Маттиас Герне в Москве

3
Средняя: 3 (1 голос)

1 октября в Концертном зале им. Чайковского состоялся долгожданный концерт немецкого баритона, известного исполнителя в том числе Вагнера, Маттиаса Герне.
Концерт по пути к своей дате несколько раз менял программу. Которая в итоге вылилась в 5ю Бетховена в первом отделении и коллекцию симфонических и вокальных произведений Вагнера - во втором.
Дирижер тоже поменялся, поначалу был заявлен гл. дирижер НФОР Владимир Спиваков, потом - Манфред Хонек, чему мы несказанно обрадовались. Как выяснилось позже, напрасно. Хотя кто знает, могло ведь быть еще хуже.
Герне пел прекрасно, красивый полнозвучный тембр, хотя все время казалось, что с вагнеровскими феерическими эмоциями он недотягивает. Но оркестр! Давно не приходилось слушать НФОР, и было впечатление деградации коллектива. Уже в Бетховене были странности: совсем не было слышно виолончелей, которых посадили за первыми скрипками. Ну первые скрипки их и забивали напрочь. Темпы были совершенно произвольными: в теме судьбы первые три ноты звучали похоронно медленно, а дальше - ну понеслось... Судьба какая-то странная получилась. Скачками. Бывает, конечно.
Еще больше непредвиденного было в Вагнере. Радовала только замечательная труба. Остальное не звучало, в тутти было получше, а так - оркестру банально не хватало звука. Может, виновата рассадка, а может и дирижер. Не знаю. Но праздника жизни не получилось. Даже аккомпанемент в вокальных номерах был каким-то маловыразительным.
Теперь вся надежда на Мариинского Тангейзера 1 ноября. А Вагнера в московской афише действительно стало - ну не много - но стало!!!

Тот же примерно итог,

3

но с претензиями едва не противоположными )) Возможно, это от места зависело - в КЗЧ всё-таки вокал, если он не супер, лучше ловится понизу, а оркестр поверху. Как бы то ни было, на меня Гёрне не произвёл впечатления - имхо, товарищ слегка приболел, звучал глуховато и не слишком выразительно - вот с этим согласна. Но ведь он и прежде по части выразительности не блистал, с Тёрфелем, Папе и Фолле незачем и сравнивать.

В остальном - к Хонеку больших претензий нет, потому что не было больших ожиданий. Ровный средний уровень, хорошие пиано-пианиссимо, а так ничего особенного, без затей, примерно как и предполагалось. У НФОР никакой деградации не заметила. Всегда был у них этот плотный, гармоничный, но слегка как бы расплывчатый звук - так и осталось (это при том, что солисты-то в оркестре хороши в основном). Имхо, для Вагнера такое не очень подходит - люблю, когда почётче линии и диссонансы педалируются. И кстати, мне тоже показалось, что оркестр выступал несколько урезанным составом, но, наверное, тому были причины - первое, что приходит в голову, на полный звук Гёрне вовсе не прокатил бы. Сперва действительно радовали медные духовые, но на Полёте они улетели куда-то чуть ли не на пол-тона вверх, непонятно почему и зачем... В общем, да, на праздник всё это никак не тянуло, но и сказать, что кто-то что-то конкретно развалил или совсем протупил, тоже не скажешь - просто средне.

Что касается вагнеровских надежд в этом году - моя исключительно на "Золото Рейна" Юровского с ГАСО, люди там в форме и не случайные.