"Золото Рейна" Концертный зал Чайковского в Москве 2019

5
Средняя: 5 (2 голосов)
jfif.
jpg.

Вагнер. «Золото Рейна»
Концертное исполнение.
30 октября 2019 Концертный зал имени П. И. Чайковского
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова
Дирижёр – Владимир Юровский
Вотан - Йохан Ройтер (баритон)
Логе - Всеволод Гривнов (тенор)
Фрика - Александра Дурсенева (меццо-сопрано)
Фрейя - Любовь Петрова (сопрано)
Альберих - Сергей Лейферкус (баритон)
Миме - Леонид Бомштейн (тенор)
Доннер - Илья Банник (бас)
Фро - Борис Рудак (тенор)
Фазольт - Вадим Кравец (бас)
Фафнер - Эндрю Харрис (бас)
Эрда - Анна Ларссон (меццо-сопрано)
Русалки - Надежда Гулицкая (сопрано), Ксения Антонова (сопрано), Александра Кадурина (меццо-сопрано)

Владимир Юровский привычно «показывает класс» - нечасто случается в наших широтах услышать живьем почти безупречное исполнение вагнеровской оперы. Еще перед началом публика, заходя в зал, оказывалась в сказочной и таинственной атмосфере – благодаря световым эффектам: синие лучи, пронизывающие легкую дымку, окутавшую зал. Во время исполнения light show заменял декорации – сине-зеленый колорит в первой картине, нежные рассветные краски «высот», багровые блики в сцене спуска в Нибельхайм, разноцветье в финале. Выразительная игра главных исполнителей усиливала ощущение, что это не столько концерт (с характерной для этого формата «стационарностью»), сколько спектакль. В духе «сценической версии» была и устроена и расстановка участников действа – большая часть героев была на сцене вместе с оркестром, однако русалки и великаны помещались наверху, на балконах справа и слева от сцены.
Что касается вокальной части, особенно впечатлял мужской состав. Для меня главным событием было услышать и увидеть Сергея Лейферкуса. Прежде всего, это великий певец, фантастически владеющий голосом и с легендарной дикцией, когда слышно каждое слово, каждый звук. Но это еще и великолепный актер, создавший поразительный образ Альбе: в нем не было ничего смешного, отталкивающего или жалкого. Он полон достоинства, даже величия, но, в то же время, взывает в состраданию. Отличное вокальное исполнение датским баритоном Йоханом Ройтером партии Вотана забавно контрастировало с внешностью певца – вполне добропорядочного немецкого бюргера, типичного обитателя городка Школькофремен. Великаны были облачены в контрастные цвета – белый (Фазольт) и черный (Фафнер). Солист Мариинки Вадим Кравец мастеровито спел-сыграл чувствительного влюбленного Фазольта, благо опыт выступления в этой роли у него огромный (а experiencia, как известно, docet – «достигается упражнением»). Для меня вторым по силе впечатлением после Лейферкуса стал зловещий (evil) Фафнер в исполнении молодого американского баса Эндрю Харриса (певца с разнообразным и необычным репертуаром). Бесчувственность, холодная расчетливость, ледяная ирония, переходящая в сарказм, и вся атмосфера какого-то нечеловеческого ужаса, окутывающая этого убийцу, - такой патологический тип инфернального шизоида-психопата доводилось встречать разве что в сериале «Хэллоуин». Успешно выступил солист БТ Всеволод Гривнов: несколько визгливый тембр и наклонность к речитативу вполне отвечала характерной роли хитреца Логе. Слабым звеном оказался Леонид Бомштейн – тоже артист БТ и исполнитель другой характерной партии: его Миме получился каким-то невыразительным. Убедительной Фрике (Александра Дурсенева, БТ) вредило разве что чрезмерное усердие, а вот Любовь Петрова (певица с солидной международной карьерой! регулярно сотрудничающая в проектах Юровского!) никак не походила на Фрейю, выступив, как статистка, в стиле выхода с подносом и «кушать подано». Прославленную вагнерианскую звезду и придворную певицу Анну Ларссон мне в полной мере оценить не удалось: слишком уж маленькая партия у Эрды. Однако рост, осанка, голос и весь habitus – вполне под стать потомку викингов.
Конечно, надо сказать об отличной работе оркестра – который не зря располагался на сцене как полноправное, а, пожалуй, и главное действующее лицо. Исполнение под управлением Юровского отмечено не столько мощью, сколько богатой нюансировкой, тембровым богатством и живым, гибким интонированием.
То, что мы слышали в Москве, – подготовка к масштабному проекту: исполнению вагнеровского "Кольца" в концертном варианте в Royal Festival Hall, которое запланировано на начало 2021 года. Оно станет прощанием Владимира Юровского с Лондонским филармоническим оркестром, которым он руководит с 2007 года. В том же 2021 году маэстро оставит и должность худрука оркестра им. Светланова и начнет работать в Bayerische Staatsoper.

Оценка - отлично

5

Вполне можно поставить пятерку.

Спасибо за подробный разбор.

Спасибо за подробный разбор. Очень интересная рецензия.
Вообще, нечестно по две оперы Вагнера давать в один день!!! Юровского послушала бы с большим удовольствием. Но когда играет Гергиев, у меня выбора нет. Да и Тангейзера давно хотелось услышать. Даже в Питер собирались махнуть. А тут - прямо на дом привезли! :)

Не в один день...

Так "Тангейзер" был 1 ноября...

Да, 30 октября

5

было это "Золото". Спасибо вам, уважаемая Olga, за отличную рецензию на него - и отдельно за дополнительную инфу. Я всё думала, перед каким же предполагаемым "Кольцом" нам это прокатывают - вы прояснили: перед лондонским. Конечно, очень хочется надеяться, что остальные части в порядке проката в Москве тоже представят.

Что касается планов маэстро Владимира Юровского - факт ухода прекрасного симфонического дирижёра преимущественно в оперу лично у меня прилива оптимизма не вызывает, тем более что он и так достаточно работал в опере (хотя бы в Глайндборне, и не только). Да в Мюнхене всё и сейчас очень неплохо, так что за них лишний раз радоваться незачем :) Но во всяком случае то, что уже сделал Юровский с ГАСО - реально большое достижение, которое останется в короне обоих, и дирижёра, и оркестра. Дело не только в той разнице, которая, наверное, явна всякому, кто слышал оркестр в последние годы и 8 лет назад. Сейчас ГАСО - действительно лучший здесь по всему: по качеству, по охвату репертуара и, что немаловажно, по способности великолепно играть под руководством других дирижёров, не только главного. (Например, в первом концерте этого же абонемента они давали Вторую Малера с Василием Петренко - и это была песня!) О программах с музыкой современных композиторов следовало бы вообще писать отдельную статью. Люди взялись за дело всерьёз, чего в этом городе давно никто не делал - и получили результат. Во-первых, понятно, возросший класс оркестра, а во-вторых, такие вещи, как восхитительное «De profundis» Ретинского, которое вошло уже в постоянный репертуар, наряду с классикой. Что можно после всего этого сказать? Только одно: опять таки выразить надежду, что что-то вроде главного приглашённого в ГАСО Юровский после 2021-го года всё же оставит.

Перед переходом собственно к Вагнеру поясню ещё один технический момент, если кто-то вдруг не в курсе - о демократии в КЗЧ. Система такова, что, если кому-то на что-то не досталось билетов, 95% концертов транслируются вживую здесь же в фойе совершенно бесплатно. Стульев много - как правило, всем хватает. Да, это не тот звук, что в зале, но вполне сравнимый с трансляциями канала "Культура" :) И потом большинство из этих трансляций можно посмотреть - либо в открытом доступе, либо с регистрацией на сайте филармонии - в том числе, и "Золото Рейна", о котором здесь речь.

О концерте - на 99% согласна с уважаемой Olgoy. Ройтер, Лейферкус и Харрис были замечательны каждый по-своему. Йохан Ройтер - эффектен, технически безупречен, с живыми и тонкими нюансами, точно в тройке лучших современных Вотанов по любому счёту. Равновесного ему соперника - притом чрезвычайно оригинального - представил наш главный вагнеровский ветеран, Сергей Лейферкус. В паре с классически выразительным Вотаном яркие, возвышенные обертона Альбериха звучали совершенно удивительно. Честно говоря, вообще не догоняю, как можно так петь с таким годом рождения - это что-то запредельное, чего лично я не ожидала. Надеюсь, никто не продавал за это душу... :) В результате главным "Альберихом" в этом "Золоте" стал Фафнер в исполнении Эндрю Харриса - и каким! Голос и правда поразительный - изысканный, глубокий и притом абсолютно тёмный - редкостная красота! Хорошо на контрасте с братом выступил и Фазольт-Кравец. Логе Гривнова действительно не достаёт лиричности в классическом прочтении, но именно в этом составе, где единственным слабым мужским звеном был Миме - меня такой броско-ироничный Логе совершенно устроил. Если бы он был лирическим, имхо, получился бы перекос в философский серьёз, чего - опять же имхо - на "Золоте Рейна" вовсе не нужно.

Что касается женщин - вполне милы были начинающие русалки, однако исполнительницы трёх индивидуальных партий впечатления на меня не произвели. Голос Ларссон показался усталым и фонящим на верхах - далеко от идеала Эрды. Про наших особо нечего сказать, кроме того что восприятию Фрики хотя бы не мешала игра, а вот с Фрейей невнятная сценическая банальность мешала определённо. Только в последнем саркастично-обиженном "Неужто Хольда всё-таки достойна?.." прорезалось наконец что-то настоящее. Никакого вокального криминала на самом деле не было: классическая школа стандартных оперных приёмов - дело, наверное, вполне поправимое, и лондонцы, вполне возможно, увидят и услышат уже другое. Ну а в этом концерте женская часть ансамбля просто уступала мужской, так получилось.

Но все эти минусы солистов, и по самому построению оперы несущественные, совершенно закрылись общим впечатлением великолепной динамики и гармоничности представления в целом. Оркестр - которому эту оперу, между прочим, дальше-то не играть - и музыкальный руководитель с его "летучим" стилем сделали это концертное исполнение событием, выходящим за рамки концерта. Имперские мощи (в обоих значениях) лично мне на Вагнере не нужны даром - тем более, в "Золоте Рейна", которое уже благополучно расплямкивало множество дирижёров, включая самых известных. Здесь же всё плыло, скакало и летело - полнозвучно и непрерывно. Были и отдельные блестящие сцены - например, спуск и подъём из Нибельхайма, исполненные со стерео эффектом с поддержкой с балконов. Но они не перетягивали внимания на себя, как в некоторых "великих" записях, о которых кроме этого момента ничего не вспоминается. Это было действительно очень цельное представление. И действительно приличную лепту внёс в него и художник по свету, чьего имени я, к сожалению, не знаю. Насколько понимаю, проекции делал он же - и это уже вовсе выходит за рамки концертного исполнения, как его принято понимать в простоте. Речь не о каком-то уникальном явлении, нет, смычка форматов идёт не первый год и довольно бодро - просто спасибо, что в данном проекте вдобавок к прекрасной музыкальной части озаботились ещё и этим.

Юровский

Ну Юровскому все же, как бы мы его не жалели, достается очень престижное место худрука Баварской оперы. Так что надо за него радоваться, тем более, что оттуда в 2021 году уходит еще один гениальный Петренко - Кирилл. А свято место пусто не бывает. :) ... тем более дирижировать он здесь обещает регулярно.

А кто жалел Юровского -

А кто жалел Юровского - применительно к его планам? Его следует жалеть скорее сейчас, когда он носится по треугольнику Россия - Британия - Германия. А, забазировавшись поближе к дому, в Мюнхене, ему-то как раз станет поудобнее жить. Нет, это было личное рассуждение о неоднозначности ухода блестящих симфонистов в оперу и о ГАСО, с которым после 21-го года всё пока неясно. И не то чтобы я их прямо жалела - пока не с чего, и есть надежда, что набранный класс они сохранят... Надо будет поактивнее походить на "Другое пространство" в следующем году - вот тут, конечно, большой вопрос, насколько следующий главный возьмётся эту линию продолжать :)(

Поприкинула тут, кстати, шкуру неубитого медведя - ведь совсем не факт, что в следующих частях цикла Альбе (и, может, Хундинга до кучи) будет делать Лейферкус. Может, Харрис?.. Вот прям и так, и так хорошо - уж не знаешь, на что и облизнуться :)