и всегда готовая подстилка из бюджета. Хочется надеяться, что все эти билеты действительно купили и что г. Гергиев с солистами удовлетворились в таком случае самыми средними гонорарами - но я не уверена, что это так. Всё-таки прокачать за две недели гастроль даже супер раскрученного исполнителя не так-то легко. И не то чтобы на дерьмовый митинг-концерт в Лужниках мне наших общих денег не жалко, а на доплату за каких-нибудь пенсионеров Гергиеву жалко. Нет, мне жалко и на то, и на другое - просто дерьмовый митинг совсем не моя тема, а тут немного моя. Поэтому я нервничаю за родной московский бюджет, не перетёк ли он в конкретный питерский карман с нехреновыми аппетитами и заявлениями, поддерживающими милитаризм и агрессию.

Всё это уже больше постфактум, на данный момент три части цикла показаны, осталась "Гибель богов" в середине апреля. Дальше здесь более приветствуются анонсы на то, что ещё не начиналось.

PS
А вот не сходится таки дебет с кредитом. Гонорары там были не средние - например, исполнители ролей Брунгильды и Вотана/Странника в "Валькирии"/"Зигфриде" получили за два дня гастролей по 750 000 рублей (информация из ЕИС госзакупок). Само по себе это, может, и не супер много для певцов такого уровня, но с минимальными ценами на данный гастрольный цикл в "Зарядье" никак не стыкуется. Выходит, что один солист забрал себе практически весь сбор с самого дорогого первого партера, а вторая - со второго. В каждой опере ещё по четыре таких солиста, плюс оркестр, плюс маэстро, который не привык себя обижать, плюс сопровождение, плюс перенос визуала, плюс накладные - в общем, никак эта гастроль на самоокупаемость не выходит. Кто конкретно доплачивал - федеральный бюджет или московский - я, конечно, не знаю. И сколько получил непосредственно г. Гергиев, не знаю тоже (не разобралась толком в поиске по этой системе), но картина для простого налогоплательщика, так или иначе, безрадостная :(

Анонсы: Михайловский и Новая Опера

10 апреля, 15.00
Михайловский театр, Спб

Камерный инструментальный концерт
Рихард Штраус: Метаморфозы
Рихард Вагнер: Зигфрид-идиллия
Дирижёр: Александр Соловьев. Солисты: Мария Шестакова, Татьяна Авазова, Наил Бакиев, Андрей Смирнов, Герман Железовский

21 июня, 19.00
Новая опера, Мск

Лоэнгрин
Дирижёр: Василий Валитов

Феи и полеты

Случайно натолкнулся в рассылке на смешное мероприятие в громким названием "ВАГНЕР. ПОЛЕТ ВАЛЬКИРИЙ". Оно состоится 15 июля в 19.00 в усадьбе Кусково, и это не смешно, веселье начинается дальше. Весь полет будет представлен силами двух товарищей - солистки Геликон-оперы Марины Карпеченко и Михаилом Турпановым за фортепиано. При этом специально оговаривается, что среди предлагаемых публике отрывков будут в том числе и ранние оперы, начиная от "Фей". Это как раз по части Карпеченко, но надеюсь, она не собирается петь "Полет валькирий" все таки... Цены, кстати, совсем не смешные, от двух тысяч.

PS, возник вопрос по картине. С персонажами переднего плана все понятно, но кто этот нибелунг в рыжей шапочке на заднем плане? Пытался идти мыслью от его замечательного банта, но показался не очень похож... В молодости, что ли?

Кусково и Космос

Тут была уже однажды тема с фортепьянными транскрипциями, они бывают весьма впечатляющими (есть в Ссылках). Если в исполнении Турпанова будет такая, то, может, и не жалко пары тысяч, хотя, конечно, кусается такая цена за скромный концертик... Что касается Карпеченко, я видела её недавно в "Волшебной флейте" одной из трёх дам. Что сказать - сыграла хорошо, спела плохо. Даже не знаю, что из Вагнера ей стоило бы сейчас исполнять. С другой стороны, возможно, в камерном формате у неё всё совсем не так плохо...

Персонаж на заднем плане картины - Космос, Ответственный за доставку. Он не предполагался похожим на кого-то, все совпадения случайны :) И на нём нет шапочки, кроме венка с бантиком на нём ничего не надето, это всё части его самого.