АГОНИЯ ЛЮБВИ vs. ЭКСТАЗ СМЕРТИ

0

Заметки о постановке оперы «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера в Парижской Национальной Опере 11 сентября 2018 года. Режиссер – Петер Селларс, видеоряд - Билл Виола.

ИСКУССТВЕННОСТЬ vs. САМОДОСТАТОЧНОСТЬ

Впервые посетив представление «Тристана и Изольды» в сопровождении видеоряда Билла Виолы в Мариинском театре десять лет назад, я написал отзыв, который начинался так: «На фоне смены природных стихий, сопровождающихся потрясающей музыкой Рихарда Вагнера, немолодые и малосимпатичные актеры – женщина и мужчина на огромном экране проживают жизнь вместе, но при этом каждый сам по себе. Видеосюжет не мешает, но и не помогает восприятию великого оперного шедевра».

Прошла декада, я достиг возраста этих актеров, и эстетические соображения по поводу их внешности, естественно, сгладились. Тем не менее, уже в другой стране, в другом театре и в другое время я так и не смог избавиться от ощущения искусственности этого видеоряда. С первых аккордов оперы, открывшей 11 сентября 2018 года новый сезон в Опере Бастилии, надо мной довлели многочисленные публичные признания Билла Виолы в том, что он представил публике адаптацию для спектакля заранее снятых, изначально не имевших никакого отношения к сюжету «Тристана и Изольды», видеоинсталляций.

Развитие сюжета на сцене все окончательно расставило по местам: видеоарт явно проиграл самодостаточной, простой на первый взгляд, режиссуре Петера Селларса. Под экраном черный задник, черное ложе, на котором или рядом с которым, в зависимости от сюжета, появляются артисты в костюмах черного цвета. Но стоит на эту черноту навести яркий свет, звуки похотливо-мечтательной, нежно-тревожной, запретно-страстной музыки преображают глаза, лица, руки, тела певцов, мощные голоса которых сливаются с их мимикой и движениями в экстазе и агонии настолько гармонично, что, на контрасте с «видеошедевром» господина Виолы, полностью передают замысел Рихарда Вагнера. Бурные пятнадцатиминутные овации, устроенные Петеру Селларсу публикой после спектакля, а затем и труппой за опущенным занавесом, – явное тому подтверждение.

АГОНИЯ vs. ЭКСТАЗ

Так приятно было услышать через десять лет в том же спектакле Рене Папе (король Марк) и Екатерину Губанову (Брагена), прекрасные вокальные и артистические данные которых только улучшились с годами. Впрочем, Рене в своей партии хорош как всегда: ему вообще можно быть статичным, рот раскрыл – публика замерла от радости!

А вот два неведомых мне до сего вечера солиста – Мартина Серафин (Изольда) и Андреас Щагер (Тристан) превратили вагнеровскую драму в настоящий liebeoper, не иначе! В этот вечер Мартина не только была истинно влюбленной женщиной во всех проявлениях своих чувств, что, несомненно, лучший комплимент для исполнительницы партии Изольды, но и реально «прожила» весь спектакль в пламени любовной агонии. А Андреас принял свою обреченность и смерть в любовном экстазе, от которого мурашки шли по коже, как будто он настоящий голливудский актёр!

ТАЛАНТ vs. ЛЮБОВЬ

Как охарактеризовать то чувство, когда и через неделю после спектакля в голове постоянно звучат не столько аккорды «Тристана и Изольды», сколько все музыкальные нюансы их исполнения в тот замечательный вечер? Прежде всего, это, наверное, преклонение перед огромным талантом Рихарда Вагнера, возбуждающим в зрителях страсть, томление, желания. Но, в то же время, это и восхищение талантом дирижера, сумевшего с легкостью передать публике вагнеровский замысел.

В тот вечер за пультом стоял Филипп Джордан, до мозга костей вагнерианец-прагматик, что касается партитуры, равно как и абсолютный романтик, что касается ее интерпретации. Его страстно-печальное, далекое от шлягерности исполнение темы любви и смерти поразило до глубины души, раскрыв скорбь и страсть людей, которые вот-вот должны умереть и имеют всего лишь несколько минут для выражения своих чувств. А когда Филипп дирижировал вступлением к третьему акту, у меня сложилось впечатление, что это он, а не Рихард Вагнер внимал песне одинокого гондольера на Канале Гранде в Венеции.

Филипп управляет своим оркестром мимикой и глазами, нежели рукой и палочкой, он влюблен в своего «Тристана». Слушая его, вспоминаешь Бернарда Шоу, который однажды изрек: чтобы наслаждаться «Парсифалем», и слушателю, и исполнителю надо быть или философом, или фанатиком, а чтобы наслаждаться «Тристаном», достаточно пережить большую любовь. Благодаря Рихарду Вагнеру и Филиппу Джордану, в тот вечер я мысленно заново пережил самую большую и единственную любовь в своей жизни, хотя и ни слова не сказал ей, сидевшей рядом!

Для меня показатель успеха любого спектакля – отзыв человека, первый раз слушающего конкретную оперу. После спектакля я с опасением обратился взглядом к жене моего друга, для которой это был первый «Тристан» в жизни, и услышал от неё: «Таки да, Слава, таки да!». Эти слова многого стоят, они означают успех!
А было ли что-нибудь не так, – спросите вы? Да, было. Спектакль на удивление быстро закончился :-) 