Вагнер «Запрет любви», разные записи

4
Средняя: 4 (1 голос)

В принципе, записей этой оперы существует всего четыре. Исполнители указаны в следующем порядке: дирижёр, Фридрих, Изабелла, Люцио, Клаудио, Бригелла, Дорелла.

1. Эдвард Даунс, Раймонд Хейрикс, Эйприл Кантело, Александр Юнг, Ян Кэлей, Илсе Вольф, Элизабет Гейл

2. Себастьян Вайгле, Мишель Наги, Кристиана Либор, Петер Брендер, Чарльз Райд, Торстен Грюмбель, Анна Рюберг

3. Роберт Гегер, Хайнц Имдал, Хильде Цадек, Курт Эквилуц, Антон Дермота, Людвиг Вельтер, Ханни Стеффек

4. Вольфганг Заваллиш, Германн Прей, Сабина Хасс, Вольфганг Фасслер, Роберт Шунк, Альфред Кун, Памела Кобурн

Наибольший интерес представляет первая из этих записей, поскольку это единственная запись без купюр. Впрочем, несмотря на то, что либретто оперы достаточно насыщенно динамичными событиями, в ансамблевых сценах присутствует злоупотребление повторами, поэтому грамотно сделанные купюры идут этому произведению лишь на пользу. С другой стороны, уровень записи в этом издании почему-то прыгает, и для комфортного прослушивания эта запись всё равно требует правки, в ходе которой можно и убрать раздражающие повторы. Наиболее аккуратно силами дирижёра купюры сделаны в исполнении Заваллиша: цель их - не сократить время записи, а избавиться от того, что в авторской редакции затянуто. Но, к сожалению, на этом достоинства его записи заканчиваются: она не блещет ни звучанием оркестра, ни вокалом, ни интересной трактовкой материала. Противоположную ситуацию представляет собой запись под управлением Роберта Гегера: несмотря на хорошее качество исполнения, налицо явный перебор купюр, вырезано много хороших мест, кроме того, трио Люцио, Дореллы и Изабеллы во втором акте напрочь отсутствует (возможно, в спектакле, с которого эта запись, оно исполнялось, но не попало на диск).

Ещё один момент разночтений - это разбивка оперы на акты. В авторской редакции опера состоит из двух актов. В тексте либретто оба акта имеют примерно одинаковый объём, но в музыке первый акт получился намного больше второго, поэтому в записях Вайгле и Заваллиша он разбит на два. При этом, поскольку опера имеет номерную структуру, это не требует специальной редакции, так как все необходимые для этого коды и паузы присутствуют в авторской редакции. Единственное, на что требуется обратить внимание при исполнении оперы как трёхактной - это достаточно яркое исполнение дуэта Люцио и Изабеллы во второй картине первого акта, чтобы он адекватно воспринимался как финальный номер.

Кроме отсутствия купюр, запись с Эдвардом Даунсом интересна самым сильным вокальным составом и трактовкой, наиболее приближенной к традиционному стилю исполнения зрелых произведений Вагнера. Темпы умеренные, звучание оркестра чистое и прозрачное (правда, увертюра играется безумно быстро, а финал, наоборот, самый медленный из всех исполнений). Уровень исполнения всех персонажей достаточно высокий и не вызывает нареканий, особенно выделяется Ян Кэлей в роли Клаудио и Элизабет Гейл в роли Дореллы. Ян Кэлей обладает очень нежным и чистым лирическим тенором, который прекрасно передаёт благородство главного героя в сочетании с его слабостью. Его Клаудио - это красивый молодой человек, попавший в беду, из которой не может выбраться самостоятельно. Ему противопоставлен мужественный Люцио в исполнении Александра Юнга. В принципе, Люцио как персонаж является своего рода предтечей бесстрашных вагнеровских героев, только в контексте комической оперы, посвящённой восхвалению свободной любви, он наделён комическими чертами. Дорелла Элизабет Гейл очень женственна и игрива. Её драматическая убедительность в сцене, где она кокетничает с допрашивающим её Бригеллой и в конце концов очаровывает его, отбрасывает все остальные исполнения далеко назад. Что касается минусов этой записи, то это не очень удачная звукорежиссура и не везде чистая игра оркестра. В отличие от остальных записей, эта запись не со спектакля, а с концертного исполнения оперы.

Запись Себастьяна Вайгле, напротив, безупречна с точки зрения дирижёрской трактовки и работы звукорежиссёра. Несмотря на сокращения, там самое качественное исполнение увертюры. Благодаря самым удачным темпам и прекрасно выстроенной звуковой вертикали опера в целом в этом исполнении производит наиболее сильное впечатление. Но исполнители ролей Клаудио и Люцио, особенно последнего, в этой записи неудовлетворительны. Голос Чарльза Райда не имеет красоты, как у Яна Кэлея, уставший хрипловатый тенор не даёт никаких красок, рисующих героя. Красивейшее ариозо Клаудио в первом акте, с которого начинается сцена народного гнева, сильно урезано (впрочем, с таким голосом исполнителя трудно сказать, хорошо это или плохо). Но Петер Брендер, исполняющий партию Люцио, ещё менее удачный. Это характерный тенор с крайне активным и навязчивым вибрато, из-за которого бывает сложно понять, какую ноту он берёт (например, в сцене ареста Клаудио это вообще создаёт ощущение фальши). Даже если согласиться с тем, что партию Люцио исполняет характерный тенор, а не героический, итоговое звучание получилось слишком некрасивым. Кроме того, в данной записи отсутствует финальный марш, которым жители Палермо приветствуют возвратившегося короля.

Запись Роберта Гегера самая медленная из всех. Многие места, в других исполнениях звучащие как комические бытовые сценки, в этом исполнении приближены по атмосфере к торжественному шествию. В то же время, эта запись самая короткая, т.к. содержит больше всего купюр. Из достоинств этой записи следует отметить Курта Эквилуца, блестяще исполняющего партию Люцио и Хайнца Имдала в роли Фридриха. В принципе, партия Люцио содержит довольно много вокальных трудностей, и только Курт Эквилуц справляется с ними легко, не теряя красоты голоса. Хайнц Имдал очень драматургически убедителен и естественен в роли Фридриха, именно в этом исполнении его большая ария во втором акте звучит цельно и в то же время противоречиво (в этой арии всё время начинаются новые темы, но обрываются, чтобы показать внутренний разлад Фридриха). Ещё одна сильная сторона этой записи - это Герберт Прикопа в роли Понтия. В этой роли, в отличие от Люцио, однозначно уместен именно характерный тенор, и Прикопа исполняет эту роль наиболее жалко и комично.Почему-то в этой записи внесены некоторые изменения в либретто. Например, Бригелла на карнавал надевает костюм Арлекина, а не Пьеро. Что касается чрезмерных купюр, то вот они:
- урезано ариозо Клаудио в начале сцены народного гнева
- в авторской редакции был очень сильный музыкально-драматургический ход: Антонио поёт куплет с текстом прошения о разрешении карнавала, после чего этот куплет с незначительными изменениями повторяет хор. Таким образом, музыкальными средствами передана идея, что хотя прошение подаёт Антонио, он это делает от имени всего народа. В записи Роберта Гегера хоровой куплет отсутствует.
- во время дуэта Фридриха с Изабеллой убран фрагмент второй реплики Изабеллы с опереточной гармонией. Возможно, это было сделано с целью избавиться от эклектики, но сам по себе это фрагмент очень красив
- отсутствует трио Изабеллы, Люцио и Дореллы
- отсутствует второй куплет карнавальной песни Люцио
- отсутствуют отголоски карнавальной песни Люцио в сцене, где Люцио преследует Фридриха и издевается над ним, якобы не узнавая его в карнавальном костюме.
- достаточно много реплик удалено из финальной сцены. Марш также отсутствует.
Кроме того, несмотря на неплохую звукорежиссуру, качество записи оставляет желать лучшего, кроме того, сама запись сделана в моно.

Наконец, запись Заваллиша, хотя и не имеет явных недостатков, в целом производит наименьшее впечатление. Общая трактовка оперы достаточно примитивна: опера сыграна максимально шумно и достаточно быстро, хотя отдельные места (например, ансамбль смятения после неудачного разоблачения Фридриха), наоборот, наиболее медленно. В целом темпы этого исполнения можно охарактеризовать как контрастные. Несмотря на энергиность исполнения, оркестр звучит несбалансированно, мощь и насященность звука отсутствует. Ощущение такое, что на спектакле всё это воспринималось как надо и работало, но в записи осталась лишь тень живого впечатления. Основное достоинство этой записи - наиболее продуманный подход к купюрам, особенно удачен сокращённый финальный марш, превращённый из отдельного номера в большую коду заключительной сцены, и слегка сокращённое ариозо Клаудио в начале сцены народного гнева, из которого убран единственный повтор текста.

Можно, конечно было бы

4

Можно, конечно было бы смонтировать оптимальное исполнение из того, что есть, но всё-таки было бы хорошо, если бы выбор хороших записей этой оперы был бы побольше. В том виде, в котором записи изданы, ни одна не тянет на пятёрку, хотя путём редактирования (как минимум, выравнивая уровень) запись Даунса можно серьёзно улучшить.

Заинтересовали

Основная благодарность автору, конечно, за аудио-почин в этом разделе. Ваш, уважаемый Modus, интерес к ранним вагнеровским операм вообще очень ценен ввиду его нетипичности, но меня зацепил и сам материал. Взяла на заметку записи Вайгле и Даунса (последнего не знаю вообще), при случае послушаю ЗЛ у кого-нибудь из них.

Даунс

У Даунса есть полные записи всех трёх ранних опер Вагнера. Но его "Риенци" меня не очень впечатлил, запись Холльрайзера с Колло явно лучше (в этой роли, в отличие от Лоэнгрина, мне Колло, наоборот, очень нравится). В его "Феях" качество записи совсем не айс, заметной разницы в исполнении между ним и Заваллишем я не заметил. Но вообще, мой интерес к ранним операм Вагнера касается, главным образом, "Запрета любви". В принципе, отредактированного Даунса можно послушать тут: vk.com/liebesverbot. Но помимо выравнивания громкости, там есть мои купюры, сделанные приблизительно по образцу Заваллиша (у меня поменьше купюр), а также замедлена увертюра, поэтому если Вас интересует оригинальная запись, лучше ищите на Рутрекере. Вайгле есть на ютубе (та запись, которая два с половиной часа).

В этой же группе есть Гегер, без каких бы то ни было правок.