Летучий Голландец Екатеринбургского оперного театра в Москве (Большой театр, 19 марта 2015 года)

5
Средняя: 5 (1 голос)
Flieglende Hollander2.jpg
Flieglende Hollander6.jpg
Flieglende Hollander3.jpg
Flieglende Hollander1.jpg
Flieglende Hollander4.jpg

Дирижер-постановщик - Михаэль Гюттлер
Режиссер-постановщик - Пол Каррен
Художник-постановщик - Гэри Макканн

Исполнители:

Голландец - Александр Краснов
Даланд - Гарри Агаджанян
Сента - Ирина Ринзунер
Эрик - Ильгам Валиев
Рулевой - Николай Любимов
Мэри - Татьяна Никанорова

Начну с постановки, которую можно назвать классической - однако не старомодной.Здесь не было ни готики, ни романтической пафосности; напротив, ощутима тенденция к минимализму, дизайн выдержан в "гаражном" стиле - на сцене высокая конструкция из рифленого металла с винтовыми дестницами, которая в первом действии играет роль корабля, во втором - стен комнаты, в третьем - домов на портовой улице, возле которых веселятся матросы. Костюмы моряков в первые минуты вызвали ассоциации с чека и реввоенсоветом - кепки и фуражки, кожанки-куртки, выдержанные в черно-серых тонах... Однако вскоре это впечатление рассеивается. Длинные плащи обоих капитанов, высокие сапоги Голландца, его черный капитанский китель в медными пуговицами под плащом и длинные волосы до пояса - это скорее что-то в стиле хард-энд хэви, байкеров и т.п. Режиссер не злоупотребляет эффектами - но при всей сдержанности и лаконизме вполне традиционнных средств (игра света, задымление) эффект всегда хорошо просчитан и точно бьет в цель. Наиболее сильная сцена - явление Голландца Сенте во втором действии: внезапно гаснет свет, расходятся стены комнаты, в огромном провале клубится-дымит зеленоватая тьма, которую прорезает слепящий белый луч - и вырисовывается темный силуэт Голландца, возникающего то ли из морской пучины, то ли из глубин ада. Даланд при этом мирно-добропорядочно входит в комнату обычным способом - через дверь.
В первом действии решили обойтись без призрачного корабля - одинокая фигура Голландца появлется из глубины сцены, и монолог поется возле судна Даланда. Может, это и скуповато с точки зрения зрелищности, зато компенсируется драматизмом и напряженностью сцены: ничто не отвлекает от трагического монолога проклятого скитальца. Наиболее суетливой и шумной стала первая сцена второго действия: беготня и толкотня прях контрастируют с неподвижностью Сенты - сидя спиной к зрителю, она поглощена разглядыванием "потртетной галареи" (снимков, рисунков, картинок, пришпиленных к стене в глубине сцены). Прекрасно поставлена и срежиссирована гулянка моряков в начале 3 действия - танец ладный-складный, залихватский, но при этом лучше не смотреть на винтовые лестницы, где парочки весьма откровенно изображают "интим" - пожалуй, единственное место в спектакле,где режиссуре не хватило чувства такта и меры. Интересно решен финал - свою последнюю фразу Сента произносит, стоя на верху металлической конструкции (в этот момент уже неясно, что это - крыша дома или вершина скалы), а затем мы сразу видим идущего внизу Голландца, который с бездыханнной возлюбленной на руках удаляется к морю, изображенному на заднике; роль же морских волн играет ритмично покачивающаяся людская толпа - мимо нее и шествует Голландец, уносящий с собой Сенту то ли в морскую пучину, то ли в небесные эмпиреи,залитые тревожным желтым светом - рассветным? закатным?..

Что касается исполнения, то оно выше всяких похвал. Великолепный Краснов-Голландец! Глубокий, сильный голос, насыщенный тембр, свободное непринужденное звукоизвлечение, богатая, разнообразная,тонкая нюансировка, плюс незаурядный драматический талант, позволивший передать и инфернальное обаяние демонического страдальца, и его колебания между отчаянием и надеждой, и, главное,- благородство и величие духа, которых так часто не хватает в интерпретации этого образа. Брутальный "прикид" контрастирует со сдержанностью и мягкой силой героя - возможно, потому, что страдание понимается как опыт возвышающий и облагораживающий: равнодушие к богатству, готовность освободить невесту от опрометчиво данной клятвы и спасти ее от проклятия - похоже, страдание научило Голландца со-страданию, а жестокость приговора - милосердию и умению прощать.
Сента-Риндзунер - прекрасный вокал! Сильный, яркий; временами слишком пронзительный, режущий ухо - но если и случался "ультразвук", то ни разу не было ни фальши, ни киксов, ни срывов на крик. Пожалуй, это лучшее исполнение баллады,которое мне доводилось слышать вживую. А порой (например, в лирических рефренах баллады) вдруг появлялись серебристые, нежные ноты. Простое синее платье, ботики на каблуках и весь образ "фабричной работницы" контрастирует с "нездешностью" Голландца и респектабельностью Даланда. Замечательным было и исполнение партии Эрика - характерный "восточный" тембр Ильгама Валиева, сочный, наполненный, яркий дополняли выразительность интонации и четкость дикции. Отмечу и глубокое, сильное, удивительно красивого тембра меццо Мэри-Никаноровой - остается пожалеть,что у нее такая маленькая партия. Несколько хуже обстояло дело с Даландом -бас Агаджаняна глуховат, слишком сильное вибрато, случались красивые бархатные интонации, но в сравнении с блистательным Голландцем отец Сенты явно проигрывал. Наименее удачен рулевой - однако здесь был использован нетривиальный ход: вместо привычного лирического тенора (в этом случае исполнение требовало бы прозрачного,парящего, легкого вокала,которого не было и в помине), партия исполнялась комическим речитативом, и так же трактовался образ - потешный толстяк и выпивоха, весельчак и балагур, пошатывающийся, размахивающий бутылкой, неловко карабкающийся по винтовой лестнице. Такая трактовка позволила даже явные недостатки вокала замаскировать под составной элемент характерной роли.

Отличный хор, как мужской, так и женский, тоже достоин всяческих похвал. Что касается оркестра - здесь можно предъявить ряд претензий. Вяловатое исполнение увертюры, периодические сбои в группе духовых (киксы, нестройное звучание). В целом оркестр звучал как-то приглушенно и словно "экономил силы". Редкий случай,когда не оркестр заглушает певцов, а скорее наоборот,особенно когда на сцене идет дуэт или трио. Но, странное дело, в хоровых частях оркестр и хор звучали гармонично, никакого дисбаланса не наблюдалось.

В общем, ПЯТЕРКА С ПЛЮСОМ! И немного грустно, что, кажется, Вагнера научились у нас качественно ставить и исполнять везде, кроме столицы - на фоне Мариинки и Е-бурга как-то слабовато в целом смотрятся московские постановки...

Послушать фрагменты (правда, в другом исполнении: Голландец - Алексей Тихомиров) можно здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=3MUrKSKU0A0
http://www.youtube.com/watch?v=kt81ZC_vV6s

А мне оркестр очень понравился

5

А мне оркестр наоборот понравился, причем гораздо больше чем Гергиевский. И очень пожалел, что сидел в партере, а на на балконе.
Я сравнивал звучание оркестра в 5 ряду партера и в первом ряду балкона в театре Станиславского - небо и земля, в партере сидишь как подушками обложенный

Да, вот я тоже была в

Да, вот я тоже была в партере,но вообще во втором ряду. Может, у меня поэтому получилось искаженное ощущение от оркестра - наверное, мне просто слышно было его хуже, чем вокалистов. Те, кто сидел не "носом в рампу", наверняка наслаждались полнозвучным исполнением.

Вдоль по Питерской...

Почитала некоторые интервью с поразившим меня в роли Голландца Александром Красновым. Вот рассказ о том, как он поступил учиться пению. Не перевелись еще у нас на Руси Фроси Бурлаковы!

"Когда я учился в колледже культуры, после занятий я бегал по этажам: готовился к спортивным тренировкам. Однажды во время такой пробежки я случайно столкнулся с большим, грузным человеком. Я рефлекторно поздоровался, хотя видел его впервые в жизни. Мужчина сказал мне: «Подожди-подожди, парень, скажи-ка еще что-нибудь». «Что сказать?» — спросил я. «Скажи «Здравствуйте», только очень громко», — ответил он. Я сказал, и он повел меня в кабинет. Закрыл дверь, начал издавать какие-то странные громкие звуки, просил меня повторять, и я повторял. Он сказал мне: «Парень, у тебя очень хороший голос, хочешь учиться у меня?» Я сказал, что хочу. «Приходи ко мне в Омский музыкальный театр, вахтеру скажи, что ты к Краснову». Я говорю: «Не понимаю, это же я Краснов!» «А, так ты тоже Краснов!» — отвечает. Так получилось, что мы однофамильцы. Павел Владимирович Краснов — безумно талантливый актер и певец, закончивший нашу свердловскую консерваторию. Так все и началось. Он убедил меня, что я должен связать свою жизнь с академическим вокалом, поехать в консерваторию. И, учась на третьем курсе, я так и сделал, наобум, толком не зная даже, что такое ария. Я спросил об этом у первого попавшегося педагога, и он очень смеялся.
Я выучил арию «Варяжского гостя», спел ее на экзамене, получил высший балл и, пройдя ряд дополнительных испытаний, показав актерское мастерство, пластику, прочитав стихотворения Маяковского и Асадова, написав сочинение, прошел на бюджет".
(полностью интервью здесь: http://kulturmultur.com/140/music/Opernyy_pevec_Aleksandr_Krasnov_09_10_...)

И ха-ха?

Я всё-таки немного жалею, что не была на этом спектакле. Хотя не пошла сознательно, и не только из-за билетов. Голос Краснова в записях поражает, с языка рвутся эпитеты на букву "Ш", и хочется прямо начать трепыхать крылами. А между тем, это неправильно. И дело не только в технике, которой ещё, естественно, недостаточно. Статья по ссылке лишь убеждает в и без того очевидном - по-человечески певец не готов ещё ни к Голландцу, ни к Скарпиа, ни к большинству других персонажей, которых исполняет, и записи это подтверждают. То, что Вы пишете в рецензии, с этим контрастирует - поэтому да, любопытно, что же такое было явлено на этом спектакле.

Голландец как палимпсест

На вопрос уважаемй Sletelena у меня ответ простой: меня поразили природные данные Краснова - мощь голоса и тембр. А что, уже появились записи Голландца в исполнении Краснова? Я не нашла таких,а только набрела в и-нете на то, как он какие-то романсы поет. А вот что действительно мне кажется интересным: необычна в этой постановке в первую очередь трактовка заглавного персонажа (не знаю, есть ли тут заслуга солиста, думаю, скорее всего режиссера). Уважаемый kineskop тоже отметил необычность монолога Голландца в 1 акте - и, кажется, это часть концепции образа. Голландец здесь - не горделивый, озлобленный, изверившийся богоборец, полный "пафоса и надрыва",а страдалец, которого муки сделали чутким и милосердным,возвысили и наделили внутренним благородством. Он и верит светлому ангелу с его вестью о возможности искупления, и сомневается в том, достоин ли прощения. Именно поэтому ему послана Сента: его покаяние уже совершилось и он готов выйти из ада,хотя сам этого еще не сознает. В финале каждый из героев жертвует собой: Голландец, понимая, что возлагает на своих избранниц непосильное бремя, отказывается от надежды на спасение, чтобы на Сенту (и ни на одну женщину больше!) из-за него не пало проклятие; Сента идет на смерть ради спасения души скитальца. Итог - спасены оба, потому что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Такая трактовка необычна для рубежа 20-21 вв.: у нас обычно бывает либо криминальный триллер (Голландец-Синяя Борода), либо эротичекий триллер (инфернальный непримиримый гордец-бунтарь, покоренный женской любовью), либо психологический триллер (Голландец-галлюцинация, плод расстроеннного воображения шизофренички - см. купферовскую байройтскую версию), либо политкорректная пропаганда (черный раб на невольничем корабле - тот же купферовский Байройт); ну, а чаще всего, без затей: герой -просто несчастная жертва как-то неправильно устроеннного мира, в котором есть только одна отрада бедному человеку - половая любовь. Убеждена, однако, что именно такая трактовка, как в ебургском спектакле, близка к изначальному авторскому замыслу оперы и к тому,как ее ставили в 19 веке (до эпохи декаданса). Но это уже настолько забыто, что выглядит свежо, оригинально и даже странно - как всегда бывает, когда сквозь толстые слои палимпсеста (или даже гиперпалимпсеста) вдруг проглянут с самого крашека самые первые, древние письмена.

В каком-то смысле я Вас,

В каком-то смысле я Вас, уважаемая Olga, отлично понимаю. Достать может всё что угодно - Вас вот достали приземлённые трактовки, хочется высокого романтизма и высокой морали. Причём сразу с места в карьер. Но каким образом можно расслышать в выходном монологе Голландца "страдальца, которого муки сделали чутким и милосердным, возвысили и наделили внутренним благородством", я, убей бог, не понимаю. Герой говорит исключительно о себе, своей океанской стихии и своих взаимоотношениях с вышними силами - под соответствующую музыку. Какая чуткость? Какое милосердие? Возможно, Вы имели в виду, что эту арию слишком часто излишне аффектируют и однообразно громко кричать её вообще-то не надо - и с этим я соглашаюсь на 100%. (А в скобочках замечаю, что к такому озлобленно-кричальному эффекту могут с равной вероятностью привести отсутствие чувства меры, духовного опыта и отработанной вокальной техники. Конкретно в красновском Ютубе я бы отнесла некоторое наличие этого эффекта к двум последним причинам, но Вы говорите, что на спектакле всё вообще было поправлено, так что вопрос снимается)

Далее - в каком месте пытания Сенты во втором акте явлено внутреннее благородство, великое сострадание и милосердие героя? Ни в каком! Однако тут уже какое-то душевное движение показано - искреннее восхищение, мысль о себе, недостойном - всё это уже есть. Ну и в третьем акте там действительно всеобщий рывок и катарсис на чувстве вины.

Мне тоже больше нравится воспринимать эту оперу как историю прозрения на тему "чтобы спастись, не нужно ждать, когда тебя полюбят, нужно полюбить самому". Текстовая дань пафосной романтической традиции и собственным вагнеровским комплексам о самоспасении, женской верности и т.д. такому восприятию больше мешают, чем помогают, ибо внутреннее благородство пробивается через них не без натуги. Но это не принципиально, потому что главное-то сделано правильно: оба героя находятся в развитии, и Голландец - в большей степени, как и положено главному герою. Если бы он сразу явился этаким прозревшим, любящим и сострадающим, кому бы это было интересно? Контраст между байроновски-мрачным началом героя и его последующим духовным изменением, слава богу, заложен самим Вагнером. Характеризовать Голландца каким-то одним колоритом - тёмным (как Вам не нравится) или светлым (как Вам нравится) - конечно, можно, но именно что ради какого-то нового креативного прочтения.

Я, естественно, не тщусь надеждой, что мой слабый мозг может сдвинуть точку зрения радетелей всего высокого супротив всего низкого )) Но, если хотите, давайте сделаем в "Голландце" обсуждение сюжета и там дальше поговорим.

Летучий Голландец - Александр Краснов

У Александра Краснова есть канал на YouTube, много видео, в том числе и Голландец. https://www.youtube.com/user/krasnovi4 Могу добавить, что он очень хорош как Грязной, Скарпия, Томский, Яго, Мизгирь, Шакловитый, а не далее как 24 марта дебютировал в партии Риголетто.

Гештальты и прочие тесты Роршаха

Большое спасибо, уважаемая Helene. Я нахожу, что тембр Краснова напоминает Джорджа Лондона - или это я всего лишь принимаю желаемое за действительное?
Насчет wishful thinking: согласна с определением Вашей покорной слуги, уважаемая Sletelena, как "радетеля всего высокого супротив всего низкого". Однако же,оперу слушать - не совсем то же самое,что тест Роршаха проходить: кто-то видит розочку,а кто-то - страшную крокозяблу, сиречь, самого себя. Предпочтения слушателя никак не могут взять верх, если в постановке ничто ее не поддерживает. А екатеринбургская постановка такое прочтение предполагает (или, по крайней мере,не исключает). Интерпретации "матрицы", заложенной автором - проявление смыслов, "дремлющих" в тексте и нотах, могут быть весьма разными. Интонация, акценты и прочие вещи в исполнении создают разные гештальты. Например, в монологе Голландца выделялось обращение к "светлому ангелу" - а ведь прежде я никогда особого значения этим строкам не придавала (хотя они и даны с повтором), потому что обычно они исполнялись и, соответственно, воспринимались просто как риторическая фигура. Смена перспективы сказалась и во втором действии, в сцене "пытания" Сенты - как-то вдруг стало заметно, что и там неоднократно звучит слово "ангел", а герой явно жаждет избавиться от "власти тьмы". В финале явственно акцент ставился на том, что а)несчастных женщин, обреченных на проклятье,уже и так слишком много, и б) Сента будет избавлена от страшной участи. Обычно же подчеркиваются убежденность Голландца в "предательстве" героини и его отчаяние.

Голландец = Иван Карамазов?

Ну спасибо, что не Алёша, как говорится )) Хотя Вы и историю Ивана предпочитаете, по-видимому, с последней четверти смотреть, и всё, что в нём было яркого - его бунт, поиск, игру, интеллектуальную и человеческую гордость - к низкому относите. Дело Ваше, о вкусах не спорят, но любопытно проверить крепость Ваших высоких убеждений )) Легко выбеливать Голландца, благо он и у Вагнера не убогий - а как насчёт Даланда? Ведь сокровищами Голландца, не нужными ему самому, в современной постановке может быть всё, что угодно - например, книги, или какая-то другая интеллектуальная продукция, или даже окружающие его люди. Работящий, но невезучий Даланд, видя эдакую учёность, или социальную продвинутость, или ещё что-нибудь хорошее, натурально приходит в восторг от такого возможного зятя. И вот он, как живой - рулит, шуршит, обожает свою нахальную избалованную дочуру, делает всё за своих полупьяных матросов и ещё возится с их соплями и моральным обликом, - а тут эдакий умный серьёзный человек обратил внимание на его семейство. Сенте этот папуля, конечно, ничего приказать не может, но надеется, что по воспитанию своему она гостем тоже восхитится, что, собственно, и происходит. И как Вам такой вариант с Даландом в белом?