Уральский Der Fliegende Holländer

5
Средняя: 5 (1 голос)

19 марта 2015 года в московском Большом Театре был наверное впервые за последние десятилетия был сыгран настоящий Вагнеровский Der Fliegende Holländer. Ну не считать же таковым действо имени Пэ Канвичного при участии Василия Синайского...
Но обо всем по порядку...

Фестиваль "Золотая Маска"-2015.
Екатеринбургский театр оперы и балета
Рихард Вагнер. "Летучий Голландец"
Номинация: опера, спектакль
лучшая работа дирижера - Михаэль Гюттлер
лучшая женская роль - Ирина Риндзунер
лучшая мужская роль - Александр Краснов.

Дирижер-постановщик - Михаэль Гюттлер
Режиссер - Пол Каррен

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Голландец - Александр Краснов
Даланд - Гарри Агаджанян
Сента - Ирина Рендзунер
Эрик - Ильгам Валиев
Мэри - Татьяна Никанорова
Рулевой - Николай Любимов

Занавес в этот раз был абсолютно черного цвета. Гаснет свет, дирижер встает за пульт, темнота - лишь отблески светильников в оркестровой яме. Тишина... И - знаменитая увертюра "голландца" - вступает в быстром тревожном темпе. Вторая часть увертюры - неожиданно медленная и торжественно-тихая, как вступление к "Лоэнгрину". Потом - снова быстро и тревожно, словно штормящее бушующее море. Невозможно угадать, какой в следующую секунду будет темп исполнения - дирижер меняет темп с каждым последующим эпизодом, и это с первых минут создает в зале неповторимую мощную энергетику, заставляющую полностью растворяться в великой музыке. И даже время от времени сбивающиеся на тихих моментах с тона трубы (видимо почти не реально так тихо играть на таком громком инструменте) лишь придают некоторый шарм исполнению, нисколько не делая его хуже.
Занавес поднимается, и на сцене некая конструкция-трансформер из железа, призванная изображать корабль Даланда (фотографии здесь и далее взяты с сайта Большого Театра)

После хора моряки во главе с Даландом скрылись, оставив рулевого в гордом одиночестве допивать нечто из горла стеклянной бутылки. Допив и допев, он укладывается спать на верху корабля, скрываясь от зрителей, после чего на сцене появляется Голландец. Без корабля, один.
Монолог Голландца в первом акте был исполнен тихо, размеренно и отстраненно, удивительным образом напомнив диалог Хагена с Альберихом из "Гибели богов". Я сначала подумал, что мне показалось, но потом, в антракте, моя спутница мне о том же сказала: "Первый акт на "Кольцо" похож по исполнению". Честно - впервые слышал такую интерпретацию, обычно этот момент звучит очень пафосно и надрывно. При этом само вокальное исполнение в первом акте ничем не выделялось, ни со стороны Голландца, ни со стороны Даланда, разве что рулевой несколько оживил общую картину.
Дальше диалог Даланда с Голландцем, два больших сундука, светящихся изнутри офисным люминесцентным светом, хор матросов, занавес, антракт.
Начало второго акта, точнее, вступление оркестра, производит впечатление игры "с середины такта", ясно давая понять, что автор никакого антракта не предусматривал в принципе.
Металлоконструкция на сцене трансформировалась в пошивочный цех, оборудованный машинками Подольского завода швейных машин модели 30-х годов прошлого века. Во время исполнения своей песенки девушки имитировали бурную производственную деятельность, раскручивая рулоны какой-то материи и вытряхивая из них пыли, и перекладывая с места на место лекала-выкройки.

Хор девушек, как и баллада Сенты, не стали каким-то откровением, как говорится, "бедненько, но чистенько". Эрик, пришедший уговаривать Сенту, пел красиво, и играл эмоционально, срывая со стенки бумажные картинки с Голландцем, комкая и швыряя их на пол. Но потом, когда все участники швейного производства дружно ушли за сдвижную ржавую воротину, задвинув ее за собой, и оставив Сенту в гордом одиночестве, в цеху вдруг оказался Голландец, а через минуту с бокового входа ввалился Даланд в сопровождении двух бомжеватых молодцев, тащивших сундук.
Пока Даланд произносил свой монолог, Сента и Голландец стояли почти неподвижно, не отрываясь глядя друг на друга. После этого Даланд схватил сундук, и с трудом попер его в боковую дверь, скрывшись за ней вместе с вожделенными сокровищами, светящимися изнутри сундука бледным офисным светом.
Диалог Голландца и Сенты был исполнен просто шедеврально. Обычно это самый скучный момент во всей опере, но в этот раз все было очень эмоционально, и слушалось на одном дыхании.
Явившийся Даланд объявил, что "караул устал", толпа народа в десять секунд убрала за пределы сцены все столы-скамейки, заодно в очередной раз трансформировав металлоконструкцию - теперь она выглядела как дворик, образованный двумя домами, с дверьми на первом этаже, и с лестницами на второй этаж.
Гулянка матросов с песнями и плясками происходила в этом дворике. Ответный хор голландского экипажа исполнялся на верхнем ярусе справа, точно так же как в Мариинской постановке, и сопровождался пугающими видеоинсталляциями потусторонних теней на стенах домов

Ну а дальше, начиная с появления Эрика, эмоциональный накал стремительно нарастал, достигнув апогея к финальному монологу Голландца. Режиссер не стал заморачиваться с финалом: Сента, в своем синем платье, после своей финальной реплики взбегает по лестнице на левую часть металлоконструкции, после чего гаснет свет, задник раздвигается, на нем - закат на море.

И в этот закат под оркестровый финал уходит Голландец, неся на руках девушку в синем платье, похожую на только что убежавшую по лестнице наверх Сенту. Гаснет свет, занавес, аплодисменты.
Ну и теперь - о главном. Такого шикарного оркестрового исполнения "Голландца" я еще не слышал. Дирижер Михаэль Гюттлер просто сотворил чудо! Это можно сравнить только с исполнением "Тангейзера" Антоном Гришаниным - такое же виртуозное владение темпами, такие же выверенные паузы, и такое же "удержание зала" на протяжении всего спектакля. Оркестр не столь безупречен, как в Мариинке, есть отдельные ошибки, особенно в духовых, но исполнение настолько живое и эмоциональное! Валерию Абисаловичу есть к чему присмотреться, не в обиду Гергиеву - Гюттлер "Голландца" играет не в пример живее и интереснее. И, кстати, будет очень интересно послушать, как оркестр Мариинского театра исполнит "Летучего Голландца" под управлением Михаэля Гюттлера 17 мая в Санкт-Петербурге. Кто еще не купил билеты - советую поспешить, там уже выбирать особо не из чего.
По вокалу - мне очень понравился Ильгам Валиев, исполнение партии Эрика. Пел легко, красиво и непринужденно. Татьяна Никанорова - Мэри - тоже пела очень легко, ровно, эмоционально, но почему-то постоянно напоминала первую сцену из "Евгения Онегина", где две старушки вспоминают былые времена.
А вот Сента и Голландец (Ирина Рендзунер и Александр Краснов) "распелись" только ко второму акту, виртуозно проведя свой долгий (почти как Тристан и Изольда :) ) диалог. А финал был ими спет шикарно!
Публика встретила спектакль отлично: телефоны не звонили, аплодисментов лишних почти не было, аплодисменты в финале были долгие и продолжительные, переходящие в овации при выходе на сцену Голландца, Сенты и Дирижера (именно так, с большой буквы).
В целом за спектакль - твердая "пять"! Рад за уральцев, что не только в столицах искусство развивается, и не только Черняковых земля рожает. Ждем их на следующий год с новыми премьерами.

Рада, что наши оценки

Рада, что наши оценки спектакля с уважаемым kineskop в целом совпали. Вот только так я и не поняла, каюсь, кто, все-таки, стоял за дирижерским пультом? В программе указаны три имени: дирижер-постановщик Михаэль Гюттлер (на титульном листе программы вместе с режиссером, художником сцены, хормейстером и прочими людьми, готовившими постановку), а внутри программки, там где перечислены исполнители и вообще все те, кто реально делал именно этот спектакль (а не постановку вообще), указаны дирижер Владислав Лягас и дирижер сценического оркестра (?!!) Александр Арабницкий. Вот я и в недоумении насчет дирижера... И кто такой дирижер сценического оркестра? на сцене никаких орекстрантов не наблюдалось, по-моему. Или имеется в виду, что это постоянный (штатный) дирижер оркестра, игравшего в этом спектакле? Словом, непонятки.
И еще вопрос: а Вы, уважаемый kineskop, видели-слышали пресловутую постановку "Голландца" в Большом совместно с Мюнхенской оперой? Я, к сожалению,ее пропустила. Если Вам довелось побывать на ней, интересно, что скажете - как она в сравнении с Ебургским Голландцем?

В бумажной программке, на

В бумажной программке, на страничке, где перечислены исполнители ролей, вверху указано: дирижер Михаэль Гюттлер. Я так понимаю - он и был. Да и внешне похож

А постановку "с велотренажерами" я видел, но как-то не запомнилась. Посмотрел бы еще раз, для сравнения, но я так понимаю, что ее сняли с показа

Да, конечно же это он

Да, конечно же это он стоял за пультом! И действительно, глянув в программку еще раз, поняла, что не заметила надпись над "Действующими лицами и исполнителями", где и впрямь указан Гюттлер. Все правильно, так и должно быть в спектакле, привезенном на "Золотую маску". Вы отметили, что спектакль сделан при активном участии Мариинки и в ее лучших традициях? Гюттлер до Ебурга 4 года трудился у Гергиева постоянным приглашенным дирижером, в постановке этой Сенту пела Млада Худолей. Краснов в последние годы неоднократно пел в Мариинке и т.д.

Комментарий для оценки

5

Оценка - 5+

А Горький - опоздал!

Да, уважаемый kineskop, сегодня в роли Пушкина уважаемая Olga )) Понимаю, трамвай сломался, планшет порушился, федотовы кругом буревестили, мысль на волю не пускали - НО! Правило простое: кто первый на сайте в соответствующем разделе отписался, того и рецензия. При этом коммент может быть альтернативной рецензией, в три раза длиннее, в тридцать три раза картиннее, и вообще он может быть любым. Согласитесь, это неудобно, когда на одну постановку идут не несколько мнений подряд, а несколько отдельных страниц. Сейчас, естественно, ничего никуда уже переносить не надо, это просто нежное модераторское пожелание на будущее ))
Всем - первая рецензия на этого "Голландаца" здесь.

Насчёт постановки Конвичного. Я её смотрела здесь 2 раза в середине 2000х. Визуально она была не блистательна, но и не плоха - хороший ритм без проходных сцен, весьма живая история, которую мы, между прочим, смотрели целиком без всяких антрактов. Кроме на самом деле яркой и запоминающейся сцены с тренажёрами, помню, как Максим Пастер смешно выпевал рулевого в 1 акте, качаясь на канатах, прикольный дуэт Даланда и Голландца, Сенту саму по себе и, конечно, финал со взрывом. Картинки, которые вы здесь разместили, впечатляют: этот металлизированный трансформер и великолепный свет наверняка целостнее и эффектнее постановки Конвичного. Но такие вещи в принципе не совсем правильно сравнивать. Качественная классика, безусловно, нужна, но и периодически вмазать самоуспокоенному в своей "продвинутости" обывателю, желающему на 3 часа без усилий и со всей приятность воспарить в эмпиреи, тоже необходимо. В этом смысле постановка Конвичного была, кстати, и не слишком провокативна и вполне понятна. Там главной героиней была Сента, которая переворачивала окружающий мир скорее не своей любовью, а своей убеждённостью - и предлагалось подумать, как совместить у себя в голове эти две извилины, ужасающуюся бюргерскую и восхищающуюся эстетическую. Исполнители главных партий в той постановке вокально не блистали, драматически были убедительны. Многие хвалили Хейла и вокально за Голландца, но на меня он впечатления не произвёл, с его собственной записью это было по уровню совершенно не сравнимо.
Не поняла, при чём здесь Синайский - постановку ту делал Ведерников, и сделал он её хорошо. Я вообще не специализируюсь по "Голландцу" и дирижёрских откровений у Ведерникова не помню, однако в целом всё было грамотно, без киксов, без провисаний, аккуратно, динамично. Тогда говорилось что-то об аутентичности музыкальной части, но я опять-таки не помню, в чём это выражалось - принципиального отличия в звуке я не заметила. Возможно, именно это и было целью аутентичного исполнения )), у музыкантов, конечно, куча фишек для собственного интереса, профанам это обычно фиолетово ))

Про Пушкина и прочих Дантесов

Если есть техническая возможность объединить - давайте объединим, я не в претензии. Просто когда я публиковал свой опус, рецензию уважаемой Olga я еще не видел - слишком долго набирал, с вечера начал, утром закончил :)))
Насчет правила в курсе.
По поводу Ведерникова - спасибо за уточнение, перепутал. Синайский тогда был главным дирижером Большого театра, и мне запомнилось его имя почему-то именно в связи с "Голландцем"

А чё я сделал-то,чё?

"А чё я сделал-то,чё?" Разве что крылом волны касаясь, пену волн крылом срывала. Так что я бы вообще оставила как основную рецензию текст уважаемого kineskop- он ярче и интересней написан, там точнее схвачена самая суть этого спектакля, да и подбор фоток лучше. Ценным в своем тексте я считаю только описание явления Голландца из разверзшейся металлоконструкции во втором действии - это действительно впечатляло.
Насчет Синайского - думаю, что у уважаемого kineskop именно он остался в памяти, потому что в афише юбилейного представления этого опуса в Большом (в год 200 летия) именно Синайский значился как "музыкальный руководитель и дирижер" - без никакого Ведерникова. Вот ссылочка на афишу http://www.bolshoi.ru/performances/689/

"Кто там стонет и рыдает?!"

Это бедный модератор
Воет при одной лишь мысли,
Что таскать ему придётся
Комменты поодиночке.
Все положенные ритуальные танцы на тему "Матильда ваша рядом с нашей Мотей - как розы куст пред лютиком болотным" вы, друзья, прекрасно исполнили. И можно исполнить ещё, если кому-то хочется, лично я смотреть такие восточные па просто обожаю )) - но переноситься ваши отличные рецензии в этот раз не будут, а следующего, надеюсь, не случится.

с вечера начал, утром закончил :)))
Бывает, понимаю и сочувствую ))

Синайский, видимо, действительно был главным на капитальном возобновлении в 2013 году, в пору своего недолгого муздиректорства в Большом. Но у него этих "Голландцев" всего прошло штуки 3 или 4. У Ведерникова же опера шла 3 года в пору его музыкального руководства театром.

Голландец без маски

5

По итогам "Золотой маски"-2015 спектакль "Летучий голландец" Екатринбургского театра оперы и балета не получил призов ни по одной из номинаций.
Мне сложно это комментировать, поскольку ни один из спектаклей, получивших призы, я не видел...

А кто получил приз

А кто получил приз "вместо Краснова"?

Лауреаты по трем номинациям

ОПЕРА ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Надежда КУЧЕР, Донья Исабель, "Королева индейцев", Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, город Пермь

ОПЕРА МУЖСКАЯ РОЛЬ
Дмитрий БЕЛОСЕЛЬСКИЙ, Филипп II, «Дон Карлос», Большой театр, Москва

ОПЕРА РАБОТА ДИРИЖЕРА
Теодор КУРЕНТЗИС, "Королева индейцев", Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

Мне кажется, это справедливо,

Мне кажется, это справедливо, что е-бургский "Голландец" остался без "Маски". Хоть спектакль и хорош, но не воспринимается он как оригинально-самостоятельный, а, скорее, как "дочерний бренд" Мариинки.

Королеву индейцев я не слышал

Королеву индейцев я не слышал, но думаю, что Гюттлера все же зря обошли. Но об этом скорее нужно судить тому, кто слышал и то и то