(4 голосов) Музыкальный руководитель - Валерий Гергиев Ландграф Герман - Штефен Миллинг Шоколадный торт - le Gateau Chocolat Оркестр и хор Байройтского фестиваля ... Минуя Нойшванштайн и прочие баварские красоты, к Байройту приближается минифургончик. Это анархический цирк Венеры в составе её самой в чёрном трико, клоуна Тангейзера, фрика Шоколадного Торта и карлика Оскара. Прелестная команда радуется жизни, комикует, танцует, целуется, имеет на балансе плакаты за свободу самовыражения и наслаждения, однако, как выясняется, допускает промах в расчёте бензина. На второй игристой части увертюры бензин приходится сливать из машин на стоянке бургерной. И так это здорово получается - но дёрнуло же зайти туда какого-то несчастного стража порядка под самый конец предприятия!.. Венера принимает решение идти напролом и сбивает врага, преградившего путь свободе. Трагедия. В третьей части увертюры никто уже не радуется, все по-своему пытаются пережить случившееся. Хуже всего это получается - ну вы уже догадались - у Тангейзера... Если после такой великолепной увертюры нужны какие-то ещё описания, значит, вам, наверное, не стоит смотреть эту постановку. А для тех, кому стоит, я сохраню интригу и скажу только, что дальнейший ход режиссёрской мысли тоже очень интересен. Венера и её прекрасная команда присутствуют на сцене и в кадре большую часть оперы, также присутствует нестандартная, современная и красивая трактовка образа Элизабет. Сдвоенный формат фильма-сцены в первом-втором актах отработан на отлично. Некоторая невнятность на сцене имеет место быть лишь в эпизодах общей разборки с Тангейзером и его диалога с Вольфрамом в третьем акте - в целом минут на пятнадцать. Стандартных кино-театральных ходов минимальное количество, а из тех, что есть, половина обыграна так блестяще, что за них кроме "спасибо" сказать нечего. Тобиас Кратцер со товарищи решительно распрощались с обсасыванием банальных немецких комплексов и сделали постановку яркую, провокативную и удивительно позитивную. Притом трагедия никуда не делась и сложности в предложенной расстановке героев не убавлено, а добавлено - тут очень есть, что обсудить, если кто захочет. И если у кого-нибудь этот "Тангейзер" окажется первым, боюсь, смотреть после него классические постановки будет просто скучно. По музыкальным персоналиям. Относительно общего музыкального руководства. С одной стороны, постановка удалась несмотря на все форс-мажоры, и заслуга маэстро Валерия Гергиева в этом, безусловно, есть. С другой стороны, недоработки тоже очевидны: не везде и не под всех солистов оркестр подстроен одинаково хорошо, под постановку тоже - то её фишечки эффектно подчёркиваются, то совершенно мимо. С третьей стороны, скажу честно, больше всего боялась, что музыкальная интерпретация окажется "имперской" - и местами так-таки оно и оказалось, хотя мест таких набралось не так уж много, да и вряд ли тут вообще можно говорить о какой-то цельной концепции. В результате - уровень явлен? В целом да - правда, это уровень скорее вечного "спасателя", чем мастера, имевшего достаточно времени, по крайней мере, на работу с оркестром. Динамично? Да, безусловно. Изыски были? Были, но маловато, хотелось, конечно, больше. В общем, для моих ушей это, наверное, неплохо, но не шедеврально. Плюсы картинки перевесили оркестровую составляющую, что не очень типично для байройтских постановок последнего десятилетия. Но тут вылезает "с четвёртой стороны": а кто сказал, что так хуже, чем наоборот? Постановка на пять, музыкальная часть в целом на четвёрку, по итогу - гезамткунстверк сложился, и часть музыкальных недогонов наверняка будет исправлена в этом же сезоне. Тут же ещё отдельная песня с Екатериной Губановой, для которой байройтский дебют в партии Венеры вышел проверкой не столько мастерства, сколько силы воли - с мастерством-то всё будет наверняка в порядке, и музыкальный класс спектакля это автоматом должно немного приподнять. Так что премьера премьерой, а история ещё не закончена: за прекрасную Елену поболели, теперь за сиятельную Екатерину - любим, верим, желаем! PS
|
|||
Оценка
При выборе между драматической пятёркой и музыкальной четвёркой выбирается, естественно, пятёрка.
В целом поставила бы эту постановку из текущих байройтских на второе место после "Тристана", где расклад был как раз обратным - очень сильная музыкальная часть и средняя постановочная.
И чуть не забыла - спасибо BR-KLASSIK за трансляцию! Более чем приличное было качество, всего пара секундных сбоев, и интересные антракты, особенно с "Вагнером и Минной" ))
Просто замечательно! очень
Просто замечательно! очень понравилась постановка, а Венера, карлик и негр-трансвестит, это просто трио из Мастера и Маргариты! А полиция!!! просто находка.
Гергиев прекрасно сопровождал историю бедного Тангейзера, а в оркестровых фрагментах просто блистал; ничего имперского, как мне кажется, в нем нет, а вот суровость некоторая, на мой взгляд, присутствует. Но это нормально.
Неожиданно и прекрасно было сделано появление трио Венеры в зале конкурса. Отдаю первую премию мастерству актеров - понравились все, все трое. Жидкова просто виртуозно сыграла. Да и двое сопровождающих тоже.
Про вокал - не знаю, совсем не понравился Тангейзер. Голос качался почти постоянно. Или это тембр такой специфический, с каким-то вибрато? Хороша Елизавета, даже очень хороша. Очень показался ландграф - такой рассудительный, властный образ и голос соответствующий. Плотный, бархатистый бас.
Ашенбах средний, хотя на его романсе у меня как раз глючил ПК, на даче очень неровный интернет.
Но показалось, что самая сильная сторона - постановка, ну и оркестр - великолепный. Вокал как будто бы немного проигрывал. Не было открытий.
Хорошая постановке при среднем музыкальном уровне
Согласен с высокой оценкой постановки Кратцера(хотя мне в ней больше триеровско-тарантиновское увиделось, никаких ассоциаций с Маргаритой) и со всей критикой в адрес музыкальеой части. Как эту интерпретацию ни назови, имперской или суровой, постановочной концепции она не соответствовала. И ни одного открытия лично я в работе Гергиева для себя не сделал. Добротно, но ничего больше, совсем не столичный и не байройтский уровень.
Форс-мажоры бывают при подготовке каждого спектакля, новые солисты, бывает, вводятся с одной репетиции, а здесь было 10 дней. Постановщикам, получается, этого хватило, чтобы все переверстать и переснять фильмы, а маэстро с хорошо известной ему певицей не хватило. При чем не хватило не на нее, а на другую солистку (Давидсен) и другого солиста (Айхе). Ведь именно их оркестр сопровождал так, как будто была всего одна репетиция, хотя они же и спели на уровне, а остальные-то на троечку, если уж судить по гамбургскому счету. У Гульда, на которого возлагалось столько надежд, Тангейзер пока явно недоработан. Тембр в принципе подходящий, но до Колло это пока далеко, и автралийца я бы поставил выше.
В целом по музыкальной части получилось на троечку с плюсом. Поэтому комплексно ставлю четверку, на пятерку не тянет, речь же об опере, а не о художественном фильме, где кадр первичен, а музыка вторична.
Тангейзер и Булгаков
С Маргаритой никаких ассоциаций и нет, имела в виду трио - у меня возникла ассоциация с Котом Бегемотом, Фаготом и Коровьевым. А здесь - Венера, карлик и Шоколадный Торт.
Насчет Гульда полностью согласна. Партия по большому счету не вышла.
Спасибо от тех, кому не удалось посмотреть
Спасибо, уважаемые Sletelena, Larisa, Fremder за то, что поделились вашими отзывами. Я не смог посмотреть постановку и, начитавшись рецензий в зарубежной прессе, подумал «труба дело», а оказалось не всё так прискорбно. Уже одна Ваша фраза, Sletelena, о том, что Венера почти всегда на сцене, заинтриговала. Ведь сам Вагнер до конца жизни добавлял всё больше и больше «Венеры» в свою оперу, а здесь получается, что режиссёр добавил её в дрезденскую редакцию, пусть и на сцене – супер!
Очень хочется увидеть своими глазами и… услышать своими ушами, ведь в информационном поле количество голосов о последствиях пропуска маэстро Гергиевым репетиций в Байройте пока преобладает! Хотя на премьере в Петербурге он добился очень пристойного звучания оркестра...
P.s. Уважаемая Sletelena, приоткройте, пожалуйста, тайну антракта про Вагнера и Минну!
Пожалуйста! Приходите ещё ))
По большому счёту "информационное поле" право: от Гергиева все вправе были ожидать большей увлечённости и более высокого класса. Но если кому-то не понравилась постановка, то это их проблемы. Это не шедевральный во всех деталях кунстверк, просто хорошо сделано минимальными средствами - и главное, в правильном направлении следования за музыкой, а не за текстом везде, где возможно. Текст "Тангейзера" сам по себе ни красотой, ни глубиной, ни психологической выверенностью не блещет; персонажи оперы, по сути, "из разных опер", их восковые романтические позы в половине случаев не слишком натуральны. Здесь была небезуспешная попытка с этой ненатуральностью справиться. И сейчас, по прошествии времени можно уже точно сказать, что в ней вышло лучше всего - вторая сцена "Венеры и Ко" в стиле "А в это время..." до танца Венеры на турнире включительно (в общем, та сцена, про которую говорила Larisa, мы тут, может быть, только в границах немного расходимся). Одно взятие анархической командой байройтского "храма" чего стоит!.. А общение Шоколадного Торта с портретом Тилеманна!.. А великолепный кивок Жидковой на "немецкую оду" ландграфа!.. ))
Всё это можно понимать и более конкретно, и более абстрактно - не все же знают политические взгляды феерического байройтского мюзикдиректора и национальность солистки. Да и не должны знать - предложенный визуал и в совершенно абстрактном восприятии идёт отлично. Вся эта начинающаяся с фильма сцена камня на камне не оставляет от вагнеровского постоянного нагнетания пафоса. Потому что и по музыке, и по законам хорошего драматического построения не нужен в этом месте пафос! Даже если он противоположен вагнеровскому, развенчивающий, остросаркастический - это всё же не лучший вариант с точки зрения постмодерна. А вот продемонстрированные полёт фантазии и лёгкая ласковая ирония оказались на "перевале" трёхчасовой оперы куда как хороши. Такой цельный микроироничный стиль вообще очень хорош для снятия пены излишнего пафоса на "общих планах", и ранним вагнеровским вещам его просто доктор прописал. В "Голландце" ещё кто-то над кем-то шутил - в "Тангейзере" и "Лоэнгрине" в этом смысле можно опираться только на музыку.
А приоткрыть тайну антракта про Вагнера и Минну я могу лишь частично. Если говорить точнее, фишка заняла где-то около половины антракта. Обычно в антрактах я занимаюсь своими делами, не обязательно близко к источнику инфы: услышу какое-нибудь интервью или прикол - хорошо, нет - и хрен с ним. С чего начался этот рассказ, построенный как диалог супругов - я не в курсе, пришла уже в разгаре. Кто автор изящной словесности - тоже не в курсе. А может, это были какие-то скомпилированные отрывки из писем, как вариант... Там, в общем-то, не было ничего особенного, обсуждался замысел "Тангейзера" на фоне всяких бытовых тем - в коляске во время поездки, за ужином и т.д. И, пожалуй, это было даже вполне классично и в части увлечённых вагнеровских объяснений, и в части ответных реплик слегка фраппированной Минны - просто звучало живо и убедительно, именно за счёт бытовой фактуры. Ну и прочитали, конечно, выразительно - хотя, я бы сказала, несколько не за молодых людей, а где-то уже под полтинник, но всё равно художественно ))
Тангейзер не отпускает!
Да, уже столько прошло времени, а этот Тангейзер все крутится в голове и не отпускает никак. Столько там находок, столько фантазии и творчества, что даже вокал как-то ушел на второй план и все неудачи певцов ничего не стоят перед этим замечательным режиссерским проектом. Тем более, что последующие спектакли Байрейта, насколько я поняла, как-то выглядят довольно тускло (из того, что удалось послушать и про что почитать).