Байройт 2021

Стрёмное дело, конечно, тут фестивали за 12 часов до начала отменяют... но возложим надежду на вакцинацию и немецкую твёрдость. Итак, 25 июля, в воскресенье, намечен старт очередного Байройтского фестиваля. Премьерным спектаклем его будет "Летучий Голландец" под музыкальным управлением Оксаны Лынив в постановке Дмитрия Чернякова. Пропускаем все слова о наконец-то состоявшемся вторжении в мужскую цитадель и желаем прекрасному украинскому дирижёру (ныне Главному в Граце) только большой удачи, как и Дмитрию. Они уже работали вместе в Баварской опере, что позволяет ещё более надеяться на успех предприятия. С Черняковым, единым в двух лицах режиссёра и художника, над спектаклем в Байройте корпела и вся его команда: Елена Зайцева (костюмы), Глеб Фильштинский (свет), Татьяна Верещагина (драматургия).

Литовское сопрано Асмик Григорян, стремительно покорившая большинство европейских оперных вершин, дебютирует в Байройте в партии Сенты. Голландца исполнит швед Джон Лундгрен, напротив, знакомый здесь уже и в качестве Вотана, и Альбериха, и того же Голландца. И хочется верить, что это будет именно тот фирменный его Голландец, не умеющий просить у богов. Даланда представит великолепный Георг Цеппенфельд, ветеран байройтского цеха. Американец Эрик Катлер, ещё один байройтский дебютант, ниспровергатель границ между бельканто и драматическим репертуаром, споёт Эрика. Марина Пруденская снизойдёт к нам из гротов и с высот Вальгаллы в роли Мари, а драматический Аттилио Глазер разольётся Рулевым. В общем, многообещающий состав, и времени вроде было достаточно - всё должно получиться! Хотя бы за Катарину Вагнер нужно отмстить уже всем злобным мерзопакостным богам - и сделать красиво.

Обещают качественную трансляцию в кинотеатрах Германии и Австрии, а для остальных - просто трансляция, которая начнётся в 17.30 (по байройтскому времени) на BR-klassik.

Надо сказать, что в связи с эпидемией, прошлогодней отменой и всякими предшествующими, собственно байройтскими недоразумениями, основная программа фестиваля в этом году очень необычна. Фактически в ней не одна, а три премьеры. Помимо "Голландца" это "Валькирия" и "Парсифаль".

"Валькирия" заявлена как супер эксперимент под руководством Хермана Нича, художника-акциониста, наводившего с товарищами шороху в буржуазной Вене 60-х. Нич, к слову, и сам пишет музыку, но в данном случае звучать будет Вагнер, а актёры "театра Нича" будут это визуализировать в сопровождении картин эпатажного мэтра. Солисты предполагаемо будут петь, выдвинувшись на край сцены и не принимая существенного участия в действе. На самом деле это натуральное "назад от цельности к раздельным истокам", против чего как раз и восставал автор "Валькирии", однако яркий шокирующий перфоманс должен создать обратное представление. Список солистов при этом весьма впечатляющий: Клаус Флориан Фогт, Лизе Давидсен, Ирен Теорин, Гюнтер Гройсбёк, Дмитрий Белосельский, Криста Майер. Музыкальный руководитель постановки - сорокалетний финн Пиетари Инкинен, дирижировавший больше японскими и корейскими, чем европейскими оркестрами. Я бы заплатила 10 евро, чтобы посмотреть на это мероприятие даже в среднего качества трансляции. Но увы, никаких трансляций не предусмотрено, эксклюзив исключительно для ухвативших билеты на три фестивальных спектакля.

"Парсифаль" летом 21-го будет дан вообще единственный раз - это концертное представление под руководством маэстро Кристиана Тилеманна. Список солистов тут тоже ничего себе: Михаэль Фолле, Стивен Гульд, Георг Цеппенфельд, Гюнтер Гройсбёк, Дерек Уэлтон, Петра Ланг. В общем-то логичный противовес остальной фестивальной программе под лозунгом "Режиссёры рулят". Возможно, такой многовариантности и не хватало успевшему уже слегка забронзоветь и "при Катарине" вагнеровскому предприятию. Хотелось бы надеяться, что это действительно новая линия, а не просто последствие года вынужденного простоя, но поглядим...

Трансляция "Летучего Голландца"

Мне в целом понравилось, особенно Григорян, Катлер и Цеппенфельд. Двое первых великолепно пели и создали живые яркие образы Сенты и Эрика, а Цеппенфельд сделал такого симпатичного Даланда, что вокальная мощь пятилетней давности была бы тут и ни к чему. Не очень тянул, на мой взгляд, Лундгрен, одномерный, не достаточно глубокий голос у него, таким хорошо злодеев петь, Голландец все же посложнее. Оркестр играл красиво, бойко и весело, Лынив можно можно поздравить с удачным дебютом. Чернякова, похоже, нельзя :), букало ползала, если не больше, многовато для Байройта. Я, конечно, не из тех кто не видел, а мнение имеет, но представляется, что режиссер подзадержался в своей мещанской эстетике вечной середины 20 века... Если было опять это, то я понимаю байротскую публику, все это уже скучно, неоригинально и не зрелищно. Но в радиотрансляции ничего этого не было, кроме нескольких странных взвизгиваний Сенты - даже интересно было, что там такое на сцене :) Еще из минусов - мужские хоры в этот раз были слабоваты, наверное хористы не все сдали пцр-тесты :) Если бы ставила оценку этой премьере за звук, поставила бы четыре с плюсом. Это, конечно, лучше, чем "Тангейзер" Гергиева или "Парсифаль" Хенхена, но до лучших образцов все же немного не дотягивает.