Старая инсценировка, новый Тристан

0
Tristan Hamburg

Тристан в государственном оперном театре г.Гамбурга.
(05.05.2016)
Кент Нагано, Стивен Гулд, Рисарда Мэрбет, Вильгелм Швингхаммер (Марке), Вэрнер фон Мехелен (Курвенал), Лиоба Браун (Брангена)

Хвалить оперную постановку, которую наврядли увидят читатели, не совсем удобно с моей стороны. Почему я это всё-таки делаю, вы узнаете в конце моей рецензии.

Инсценировка Рут Бергхауз, 1988 год. Тогдашний успех сегодня нельзя конвертировать: ничего нового для нас. Чудесные, впечатляющие картины, космические и морские корабли, звёздное небо и луна, турбины и электростанции чувств. Диалектика в лучших традициях ГДР и Хайнера Мюллера напоминает нам Крушение Надежды К.Д. Фридриха.
Металл и ткань, протест и отрицание. Любовники не прикасаются друг к другу, слишком быстро вспыхнул соблазнительный свет луны другого мира на их пути – такова философская интерпретация спектакля.

Из этой постановки мы видим, что произошло за эти тридцать лет: взгляды и сценический рисунок Фрау Бергхауз находят отклики в сегодняшних средствах постановки режиссёров и расширяют кругозор зрителя. Игра с тканью, со шлейфом невесты (Байройт 2015), женский бунт против мужского владычества, шезлонги, машины и лабиринты, акцент на философском и буддистском аспекте. Эта инсценировка и сегодня имеет своих поклонников и является примером интеллектуального прочтения Вагнера без сокращений, с конгруэнтным наполнением всеми присущими этой опере смыслами, без искажений но всё-таки с новыми интерпретациями.

Актёрский состав – первоклассный! Последняя постановка Тангейзера была полной катастрофой, особенно отличились в этом смысле исполнители главных ролей (Ленс Райан - хуже, чем слабое исполнение). Нынешний спектакль можно назвать потрясающим событием-
Стивен Гульд на мой взгляд идеальный Тристан, он и Рикарда Мербет удивительно гармоничная пара, восхитившая публику и мы хотим их снова и снова слышать у нас.

Остальные роли тоже были превосходно исполнены, всех перечислять не буду, отмечу только Вильгельма Швингхаммера.

Это был абсолютно особенный вечер, тепло встреченный публикой и музыкальными гурманами.

Я написал эту рецензию во-первых для рекомендации певцов. Правда Стивен Гульд в ней не нуждается, но Рикарда Мербет принадлежит к первому ряду исполнителей Вагнера и мы с нетерпением и любопытством ожидаем от неё дальнейших интересных вагнеровских интерпретаций. Это относится и к остальным исполнителям.

Во-вторых, было любопытно увидеть Ногано на премьере Вагнера здесь, в Гамбурге.

В Мюнхене мнения разделились – пресса часто критиковала его: слишком медленный темп, непрозрачность, отсутствие timing, плохая координация певцов и хора.

Также Тристан начался неторопливо, похоже, дирижёр не собирается ставить акценты и оправдывать ожидания публики. К началу второго акта некоторые стали выказывать недовольство. Но вдруг с этой точки стало развиваться понимание его итерпретации, которая убедила, похоже, не только меня. Это не был больше тяжелый, немецкий Тристан с эффектами и бесчисленным множеством мелких кульминаций и эксцессов. Нет, Нагано не пытается достигнуть цели – он расстилает перед нами музыкальную дорожку, он тормозит эмоции и оркестр, он струит звуковой ручей – нежный Тристан, оставляющий пространство всем исполнителям – для меня это был почти французский музыкальный вечер.

Возможно непривычный для многих вагнерианцев, но для меня удивительный.
Я не был уверен, что прочтение Нагано придётся по вкусу гамбургской публике, но, очевидно ему это удалось. Это доказательство того, что мы должны больше доверять нашим ушам, чем всевозможным, также и этой, рецензиям. Жду с нетерпением его Лоэнгрина в ноябре
(в постановке Конвичного 1998 года в школе кайзера Вильгельма).

Нагано/Лоэнгрина: https://www.youtube.com/watch?v=u8DnkhePK38&list=PLEGKOC7mvop_i6gCk19TZb...