Тангейзер на международном фестивале в Зарядье

5
Средняя: 5 (1 голос)

Московский концертный зал Зарядье 01.11.2019
Симфонический оркестр и хор Мариинского театра. Дирижер - Валерий Гергиев.
Сергей Скороходов (Тангейзер), Ирина Чурилова (Елизавета), Юлия Маточкина (Венера), Владислав Куприянов (Вольфрам), Дмитрий Григорьев (Герман), Роман Арндт (Вальтер), Евгений Уланов (Битерольф).

С огромным нетерпением ожидалась эта постановка - после отзывов на нее в Питере и после, конечно, трансляции из Байрейта. Очень хотелось услышать ее вживую. Ожидания, надо сказать, вполне оправдались, хотя и были некоторые вопросы. Бедная Мариинка накануне серьезно пострадала - артистов накормили чем-то таким, из-за чего 6 человек оказались в больнице. Пишут, что ненамного лучше было и остальным. А им предстояло петь и играть две серьезных оперы - сначала Пеллеаса и Мелизанду, а затем - Тангейзера.
Оркестр был представлен вторым составом, и надо сказать, что это далеко не первый. То есть, играли под чутким и экспрессивным руководством маэстро Гергиева отлично, что что-то вылезало, что-то не балансировалось. Например, вступавшая в тутти медь в первом акте напрочь заглушала струнных. Позже дело наладилось и второй акт прозвучал отлично, не говоря уж об апофеозе в последнем.
Певцы в целом пели лучше, чем байрейтский состав. Скороходов мне понравился, хотя, конечно, голос у Тангейзера должен быть объемом побольше. Великолепна была Юлия Маточкина - Венера. Это вообще находка спектакля. Чурилова не особенно подходит к образу Элизабет, она грубовата и резковата на верхах, хотя у Вагнера это не так критично, как в других ее ролях. Очень неплохой был Вольфрам - Куприянов. Остальные тоже, хоть и не шикарно, но справились.
Бесподобен был хор - показал лучшие свои стороны! Учитывая его не последнюю роль в опере, спел просто на пятерку. Давно не слышала такого качества хор.
Гергиев провел оперу блистательно, в чем, впрочем, у меня лично не было никакого сомнения. В целом - пятерка, конечно.

оценка

5

Да, забыла сказать: оперу транслировало медичи тв, так что в сети есть запись

Спасибо за рецензию!

Согласна со всем. По игре оркестра есть вопросы:немножко кто в лес, кто по дрова - и началось сразу, с увертюры, а "компенсировалось" это оглушительным фортиссимо. Струнники выступили отлично. Скороходов предсказуемо порадовал - на моей памяти это первый отечественный Тангейзер ( имею в виду современные постановки; и слышала, я, правда, всего четырех наших в этой партии), с которым, по крайней мере, не возникает вопросов, отчего вокруг него бушуют такие страсти. Хорошая нюансировка и тембр у Елизаветы-Чуриловой только когда не надо петь на форте, да еще и в верхнем диапазоне - а как это начинается, так вспоминаешь Вицина ("Ухи! Ухи!"). Юлия Маточкина - отличное меццо Мариинки, сколько раз ее ни слышала, всегда на высоте! И повторно восхитилась Владиславом Куприяновым-Вольфрамом: прекрасное исполнение! Очень он хорошо "попал" и вокально, и по игре в образ благородного рыцаря с его непафосным самоотречением. Видела в СПб сценическую версию - доброго слова не скажу, и очень рада, что у нас была концертная. К тому же в Петербурге мне ой, как не повезло с Генрихом Тангейзером... Так что очень рада, что побывала на фестивальном показе в Зарядье.

оркестр в Тангейзере

Вот и у меня к оркестру неожиданно были вопросы. Особенно поначалу. Потом выровнялись. А вокал - да, хорош! Мелочи - это мелочи. Куприянова слышала впервые - поэтому как-то настороженно отнеслась поначалу. Но после романса он меня убедил. А что с постановкой в Питере не так? Интересно.