25 июля, как обычно, стартует очередной вагнеровский фестиваль. Главная его новость на сегодня - в материале уважаемого abbegaliani, за который автору выражается горячая благодарность. Речь в статье о скандале с премьерой этого года, "Парсифалем". Но прежде чем обсуждать статью - всё же коротко об участниках фестиваля. На премьерного "Парсифаля" заявлен довольно интригующий состав, главные персоналии которого: К стыду своему признаюсь, что соотечественницу ни разу не слышала, но тем интереснее было бы послушать. С Фогтом всё понятно, он должен был в конце концов выступить в этой роли - насколько убедительно получится, поглядим. Вообще строго лирический Парсифаль - спорное решение, хотя чистота вокала в этой партии ещё никому не мешала. Цеппенфельда люблю, но насколько он сможет очеловечить Гурнеманца да и станет ли пытаться со своим сильным густым голосом - тоже вопрос. Про Амфортаса-МакКини ничего не знаю, про байройтского дебютанта Лауфенберга (режиссёр) - также. Прямо мешок с котами нарисовался - не то чтобы многообещающий, но интрига в нём была и без всякого скандала. Ещё новость: Изольду в этом году в "Тристане" будет петь Петра Ланг. Из Вагнера слышала в её исполнении разных Ортруд, впечатления были совершенно противоположные. Соответственно, мнения о её возможной Изольде никакого, и очень жалко, что нельзя это как-нибудь ещё раз включить в трансляцию. Тут и про Ланг любопытно, и прошлогодний "Тристан" Тилеманна-Гульда был таков, что хочется переслушать независимо от Изольды. Теперь, собственно, о ситуации с "Парсифалем". Мне, честно говоря, жалко обоих - и Нельсонса, и Тилеманна. С Нельсонсом это, наверное, всем понятно и досадно, тем более что замена на Хенхена выглядит не равноценной (по крайней мере, на первый взгляд). А по поводу Тилеманна - у меня тоже отдельные его человеческие качества вызывают большие вопросы. Но, во-первых, я не верю, просто не могу поверить, что он чему-то там поучал Яновского, как это сказано в статье - мне кажется, это типичная газетная утка. Во-вторых, и в ситуации с Нельсонсом товарищ едва ли хотел перетянуть одеяло на себя - зачем? оно и так его - скорее, искренне помочь, только получилось это действительно по-медвежьи. Тут, кстати, просматривается один из главных перекосов Кристиана Тилеманна, благополучно унаследованный им от горячо почитаемого учителя - однозначный приоритет результата над процессом. Между тем, в музыке, как и в любом творчестве, такой однозначности не место. В-третьих - да, байройтский мюзик-директор определённо не контролирует некоторые моменты своего поведения. Это печально в первую очередь для него самого и свидетельствует о его серьёзных проблемах. Причем неумение делегировать полномочия, которое и само по себе большая проблема для любого руководителя, из них явно не основная. Я не отслеживаю эту тему, но во всяком случае такого, чтобы господин Тилеманн кого-то намеренно жестоко унизил, не слышала. Сложный характер и темперамент - это одно, врождённое хамство и приобретённый звездизм - другое, и по-моему, тут всё-таки первый случай, а не второй. Нынешний скандал Байройт переживёт легко и, может быть, даже с прибылью. Ауди, наверное, никуда не убежит, а заинтересованная новая публика с деньгами может под такую рекламу и подтянуться. Тилеманну же, надо думать, придётся извиняться перед Нельсонсом и перед собственным кошельком - чему такая реклама точно повредит, так это его новым ангажементам при всём его таланте. Поэтому - да, мне жалко в этой ситуации и Тилеманна тоже, и вливаться в общий обвинительный хор совсем не хочется. Так что пойте эту песню без меня - она понятная и во многом правильная, просто начавшийся домком вызывает ещё меньше симпатии, чем довыступавшийся профессор. PS. Переводчикиов, пусть и с примечаниями, я домкому не отношу - во всяком случае, пока они прямо не выскажут свою позицию ))
|
|||
Я не сомневалась, что такого
Я не сомневалась, что такого рода реакция здесь и последует - уважаемая Sletelena бросится спасать и защищать гонимого "домкомом" Тилеманна. Все возмущения буржуазными ценностями в его спичах будут тут же забыты, и все восхищения нельсоновскими исполнениями - тоже. Хотя любому непредвзятому наблюдателю, как мне кажется, ясно, кто виноват в создавшейся беспрецедентной ситуации. "Придётся извиняться перед Нельсонсом и перед своим кошельком", - с трогательным сочувствием говорите Вы про очевидного виновника этой ситуации. А по моему скромному мнению, извиняться перед своим кошельком, который справедливо лишится за такое недопустимое поведение пары контрактов, ещё очень мало для г-на Тилеманна. Там, где хоть сколько-то прописан внутрикорпоративный этикет, ему бы пришлось ещё выплатить серьёзный штраф. И это было бы совершенно правильно. Я согласна с Modusom, высказавшимся в другом разделе этой темы, что это стоило бы прописать на будущее прямо, и не только в Байройте. Слава Богу, в наше время уже невозможны безальтернативные "моления на Тосканини", и зарвавшимся маэстро следует об этом помнить.
Насчёт соотечественницы (Панкратовой) я бы не стала возлагать на её выступление в "Парсифале" слишком больших надежд. Это хороший уровень, но не Джонс, и не Майер - в лучшем случае, если всё сложится, за это не придётся краснеть и будет, что обсудить в положительном ключе. Цеппенфельд тоже представляется мне, мягко говоря, не лучшим Гурнеманцем. Одинаково сильно, спокойно и однообразно он поёт всё, что я слышала. Наверняка и здесь будет тоже самое. Зато Фогта жду с нетерпением. Павсифаль, как продолжение его блестящего Лоэнгрина, может стать действительно подарком зрителям и слушателям.
Трансляция "Парсифаля" и др.
Если я правильно поняла, то в этом году трансляция будет не прямая. Спектакль заявлен 25 июля, трансляция - 26 июля в 18.00. Вести её на радио Орфей (99,2 FM) по традиции будут Анастасия Буцко и Роман Берченко. Дополнительно обещано большое интервью Елены Панкратовой.
Что касается очередного "великого" скандала - раз пошла такая пьянка, я почитала дополнительные источники по этому вопросу. Из них вырисовываются две основные версии скоропалительного отъезда Нельсонса.
1. Разногласия с Тилеманном имели место быть, но касались они моментов не интерпретационных, а технических. Тилеманн, де, пытался убедить Нельсонса, что написанный специально для Байройта "Парсифаль" должен звучать по-байройтски. То есть с учётом особого строения тамошней оркестровой ямы. Нельсонс, естественно, имел собственное видение этого вопроса - и, естественно, имел на это право, потому что он в Байройте тоже не новичок. В этом свете описанный в статье эпизод действительно легко представить. Тилеманн считал, что он просто показывает Нельсонсу некую техническую частность, как можно использовать то-то и то-то, Нельсонс же счёл, что это подрывает его дирижёрский авторитет. И правильно счёл, потому что сказать тому же хору, что это просто демонстрация акустики, не имеющая к текущей постановке никакого отношения, Тилеманн наверняка забыл. И вообще, конечно, лучше выражать такие свои мысли словами с глазу на глаз, а не показывать что-то с помощью третьих лиц. Печально, что это не пришло в голову Кристиану Тилеманну, если дело было подобного рода - и повторюсь, это вообще печально, что он в своём музыкальном перфекционизме забывает подумать о музыкальном процессе и участвующих в нём людях. А потом, оправдываясь, рассказывает, что они были почти друзьями... Но всё это всё-таки не до такой степени печально, чтобы навешивать на него ярлыки скандалиста и байройтского проклятья.
Кристиан Тилеманн, насколько я понимаю, не рвётся ко всеобщей популярности и к интервью изданиям типа "Die Welt". Поэтому - да, мне не нравится их интерпретация и жёлтая истерика. И совсем я не забыла свои возмущения "буржуазными ценностями" в его исполнении, и восхищения нельсоновским "Лоэнгрином" не забыла тоже. Но сейчас речь в любом случае идёт о ценностях не буржуазных. В статье, которую мы обсуждаем, непростые взаимоотношения людей в процессе непростой творческой работы выставляются простейшим гоном понтов и делаются предметом простейшего развлечения с развешиванием чёрных и белых меток. Да ещё и с видимыми невооружённым глазом передёргиваниями... Что в этом может нравиться?
2. Вторая версия отъезда Нельсонса не имеет касательства к Тилеманну и связана с разногласиями (опять же, заметим, вполне рабочими) внутри вагнеровского клана и с тем, что Нельсонс занял позицию одной из его сторон в отношении певцов. То есть его они (певцы) будто бы устраивали, а кое-кого не устраивали, в конце концов ему это давление надоело и он ушёл, громко хлопнув дверью. В этой версии сложно что-то комментировать кроме того, что решить проблему ухода и срочной замены кого-то из вокалистов руководству фестиваля было бы, конечно, намного проще - такое проделывалось не раз, и не два. Премьера покажет, насколько обоснованны были претензии к певцам и стоило ли доводить своё недовольство до ухода музыкального руководителя постановки. Вообще после, скажем так, удивительного вокального состава юбилейного байройтского "Кольца" нервозность тамошних руководителей по поводу солистов выглядит несколько неожиданной и запоздалой. Хотя, с другой стороны, лучше поздно, чем никогда, да и постановки последних лет в этом отношении больше радовали, чем огорчали.
Кстати, о "Кольце" - сейчас посмотрела, там по ходу состав поменялся на 90%. Про Яновского это, положим, не новость, но теперь у них Альбериха Домен поёт, а Вальтрауту Пруденская - это так, на минуточку, о не самых главных... Может, ну его, этого "Парсифаля" с его проблемами, а послушали бы на трансляции лучше что-нибудь из "Кольца" с новым составом?.. Ладно, это была, конечно, всего лишь шутка для возбуждения защитного инстинкта парсоманов - чтобы не только мне в этой теме кого-то спасать и защищать ))
Обсуждение "Парсифаля"
Рецензия и комменты здесь.