Модест Мусоргский. "Хованщина", "Борис Годунов", Москва, Санкт-Петербург

24 декабря 2014 года на исторической сцене Мариинского театра г.Санкт-Петербург будет исполнена опера Модеста Петровича Мусоргского "Хованщина".

Музыка Модеста Мусоргского
Оркестровка Дмитрия Шостаковича
Либретто Модеста Мусоргского
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Леонид Баратов (1960)
Художник-постановщик – Федор Федоровский

Эта постановка - один из немногих живых исторических шедевров, ныне присутствующих на сценах российских театров, наряду с "Царской невестой"(сценография Ф.Федоровского) и "Борисом Годуновым" в ГАБТ (Л. Баратова и Ф.Федоровского), "Евгением Онегиным" и "Пиковой дамой" в Мариинке. Уникальные декорации величайшего художника сцены Федора Федоровича Федоровского, гениальная режиссура Леонида Баратова, и высочайший уровень исполнения оперной труппой и оркестром Мариинского театра уже более полувека неизменно собирают полные залы зрителей при каждом исполнении этой великой русской оперы. Видеозапись этого произведения дважды издавалась Мариинским театром - в 1992 и в 2012 годах.
Я видел этот спектакль летом 2014 года, в рамках фестиваля "Звезды белых ночей", с Ольгой Бородиной в роли Марфы - это было просто шикарно!
Сам я билеты уже купил, и настоятельно рекомендую всем.

Билеты уже в продаже на сайте Мариинского театра: http://tickets.mariinsky.ru/ru/performance/8350/

"Хованщина" в Москве

По не подтвержденным пока данным, в МАМТ имени Станиславского на 18 февраля 2015 года намечается премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского "Хованщина". Режиссер - Александр Титель
Следите за афишей!

Я тоже видела Мариинскую

Я тоже видела Мариинскую постановку и не совсем понимаю восторги по её поводу. Кроме Бородиной и Алексашкина никто из исполнителей не запомнился, причём Бородина, по-моему, хороша там только вокалом, а в образ истинно-верующей "раскольницы с прошлым", мягко говоря, попадает с трудом. Декорации Федоровского для своего времени были, конечно, роскошны. Но в чём нынешняя заслуга Мариинского театра? В том что они худо-бедно подстроили под них постановку - и всё? То есть выдали нисколько не оригинальный, довольно-таки нафталиновый продукт - и все патриоты-традиционалисты запели хором осанну. "Вот радость-то какая!... Назад к истокам!... Истинно русская опера!... Иностранцы её никогда не поймут!..." А чего хорошего-то в том, что не поймут? "Евгения Онегина" и "Пиковую даму", значит, все поймут, вне зависимости от национальности - и это хорошо. А "Хованщину" не поймут - и это ещё лучше!... Где логика-то? И ладно бы эта агитация за исконность-посконность шла на сайте про Мусоргского, но Вагнер-то здесь каким боком? Только таким, что неклассическое мариинское "Кольцо" и продвинутый московский "Тангейзер" традиционалистов раздражают, а старорежимно-реалистическая мариинская "Хованщина" радует?... Или имелось в виду, что гергиевский оркестр Мусоргского лучше, чем Вагнера, исполняет?... В этом смысле не могу не согласиться - да, лучше. Своё вообще все лучше играют... Кроме Баренбойма и Меты, у которых "своего", слава богу, нету :)

Вагнер-то здесь каким боком?

Вагнер-то здесь каким боком?
Да в общем-то никаким. Этот раздел создан для анонсов и обсуждения любых интересных, с точки зрения участников, мероприятий. Если лично Вы считаете достойным внимания, например, концерт группы Napalm Death - тоже напишите об этом :)
А по поводу мариинской "Хованщины" - Вы ее живьем смотрели или в записи? Видеозапись этого спектакля я считаю очень неудачной, а потому банально скучной, особенно в финале.

в чём нынешняя заслуга Мариинского театра?

в чём нынешняя заслуга Мариинского театра? В том что они худо-бедно подстроили под них постановку - и всё? То есть выдали нисколько не оригинальный, довольно-таки нафталиновый продукт...
Нынешнюю заслугу Мариинского театра лично я вижу в том, что я в 2014 году могу посмотреть в живую ту же постановку, что и 50 лет назад видели ровесники моего деда. Тем более что сделано монументально, качественно и высоко-художественно, да в конце концов просто красиво. Точно так же и "Борис Годунов" в Большом.
Кто хочет посмотреть "современное прочтение" - тот может пойти на того же "Бориса Годунова", "Царскую невесту", "Пиковую даму", "Князя Игоря" в театр "Новая Опера" - никто же силком не загоняет на "классику".
Что же касаемо московского "Тангейзера" - не вижу в нем ничего особо "продвинутого", может Вы с "Лоэнгрином" путаете? А "Кольцо" - а каким оно должно быть? Мне постановка Гергиева-Цыпина очень понравилась. И "Лоэнгрин" в Мариинке тоже с огромным удовольствием слушал, особенно с Евгением Никитиным...
Главная же заслуга Мариинского театра в том, что они исполняют огромный репертуар, не сравнимый ни с одним театром в мире, на любой вкус (и кошелек, надо отметить), и при этом держат довольно высокую планку уровня исполнения.

Да, я смотрела трансляцию, то

Да, я смотрела трансляцию, то есть, видимо, запись в Вашей терминологии. Может быть, живой спектакль производит большее впечатление, хотя я в принципе вряд ли пошла бы на постановку, которую горячо одобряла бы моя бабушка :) Она, например, Козловского в роли Лоэнгрина очень одобряла и фильм "Волга-Волга", но не думаю, что сейчас это может быть интересно.

"Что же касаемо московского "Тангейзера" - не вижу в нем ничего особо "продвинутого", может Вы с "Лоэнгрином" путаете?"
Новооперский "Лоэнгрин" - постановка не продвинутая, а довольно простенькая и вторичная, по моему личному мнению. "Тангейзера" я с ним не путаю. Там тоже не все великолепно и оригинально, но по крайней мере не скучно, качественно и динамично. У нас это не часто встречается, к сожалению - чаще делают или банальную классику или тоскливый евротрэш. Надоело и то, и другое.

Из мариинского "Кольца" видела "Зигфрида" и "Гибель богов". Постановка в целом тоже впечатлила (кроме тормознутости и зависаний местами), исполнители меньше (из них больше всего понравился Петреко - Хаген).

Главная же заслуга Мариинского театра в том, что они исполняют огромный репертуар, не сравнимый ни с одним театром в мире, на любой вкус (и кошелек, надо отметить), и при этом держат довольно высокую планку уровня исполнения.
Это - да, почти согласна. Насчет "ни с одним" Вы, по-моему, перегнули, но что Большому Театру следовало бы обратить внимание на опыт питерских товарищей, бесспорно.
И насчет новообразованного Клуба я, видимо, все таки не до конца поняла. По мове за "Napalm Death" я поняла, что если я хочу высказаться по поводу "Jesus Christ Superstar", то это можно делать здесь. А если я хочу, например, высказаться по поводу некой книги некоего писателя, ни к Вагнеру, ни к музыке, ни к Германии, ни к классической философии не имеющей никакого отношения? Вот мне это интересно - а еще кому-то из вагнерианцев? И как это определять, нужны кому-то на этом сайте мои "сведущие рекомендации" или нет?..

Козловского в роли Лоэнгрина

Козловского в роли Лоэнгрина очень одобряла
А Вы слышали это? Можете послушать, мне показалось интересным: https://cloud.mail.ru/public/8d3bb6cf6438/Lohengrin%20(1949%20Samosud%2C%20rus).rar
Из мариинского "Кольца" видела "Зигфрида" и "Гибель богов"
Опять-таки - живьем? На новой сцене? Если нет - настоятельно советую.
А если я хочу, например, высказаться по поводу некой книги некоего писателя, ни к Вагнеру, ни к музыке, ни к Германии, ни к классической философии не имеющей никакого отношения? Вот мне это интересно - а еще кому-то из вагнерианцев? И как это определять, нужны кому-то на этом сайте мои "сведущие рекомендации" или нет?..
Есть раздел "Разное". Наверняка кого-нибудь заинтересует.
Изначально идея создания "клуба" была основана на предпосылке, что если людей объединяет интерес к творчеству Вагнера, то наверняка и в других сферах найдутся общие интересы, в первую очередь конечно в музыке, но и не только.

"Опять-таки - живьем? На

"Опять-таки - живьем? На новой сцене? Если нет - настоятельно советую."
Ну да, живьем, а что, есть другие варианты? "Кольцо" разве было в трансляции или выпущено на видео? Я не нашла... А так-то, может, и купила бы первые две части для интереса, специально ради них в Питер я уже, конечно, не поеду.

А насчет записи этой "Лоэнгрина" - я ее слышала, едва выйдя "пешком" из-под стола :), и потом еще, когда уже сама Вагнером заинтересовалась. Детские впечатления были - жуткое занудство, больше 20 минут, конечно, слушать не могла. Во взрослом возрасте поняла, почему так казалось - текст и на немецком не блещет, но на русском, имхо, просто высокопафосный кошмар. И да, голос Козловского, видимо, лучшее, что есть в этой записи. Но для меня он все же слишком манерно-пафосно поет тоже. Не везде, к счастью, но во многих важных моментах и в начале, и в конце. Тут, конечно, на вкус и цвет товарища нет, и исполнение его в принципе конкурентоспособное, если бы не язык. Об Эльзе я бы не сказала и этого - в общем, переслушивать эту ретро-советскую моно-запись лично у меня нет никакого желания, извините :) Если мне захочется послушать Лоэнгрина, я лучше Колло или Доминго послушаю, как-то они меня больше радуют во всех смыслах.

"Кольцо" из Мариинки разве было на видео?

"Кольцо" разве было в трансляции или выпущено на видео?
Да гуляют по торрентам записи какие-то левые, ужасного качества. Видимо, технический персонал Мариинки снимал.

Хованщина, Мариинка, 24 декабря - объявлен состав

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Князь Иван Хованский – Сергей Алексашкин
Князь Андрей Хованский – Максим Аксёнов
Князь Василий Голицын – Евгений Акимов
Шакловитый – Евгений Никитин
Досифей – Владимир Ванеев
Марфа – Ольга Бородина

Кто еще не купил билеты - спешите!

"Хованщина", премьера в Москве 18, 19, 21 и 22 февраля

Объявлены даты премьерных постановок "Хованщины" в театре имени Станиславского в Москве.
18, 19, 21 и 22 февраля, начало в 19 часов
http://stanmus.ru/performance/98

C 29 ноября билеты на "Хованщину" в Москве уже в продаже

Сегодня, 29 ноября, с 11-30 по московскому времени открыта продажа билетов на февральские спектакли московского музыкального театра имени Станиславского, включая премьеру оперы М.П. Мусоргского "Хованщина" 18, 19, 21 и 22 февраля. Стоимость билетов на "Хованщину" - 2500 рублей в партере, 1000 рублей на первом ряду бельэтажа (балкона), есть и дешевле.
Билеты продаются в кассе театра и на сайте.
Я уже купил.

Думала-думала, чего же мне в

Думала-думала, чего же мне в Ваших призывах к Мусоргскому не хватает - и поняла: знака вопроса в конце. Что-нибудь вроде "Кому ещё билеты купить?" вместо "Я уже купил", вероятно, стимулировало бы лучше )))
Это, естественно, шутка, а кроме шуток - я, например, не согласна с утверждением, что у нас Мусоргского лучше играют. Два раза слушала "Бориса Годунова" - живьём здесь и трансляцию из Мариинки. Впечатления были самые средние - ну да, любопытно история повёрнута , ну да, масштабно, ну да, народная драма - и всё. А потом как-то раз случайно включила телик на зальцбургской постановке с Аббадо. Так я сначала даже не могла понять, что это - такая красивая музыка! Мусоргский?? Вот это да.. Там, конечно, и солисты были великолепные - Галузин, Лейферкус, да и все почти кроме Марины (не помню, кто её пел). Но, главное, как играл БФО и как провёл этот спектакль Аббадо - всё просто летело и блистало! И знаете, после этого мне наша развальная масштабность как-то совсем не нужна, уж извините ))

Про Мусоргского нашего и импортного...

В Мариинке "Бориса Годунова" не видел, точнее видел отдельные фрагменты трансляций в записи. Опять-таки, там две постановки были, классическая (А.Тарковского) и "современная". Сейчас, насколько я знаю, снова идет "классика" (или "нафталин", если кому-то это определение ближе). Кстати, 9 декабря я буду ее смотреть живьем.
В Большом - понравилось, потому как видимо сравнить было не с чем, да и в самом театре я был впервые, постановка - просто красиво и масштабно, да и без явных ляпов - в ноты попадали, голоса неплохие - а что еще нужно непритязательному новичку?
Что касаемо "Хованщины" в Станиславского - меня скорее гложет любопытство: что они смогут представить публике? Масштабностью - не возьмут, не тот театр. Блистательным исполнением? Сомневаюсь. Оперная труппа там конечно неплохая, но не звезды первой величины, оркестр тоже неплохой, но не шедевральный. Какими-то новаторскими идеями в плане режиссуры? Оставим эти догадки до премьеры...
я, например, не согласна с утверждением, что у нас Мусоргского лучше играют.
А я такого нигде и не утверждал. Просто Мариинская "Хованщина" на меня произвела очень яркое впечатление. Хотя если бы я ее смотрел в телевизоре - скорее всего и внимания не обратил бы.

"Борис Годунов" в Мариинке, 9 декабря 2014 года

Послушал я тут "Годунова" в Мариинке. В начале о составе:

ИСПОЛНИТЕЛИ

Дирижер – Станислав Кочановский
Борис Годунов – Эдем Умеров
Шуйский – Виктор Луцюк
Пимен – Александр Морозов
Григорий – Евгений Акимов
Марина Мнишек – Ольга Бородина
Рангони – Евгений Никитин
Юродивый – Александр Тимченко
Андрей Щелкалов – Алексей Марков
Варлаам – Геннадий Беззубенков

Режиссура - Андрея Тарковского... Ну в принципе этим все сказано. Вся опера идет в одних и тех же декорациях - три стены - слева, сзади и справа. Задняя стена больше похожа на драные паруса на реях. В этой задней стене посередине арка с полукруглым сводом. На этом - все. Минимализм в декорациях. Смена картин - гасят свет, и при поднятом занавесе в темноте что-то утащили, что-то притащили-поставили, 30-40 секунд - и продолжаем
Костюмы вполне исторические, без современных "находок". По действиям на сцене тоже ничего особенного - толпа "холопов" в начале, потом коронация - строй бояр, патриарх, хор, колокольный звон... Кстати, всегда было интересно - у них там действительно где-то колокола за сценой? В Большом есть своя звонница, в Красноярске недавно установили, а в Мариинке есть? Я не нашел информации.
По исполнению. Эпитет напрашивается один - скучно и нудно. То ли дирижер Станислав Кочановский тому виной - очередной приглашенный, которого я фамилию раньше и не слышал, то ли откровенно слабые исполнители Бориса и Пимена. Впрочем, они вполне вписывались в образ: Эдем Умеров в роли Бориса - сильно уставший боярин, которого насильно короновали, и которому это даром все не надо, и Пимен - Александр Морозов, старый немощный отшельник-летописец, которому тоже уже ничего не надо - только в покое оставьте... И дирижер - третьим в компании.
Вторая часть в корчме вышел поживее, за счет Геннадия Беззубенкова в роли Отца Варлаама. Самозванец Гришка - Евгений Акимов - спел отлично, но яркой актерской игры я не заметил.
Борис, Федор и Ксения - в том же духе.
Третья часть почти образцово-показательная: Ольга Бородина, Евгений Никитин и Евгений Акимов. Правда хор - как-будто только что разбудили.
Ну и дальше примерно в том же духе: боярская дума, старец Пимен, помирающий Борис, восстание - все это под полусонный оркестр. Юродивый разве что немножко скрасил это сонное царство.
Народ не стесняясь начал валить сразу после диалога Марины с Гришкой, видимо поняли, что дальше ловить нечего.
Я вот и думаю - может Тарковский все это так и задумал? Вспоминая его Солярис, Зеркало, прочие фильмы...
А вообще уже не первый раз замечаю: стоит Гергиеву куда-нибудь отъехать - и постановки, в основном классические, без него идут какими-то вторыми-третьими-десятыми составами: безголосый Онегин, "Руслан и Людмила", где единственный умеющий петь - это Дмитрий Воропаев в роли Баяна, "Лоэнгрин" под управлением М. Синькевича с безголосым Тельрамундом Эдемом Умеровым...
Может, когда-нибудь количество перерастет в качество? Наверное, невозможно каждый день на трех площадках творить шедевры. Впрочем, скоро одну закроют, останется две.
Если бы до этого я не видел эту оперу в Большом - посчитал бы ее скучной и не стоящей внимания. Жаль тех, кто слушал "Годунова" в первый раз в Мариинке.
Оценки тут не ставятся, но я бы влепил твердую "два".

"Царь Борис" В. Юровского, Михайловский театр, Санкт-Петербург

Маэстро Владимир Юровский готовит уникальный проект, который пройдет в Санкт-Петербурге на сцене Михайловского театра 3 и 4 января 2015 года: музыкально-литературное представление «Царь Борис» по первой редакции «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского и историческим текстам Карамзина.

“Проект, который представим в Михайловском театре, изо всех сил сопротивляется жестким жанровым определениям. По форме это комбинированный жанр — здесь соединяются оперное и театрально-драматическое представления. Но в основе лежит нетронутый оригинал Мусоргского, первая редакция «Бориса Годунова» 1869 года; это сочинение мы впервые исполним на оригинальных инструментах XIX века" — рассказал Владимир Юровский, главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и художественный руководитель ГАСО им. Е. Светланова.

В проекте занят один из интереснейших музыкальных коллективов Европы — лондонский «Оркестр эпохи Просвещения» (Orchestra of the Age of Enlightenment). «Не все оркестры одинаковы», — так сформулировали свой творческий девиз музыканты, делающие акцент на аутентичном исполнении музыки разных эпох. В роли Бориса Годунова впервые в своей артистической карьере выступит выдающийся русский певец Сергей Лейферкус. Автор литературной композиции и сценической версии — Виталий Фиалковский.

Взято отсюда : http://www.classicalmusicnews.ru/anons/vladimir-yurovskiy-predstavit-v-m...

Билеты в продаже на сайте театра: http://www.mikhailovsky.ru/afisha/performances/detail/622666/

Борис и Тельрамунд

с безголосым Тельрамундом Эдемом Умеровым
Возможно, я чего-то не понимаю или отстала от жизни, но вообще-то Умерова я слышала - и несколько лет назад живьём, и не так давно в трансляции. И вот чего бы не сказала о нём точно, так это, что он безголосый. Напротив, голос его мне показался густым, сильным, ровным и весьма драматически убедительным. Как он ложится на Вагнера, мне сложно представить (предположительно он должен быть для Тельрамунда несколько густоват и медлителен, хотя так вполне можно это петь, на мой взгляд). Что могло произойти с его голосом за год, я тоже не знаю. Однако, даже если у не добравшегося ещё до полтинника певца возникли какие-то проблемы, с безголососостью Вы, по-моему, всё-таки немножко перегнули ))

С "Царём Борисом" - интересный проект. Но я, честно говоря, даже не очень жалею, что это не у нас. Не зря же, наверное, этот вариант потом переделывали, и вряд ли причина была только в его комбинированности. Лейферкус, добравшийся до Бориса - это, конечно, любопытно. Он у меня, в частности, один из двух любимых Яго, а если Застольную слушать, то только у него )) Но, с другой стороны, это ж когда всё было, а сейчас-то ему уже довольно много лет, и как-то это подозрительно...

Эдем Умеров

По поводу Умерова - я слышал его в "Кольце" весной 2014, и в "Лоэнгрине" в мае и июне, и даже писал рецензию на две эти постановки. Тогда в роли Тельрамунда он хоть и не блистал, но провёл партию на хорошем уровне. Что с ним случилось за лето -сие есть тайна великая.

ЛИШНИЙ БИЛЕТИК!!! Санкт-Петербург

Мариинский театр, 7 апреля 2015 года, начало 18-00

М.П.Мусоргский, "Хованщина"

Дирижер - Валерий Гергиев.

Князь Иван Хованский – Сергей Алексашкин
Князь Андрей Хованский – Максим Аксёнов
Князь Василий Голицын – Евгений Акимов
Шакловитый – Николай Путилин
Досифей – Михаил Казаков
Марфа - Ольга Бородина

Билет ОДИН! Балкон, середина, первый ряд. Бесплатно!!!
Отдам у театра перед спектаклем.
Пишите kineskop@bk.ru

Хованщина 14.04.2017

За пару дней до спектакля я в очередной раз зашёл на сайт театра попускать слюни и вдруг обнаружил, что открыли продажу билетов в царскую ложу. Шиканул, купил билет туда.

Немного странной показалась разбивка действа антрактами: было бы логично, например, дать сначала довольно длинный первый акт, потом относительно недлинные второй и третий и относительно недлинные четвёртый и пятый. Либо разбить всё действие по две картины: первый и второй акт, третий и половина четвёртого, половина четвёртого и пятый. Но они разбили так: первый и второй, третий и четвёртый, потом коротенький пятый. Единственное объяснение, которое я этому вижу - это то, что разваливающийся в огне скит требует какой-то машинерии, которую быстренько не установишь, и антракт необходим.

Больше всего я ждал Ивана Хованского на коне в первом акте. Но оказалось, что коню это всё так не нравилось, что сила дивная искусства отступила перед состраданием к несчастному животному. В целом, первый акт понравился меньше всего, даже во время увертюры у всех случился массовый приступ театрального кашля. Молитва раскольников в конце первого акта прозвучала вяловато и неубедительно. Несколько лучше был второй акт, всё-таки Евгений Акимов хорошо справился с ролью князя Голицина. Достаточно атмосферной была и сцена гадания.

В начале третьего акта после песни Марфы начались завывания Гоголевской. Впрочем, Сусанна - это одна из тех партий, которые отнюдь не обязательно петь красиво, поэтому ничего запорото не было. Но по-настоящему спектакль начался с арии Шакловитого. После неё зал взорвался аплодисментами. И дальше одна сцена была круче другой. Резанула только купюра в сцене ссоры стрельцов с жёнами (одно из моих любимых мест, где Кузька с балалайкой). Но сама по себе пьяная толпа стрельцов, сцена с подьячим, потом мольба к Хованскому вести их в бой, потом выход Хованского в какой-то белой пижаме, и заключительный скорбный хор - всё было очень мощно и убедительно.

Четвёртый акт порадовал ещё больше. И блестящая игра Сергея Алексашкина в роли зарвавшегося мерзавца Ивана Хованского, и чудесная пляска персидок в красивых костюмах, и сцена изгнания князя Голицина, по расстановке напоминающая картину "Утро стрелецкой казни", и монументальная сцена казни стрельцов, поставившая жирную точку с выходом Петра I.

В пятом акте всё было хорошо, но не так сногсшибательно, как в третьем и четвёртом.

Что не понравилось: Сергей Семишкур в роли Андрея Хованского, купюра сцены с Кузькой и то, что в итоге вышло с конём. На общем фоне достаточно ярких впечатлений - совсем немного.