Лоэнгрин, Мариинский театр, Новая сцена, 18 мая и 16 июня 2014 года

4.5
Средняя: 4.5 (2 голосов)

18 мая 2014 года.

Состав исполнителей:

Генрих Птицелов – Михаил Кит
Лоэнгрин – Кристиан Бенедикт
Эльза – Татьяна Павловская
Фридрих фон Тельрамунд – Эдем Умеров
Ортруда – Ольга Савова
Королевский глашатай – Александр Никитин

На этот раз маэстро Гергиев не почтил нас своим присутствием. Оркестром дирижировал Михаил Синькевич.
С самого первого такта увертюры возникло ощущение легкой "размазанности", несобранности. Потом вроде "картинка" начала выстраиваться, но позже, по ходу представления, ощущение расплывчатости иногда снова возникало и пропадало несколько раз. Может виной тому мелкие, почти незаметные ошибки в духовых, или несоответствие темпов отдельных моментов в сравнении с ожидаемыми - не знаю. Первый акт показался каким-то слабоватым и затянуто-натянутым - может Тельрамунд как следует не распелся, или глашатай был не совсем внушительным. Эльза - безусловно хороша, придраться не к чему. Лоэнгрин Парсифалевич тоже не плох.
Сцена битвы откровенно не понравилась. Понятно, что владение мечом не входит в круг обязанностей оперных певцов, но все же пару приемов могли бы выучить и показать, или в конце концов на роль Лоэнгрина позвали бы Зигмунда или Зигфрида из "Кольца". Особенно смутил финал битвы - Тельрамунд выставляет над собой в двух руках меч, Лоэнгрин лениво бьет по мечу поперек (в этот момент меч Тельрамунда должен сломаться, но почему-то этого не происходит) - и объявляет о своей победе! Выглядело это как скучный договорной матч, в котором результат известен заранее, и оба участника опять-таки заранее с этим результатом согласны.
Дуэт Ортруды и Тельрамунда во втором акте - просто образцово-показательный. В целом второй акт, включая свадебную церемонию с "включениями" Ортруды и Тельрамунда в известных местах, получился очень цельным и динамичным.
Третий акт сделан очень красиво и без пошлости - очень понравился, что называется, ни убавить ни прибавить. Впечатление испортил только какой-то смазанный финал, но в этом "заслуга" исключительно
оркестра. Я не музыкальный критик, но все же чувствую, что финал этой оперы должен звучать несколько по-другому.
По остальным моментам. Костюмы - шикарно сделаны. Декорации - шикарные, в абстрактном стиле а-ля "замок Нойшванштайн". Свет - выше всяких похвал. Эти три момента в Мариинке всегда были на очень высоком уровне, особенно свет и видеоинсталляции мне понравились в "Кольце" этой весной. Что бы там ни говорили, но технически спектакли Мариинского театра всегда безупречны.
А вот с оркестровым исполнением в этот раз было как-то не очень. Может, у Гергиева лучше получается? По крайней мере, на всех операх Вагнера, которые мне довелось услышать именно в исполнении Гергиева, вопросов по исполнению у меня не было, ни в "Летучем Голландце", ни в "Зигфриде", ни в "Гибели Богов". Неужели один и тот же оркестр одно и то же произведение с промежутком в считанные дни может играть под руководством разных дирижеров столь по-разному?
И еще момент, каждый раз вызывающий недоумение: русские субтитры. Субтитры почти постоянно запаздывают, иногда вылезают раньше чем надо, а некоторые моменты просто теряются. Текст их в этот раз в целом соответствовал русской версии "Лоэнгрина" записи 1949 года дирижера Самуила Самосуда, за исключением отдельных творчески переработанных моментов. Несовпадение и пропуск субтитров - проблема почему-то во всех театрах: и в Новой опере, и в Станиславского, и в Метопере, и в Мариинке. Не понятно, почему этой "мелочи" нельзя уделить чуть побольше внимания.

16 июня 2014 года. О роли личности в истории.

Состав исполнителей:

Генрих Птицелов – Павел Шмулевич
Лоэнгрин – Дмитрий Воропаев
Эльза – Татьяна Павловская
Фридрих фон Тельрамунд – Эдем Умеров
Ортруда – Лариса Гоголевская
Королевский глашатай – Александр Никитин

Почитав отзыв о предыдущих исполнениях этой оперы, я решил посмотреть мариинского Лоэнгрина еще раз, с другим составом исполнителей, и под руководством Самого Главного Дирижера Всея Руси маэстро Гергиева. Результат меня поразил - как будто в другой театр попал! Оркестровое исполнение - образцово-показательное, на сцене все выверено с точностью до сотых долей секунды, даже русские субтитры появлялись всегда вовремя и к месту!
Король Генрих - молодой, энергичный, задорный, ему явно "жмут" возложенные на него дипломатические церемонии. Глашатай - в этот раз почему-то казался гораздо внушительнее. Эльза и Фридрих тоже выложились на все сто. Единственное что не понравилось - Ортруда. Возможно это несколько субъективно с моей стороны, но ни Ортруда в "Лоэнгрине", ни Брунгильда в "Гибели Богов" (8 июня 2014 года) в ее исполнении меня совсем не впечатлили.
Публика в этот раз оказалась более подготовленной - попытки аплодировать в середине действия были лишь однажды - после монолога Фридриха фон Тельрамунда в начале второго акта. Да и финал третьего акта не "захлопали", как это было в прошлый раз. И даже девочка лет пяти, которую сидевшие рядом со мной молодые родители зачем-то притащили на вечерний спектакль, ни разу не помешала на протяжении всего спектакля - в основном она тихо спала. Вряд ли ей этот поход в театр понравился...
В антракте разговорился с девушкой, проверявшей билеты на входе. Она с удивлением рассказала, что многие, кто приходил зимой на "Кольцо Нибелунга", были и в этот раз, и то же самое с "Лоэнгрином" - многие приходили по второму-третьему разу.

Замечательно, что Вы всё-таки

Замечательно, что Вы всё-таки сделали эту рецензию! Да ещё и на два представления! Правда, коммента с оценкой постановки я не наблюдаю... И справедливости ради даю здесь ссылку на первый отзыв уважаемой Монстеры на этот спектакль, плюс там ниже ещё есть комментарий уважаемого Nibelungen насчёт гергиевских трактовок Вагнера.

Дальше выступлю немножко в любимом жанре так называемого простого народа "Сам я Пастернака не читал, но мнение имею" ))

"Особенно смутил финал битвы - Тельрамунд выставляет над собой в двух руках меч, Лоэнгрин лениво бьет по мечу поперек (в этот момент меч Тельрамунда должен сломаться, но почему-то этого не происходит) - и объявляет о своей победе! Выглядело это как скучный договорной матч, в котором результат известен заранее, и оба участника опять-таки заранее с этим результатом согласны."
Картина, Вами описываемая, очевидным образом напоминает крест. А он, понятно, сломаться не может )) Без символизма у нас нынче, как известно, даже мухи не танцуют, и это нужно просто принимать как факт. Другое дело, что режиссёрская игра в смыслы зрителям нравится не всегда. Бывает пошло, бывает некрасиво, бывает невнятно, а бывает и так, что просто сидишь не на том месте, под которое выстроена картинка.

"Неужели один и тот же оркестр одно и то же произведение с промежутком в считанные дни может играть под руководством разных дирижеров столь по-разному?"
Как правило, не только может, но и считает нужным. Добиться чего-то неглавному удаётся как раз только в исключительных случаях. Есть прекрасная книжка, где в частности и про это очень доходчиво и художественно написано. Автор Патрик Зюскинд, называется "Контрабас".

Про Гоголевскую не буду трижды соглашаться с Вами, потому что уже давно навизжалась и нашипелась по этому поводу. Единственное, тут некоторые люди говорят, что в отличие от всего остального у неё Изольда получалась хорошо, хотя я и не представляю, как такое возможно.
Насчёт Павловской Вы меня вообще-то удивили - слышала её пару раз в концертах, и впечатление осталось "ни рыба, ни мясо". Но, может, Эльза - это прямо для неё... А вот Умеров - да, его Тельрамунда я, наверное, могу представить, этакий мрачный рыцарь - нетипичная сейчас трактовка, но тем более интересная (правда, не знаю, как у него с немецким - в Питере с этим, надо сказать прямо, тоже мало кто запаривается).

Копирую сюда свой комментарий

4

Копирую сюда свой комментарий о спектакле 18 апреля, чтобы честно поставить оценку.

Никакой интриги не получилось: состав был ровно тот, который обещали изначально. Скороходов - наш почти что "штатный" Лоэнгрин - исполнил партию очень неплохо, хотя к концу каждого акта чувствовалась в его голосе легкая усталость. Эльза в исполнении Ястребовой была очень мила, однако не только выглядела, но и звучала очень робко. Эдем Умеров (Тельрамунд) распелся только ко второму акту, где вместе с Гоголевской они таки выдали самый эмоциональный дуэт этой постановки, создав необходимый драматический накал. Некоторую интригу предъявил только маэстро Гергиев, "урезав" увертюру в необычайно быстром темпе - вместо обычной лирической безмятежности в тихих местах увертюра прозвучала очень тревожно и нервно.

Постановка - просто рафинированно "классическая": статичные мизансцены, мечи, доспехи и прочее средневековье в полный рост. Правда, с изобразительной точки зрения стиль довольно модерновый, напоминающий "штрихованные" мультики без четких контуров и цветов: абстрактно-обобщенно-готическое нечто в архитектуре и абстрактно-старинные одежды в сливающейся серо-буро-бежевой гамме. С точки зрения же чисто режиссерской - ровно ничего сверх музыки и либретто. Но и ничто не мешает, это плюс. Разве что лебедь получился на редкость отталкивающий :-).

В целом - не откровение, но вполне себе добротный спектакль - как раз то, что нужно неофитам для первоначального знакомства с Вагнером.

Меня ощущение расплывчатости

Меня ощущение расплывчатости не покидало ни на минуту. Может это сугубо моя точка зрения.

И вновь о Мариинском Лоэнгрине

5

Как-то так получилось, что 2 августа я совершенно случайно вновь оказался в Питере, и в третий раз посмотрел "Лоэнгрина". Состав в этот раз получился интересный.

Дирижер – Валерий Гергиев
Генрих Птицелов – Михаил Петренко
Лоэнгрин – Сергей Скороходов
Эльза – Виктория Ястребова
Фридрих фон Тельрамунд – Евгений Никитин
Ортруда – Лариса Гоголевская
Королевский глашатай – Александр Никитин

И вдруг совершенно случайно выяснилось, что Фридрих фон Тельрамунд в исполнении Мариинской звезды Евгения Никитина и поет отлично, и играет на сцене шикарно, и даже мечом умеет махать так, что это не выглядит игрой в войнушку в детском саду.
Лоэнгрин, хоть и пел отлично, но на фоне Тельрамунда выглядел, как Явлинский на теледебатах с Александром Лебедем (каламбурчик на лебединую тему однако), и во время поединка очень хотелось, чтобы именно бравый Фридрих заколол понаехавшего заморского интеллигента в белом пальто (режиссеры - АУ!!! Дарю идею бесплатно). Король Генрих как-то тоже терялся на фоне Тельрамунда (глядя на которого мне вспомнилась любимая поговорка моего начальника, что охранник должен быть тупым и храбрым). Королевский Глашатай выступил откровенно слабо. Остальные - вполне на уровне, даже Заслуженная Брунгильда Мариинки Лариса Гоголевская спела не очень плохо.
Оркестр под управлением Самого - на пятерку с плюсом, ни единой помарки за все представление. Про оформление на сцене писали уже много раз - но не откажу себе в удовольствии отметить, что спектакль ОЧЕНЬ красивый. Из всего, что мне довелось увидеть, я могу его сравнить по качеству декораций только с советскими постановками художника сцены Ф.Ф.Федоровского, которые и сейчас идут в ГАБТ ("Борис Годунов") и на старой сцене Мариинки ("Хованщина").
В целом, складывается впечатление, что Гергиев решил сделать из "Лоэнгрина" визитную карточку новой сцены, и удачно экспериментирует с составом. Евгений Никитин в роли Тельрамунда пел впервые, пел, а главное играл - потрясающе, и, надеюсь, в этой роли еще не раз появится на сцене.
P.S. Как оказалось, "Лоэнгрин" в этот раз шел вместо заявленной когда-то давно "Травиаты". И нашлось немало желающих не идти на эту замену, и сдать билеты. Много потеряли...

Ну,в общем, с Фридрихом оно

Ну,в общем, с Фридрихом оно заведомо и было понятно. С одним уточнением: Никитин давно уже не просто Мариинская звезда, а вагнеровская звезда мирового масштаба.
А почему это Лоэнгрин вдруг в Питере явился в белом пальто? У московского коллеги научился? Я думала, декорации и костюмы в Мариинском "Лоэнгрине" обходятся без авангардных выходок...

Пальто белого не было, это я

Пальто белого не было, это я так - к слову пришлось. Никакого авангардизьма - все как Вагнер завещал...

Вот и хорошо, успокоили!

Вот и хорошо, успокоили!