"Тангейзер" Байройт 2019

4.75
Средняя: 4.8 (4 голосов)
"Тангейзер" Байройт 2019, Стивен Гульд - Тангейзер, Елена Жидкова - Венера

Музыкальный руководитель - Валерий Гергиев
Режиссёр - Тобиас Кратцер
Художник (и костюмы) - Райнер Зелмайер
Свет - Райнхард Трауб
Видео - Мануэль Браун
Драматургия - Конрад Кун

Ландграф Герман - Штефен Миллинг
Тангейзер - Стефен Гульд
Вольфрам фон Эшенбах - Маркус Айхе
Элизабет - Лизе Давидсен
Венера - Елена Жидкова
Молодой пастух - Катарина Конради

Шоколадный торт - le Gateau Chocolat
Оскар - Манни Лауденбах

Оркестр и хор Байройтского фестиваля

... Минуя Нойшванштайн и прочие баварские красоты, к Байройту приближается минифургончик. Это анархический цирк Венеры в составе её самой в чёрном трико, клоуна Тангейзера, фрика Шоколадного Торта и карлика Оскара. Прелестная команда радуется жизни, комикует, танцует, целуется, имеет на балансе плакаты за свободу самовыражения и наслаждения, однако, как выясняется, допускает промах в расчёте бензина. На второй игристой части увертюры бензин приходится сливать из машин на стоянке бургерной. И так это здорово получается - но дёрнуло же зайти туда какого-то несчастного стража порядка под самый конец предприятия!.. Венера принимает решение идти напролом и сбивает врага, преградившего путь свободе. Трагедия. В третьей части увертюры никто уже не радуется, все по-своему пытаются пережить случившееся. Хуже всего это получается - ну вы уже догадались - у Тангейзера...

Если после такой великолепной увертюры нужны какие-то ещё описания, значит, вам, наверное, не стоит смотреть эту постановку. А для тех, кому стоит, я сохраню интригу и скажу только, что дальнейший ход режиссёрской мысли тоже очень интересен. Венера и её прекрасная команда присутствуют на сцене и в кадре большую часть оперы, также присутствует нестандартная, современная и красивая трактовка образа Элизабет. Сдвоенный формат фильма-сцены в первом-втором актах отработан на отлично. Некоторая невнятность на сцене имеет место быть лишь в эпизодах общей разборки с Тангейзером и его диалога с Вольфрамом в третьем акте - в целом минут на пятнадцать. Стандартных кино-театральных ходов минимальное количество, а из тех, что есть, половина обыграна так блестяще, что за них кроме "спасибо" сказать нечего. Тобиас Кратцер со товарищи решительно распрощались с обсасыванием банальных немецких комплексов и сделали постановку яркую, провокативную и удивительно позитивную. Притом трагедия никуда не делась и сложности в предложенной расстановке героев не убавлено, а добавлено - тут очень есть, что обсудить, если кто захочет. И если у кого-нибудь этот "Тангейзер" окажется первым, боюсь, смотреть после него классические постановки будет просто скучно.

По музыкальным персоналиям.
Однозначно восхитительна в этой продукции Лизе Давидсен - это вокал больше, чем на Элизабет, и трагическая девушка с характером была сыграна на пять с плюсом. Стефен Гульд сделал всё хорошо, было лишь маленькое вокальное западание на дуэте во втором акте, по игре вообще нет претензий. Однако именно музыкально его Тристан произвёл всё же более глубокое впечатление. То есть это действительно хороший Тангейзер, но пока ещё не уровня Колло и Зайферта, если судить по гамбургскому счёту. Елена Жидкова, спешно введённая на замену, так феерично вписалась в образ анархической Венеры, что можно было, кажется, и не петь. Тем не менее, спела она довольно прилично - совсем не по-вагнеровски, но на такую трактовку образа легло. Разве что акцентов кое-где не хватало, однако при сложившейся форс-мажорной ситуации было бы фантастикой, если бы и музыкально всё оказалось доработано на десять из десяти. Байройтский ветеран Штефен Миллинг сделал нормального Ландграфа без каких-то специальных изысков; то же самое можно сказать по поводу рыцарского ансамбля. Вольфрам Маркуса Айхе был чрезвычайно убедителен драматически, что же касается голоса, то гибкости немного не хватает, в остальном без нареканий. Катарина Конради душевно спела небольшую партию Пастушка, хор в этот раз впечатлил больше женский, хотя и про мужской плохо не скажешь, всё вполне прилично.

Относительно общего музыкального руководства. С одной стороны, постановка удалась несмотря на все форс-мажоры, и заслуга маэстро Валерия Гергиева в этом, безусловно, есть. С другой стороны, недоработки тоже очевидны: не везде и не под всех солистов оркестр подстроен одинаково хорошо, под постановку тоже - то её фишечки эффектно подчёркиваются, то совершенно мимо. С третьей стороны, скажу честно, больше всего боялась, что музыкальная интерпретация окажется "имперской" - и местами так-таки оно и оказалось, хотя мест таких набралось не так уж много, да и вряд ли тут вообще можно говорить о какой-то цельной концепции. В результате - уровень явлен? В целом да - правда, это уровень скорее вечного "спасателя", чем мастера, имевшего достаточно времени, по крайней мере, на работу с оркестром. Динамично? Да, безусловно. Изыски были? Были, но маловато, хотелось, конечно, больше.

В общем, для моих ушей это, наверное, неплохо, но не шедеврально. Плюсы картинки перевесили оркестровую составляющую, что не очень типично для байройтских постановок последнего десятилетия. Но тут вылезает "с четвёртой стороны": а кто сказал, что так хуже, чем наоборот? Постановка на пять, музыкальная часть в целом на четвёрку, по итогу - гезамткунстверк сложился, и часть музыкальных недогонов наверняка будет исправлена в этом же сезоне. Тут же ещё отдельная песня с Екатериной Губановой, для которой байройтский дебют в партии Венеры вышел проверкой не столько мастерства, сколько силы воли - с мастерством-то всё будет наверняка в порядке, и музыкальный класс спектакля это автоматом должно немного приподнять. Так что премьера премьерой, а история ещё не закончена: за прекрасную Елену поболели, теперь за сиятельную Екатерину - любим, верим, желаем!

PS
Возник у меня в конце просмотра один вопрос - не по постановке, а по "окружающему пейзажу". Если у кого есть мнение, поделитесь.
Оскару хлопали меньше, чем Шоколадному Торту, хотя роль карлика была больше и сыграл он, по меньшей мере, не хуже. Что это: своеобразное проявление тактичности (типа, мы роз за уродство не бросаем), эмоциональный выбор более яркого персонажа без учёта игры или никто просто не знает, как надо себя вести в такой ситуации?

Оценка

5

При выборе между драматической пятёркой и музыкальной четвёркой выбирается, естественно, пятёрка.
В целом поставила бы эту постановку из текущих байройтских на второе место после "Тристана", где расклад был как раз обратным - очень сильная музыкальная часть и средняя постановочная.

И чуть не забыла - спасибо BR-KLASSIK за трансляцию! Более чем приличное было качество, всего пара секундных сбоев, и интересные антракты, особенно с "Вагнером и Минной" ))

Просто замечательно! очень

5

Просто замечательно! очень понравилась постановка, а Венера, карлик и негр-трансвестит, это просто трио из Мастера и Маргариты! А полиция!!! просто находка.
Гергиев прекрасно сопровождал историю бедного Тангейзера, а в оркестровых фрагментах просто блистал; ничего имперского, как мне кажется, в нем нет, а вот суровость некоторая, на мой взгляд, присутствует. Но это нормально.
Неожиданно и прекрасно было сделано появление трио Венеры в зале конкурса. Отдаю первую премию мастерству актеров - понравились все, все трое. Жидкова просто виртуозно сыграла. Да и двое сопровождающих тоже.
Про вокал - не знаю, совсем не понравился Тангейзер. Голос качался почти постоянно. Или это тембр такой специфический, с каким-то вибрато? Хороша Елизавета, даже очень хороша. Очень показался ландграф - такой рассудительный, властный образ и голос соответствующий. Плотный, бархатистый бас.
Ашенбах средний, хотя на его романсе у меня как раз глючил ПК, на даче очень неровный интернет.
Но показалось, что самая сильная сторона - постановка, ну и оркестр - великолепный. Вокал как будто бы немного проигрывал. Не было открытий.

Хорошая постановке при среднем музыкальном уровне

4

Согласен с высокой оценкой постановки Кратцера(хотя мне в ней больше триеровско-тарантиновское увиделось, никаких ассоциаций с Маргаритой) и со всей критикой в адрес музыкальеой части. Как эту интерпретацию ни назови, имперской или суровой, постановочной концепции она не соответствовала. И ни одного открытия лично я в работе Гергиева для себя не сделал. Добротно, но ничего больше, совсем не столичный и не байройтский уровень.

Форс-мажоры бывают при подготовке каждого спектакля, новые солисты, бывает, вводятся с одной репетиции, а здесь было 10 дней. Постановщикам, получается, этого хватило, чтобы все переверстать и переснять фильмы, а маэстро с хорошо известной ему певицей не хватило. При чем не хватило не на нее, а на другую солистку (Давидсен) и другого солиста (Айхе). Ведь именно их оркестр сопровождал так, как будто была всего одна репетиция, хотя они же и спели на уровне, а остальные-то на троечку, если уж судить по гамбургскому счету. У Гульда, на которого возлагалось столько надежд, Тангейзер пока явно недоработан. Тембр в принципе подходящий, но до Колло это пока далеко, и автралийца я бы поставил выше.

В целом по музыкальной части получилось на троечку с плюсом. Поэтому комплексно ставлю четверку, на пятерку не тянет, речь же об опере, а не о художественном фильме, где кадр первичен, а музыка вторична.

Тангейзер и Булгаков

С Маргаритой никаких ассоциаций и нет, имела в виду трио - у меня возникла ассоциация с Котом Бегемотом, Фаготом и Коровьевым. А здесь - Венера, карлик и Шоколадный Торт.
Насчет Гульда полностью согласна. Партия по большому счету не вышла.

Спасибо от тех, кому не удалось посмотреть

Спасибо, уважаемые Sletelena, Larisa, Fremder за то, что поделились вашими отзывами. Я не смог посмотреть постановку и, начитавшись рецензий в зарубежной прессе, подумал «труба дело», а оказалось не всё так прискорбно. Уже одна Ваша фраза, Sletelena, о том, что Венера почти всегда на сцене, заинтриговала. Ведь сам Вагнер до конца жизни добавлял всё больше и больше «Венеры» в свою оперу, а здесь получается, что режиссёр добавил её в дрезденскую редакцию, пусть и на сцене – супер!

Очень хочется увидеть своими глазами и… услышать своими ушами, ведь в информационном поле количество голосов о последствиях пропуска маэстро Гергиевым репетиций в Байройте пока преобладает! Хотя на премьере в Петербурге он добился очень пристойного звучания оркестра...

P.s. Уважаемая Sletelena, приоткройте, пожалуйста, тайну антракта про Вагнера и Минну!

Пожалуйста! Приходите ещё ))

По большому счёту "информационное поле" право: от Гергиева все вправе были ожидать большей увлечённости и более высокого класса. Но если кому-то не понравилась постановка, то это их проблемы. Это не шедевральный во всех деталях кунстверк, просто хорошо сделано минимальными средствами - и главное, в правильном направлении следования за музыкой, а не за текстом везде, где возможно. Текст "Тангейзера" сам по себе ни красотой, ни глубиной, ни психологической выверенностью не блещет; персонажи оперы, по сути, "из разных опер", их восковые романтические позы в половине случаев не слишком натуральны. Здесь была небезуспешная попытка с этой ненатуральностью справиться. И сейчас, по прошествии времени можно уже точно сказать, что в ней вышло лучше всего - вторая сцена "Венеры и Ко" в стиле "А в это время..." до танца Венеры на турнире включительно (в общем, та сцена, про которую говорила Larisa, мы тут, может быть, только в границах немного расходимся). Одно взятие анархической командой байройтского "храма" чего стоит!.. А общение Шоколадного Торта с портретом Тилеманна!.. А великолепный кивок Жидковой на "немецкую оду" ландграфа!.. ))

Всё это можно понимать и более конкретно, и более абстрактно - не все же знают политические взгляды феерического байройтского мюзикдиректора и национальность солистки. Да и не должны знать - предложенный визуал и в совершенно абстрактном восприятии идёт отлично. Вся эта начинающаяся с фильма сцена камня на камне не оставляет от вагнеровского постоянного нагнетания пафоса. Потому что и по музыке, и по законам хорошего драматического построения не нужен в этом месте пафос! Даже если он противоположен вагнеровскому, развенчивающий, остросаркастический - это всё же не лучший вариант с точки зрения постмодерна. А вот продемонстрированные полёт фантазии и лёгкая ласковая ирония оказались на "перевале" трёхчасовой оперы куда как хороши. Такой цельный микроироничный стиль вообще очень хорош для снятия пены излишнего пафоса на "общих планах", и ранним вагнеровским вещам его просто доктор прописал. В "Голландце" ещё кто-то над кем-то шутил - в "Тангейзере" и "Лоэнгрине" в этом смысле можно опираться только на музыку.

А приоткрыть тайну антракта про Вагнера и Минну я могу лишь частично. Если говорить точнее, фишка заняла где-то около половины антракта. Обычно в антрактах я занимаюсь своими делами, не обязательно близко к источнику инфы: услышу какое-нибудь интервью или прикол - хорошо, нет - и хрен с ним. С чего начался этот рассказ, построенный как диалог супругов - я не в курсе, пришла уже в разгаре. Кто автор изящной словесности - тоже не в курсе. А может, это были какие-то скомпилированные отрывки из писем, как вариант... Там, в общем-то, не было ничего особенного, обсуждался замысел "Тангейзера" на фоне всяких бытовых тем - в коляске во время поездки, за ужином и т.д. И, пожалуй, это было даже вполне классично и в части увлечённых вагнеровских объяснений, и в части ответных реплик слегка фраппированной Минны - просто звучало живо и убедительно, именно за счёт бытовой фактуры. Ну и прочитали, конечно, выразительно - хотя, я бы сказала, несколько не за молодых людей, а где-то уже под полтинник, но всё равно художественно ))

Тангейзер не отпускает!

Да, уже столько прошло времени, а этот Тангейзер все крутится в голове и не отпускает никак. Столько там находок, столько фантазии и творчества, что даже вокал как-то ушел на второй план и все неудачи певцов ничего не стоят перед этим замечательным режиссерским проектом. Тем более, что последующие спектакли Байрейта, насколько я поняла, как-то выглядят довольно тускло (из того, что удалось послушать и про что почитать).