Джесси Норман – одна из самых почитаемых и высокооплачиваемых на начало 21 века исполнительниц оперного и классического репертуара. Её голос, по мнению критиков, не имеет аналогов – она и Spinto-сопрано (т.е. нечто среднее между лирическим и драматическим), и богатейшее драматическое, и Falkon-сопрано (что значит «соколиное» – очень редкий тип большого голоса, средний между драматическим и меццо-сопрано), из чего логично следует, что как вагнеровское сопрано Норман практически идеальна. Сама певица не желала бы попадать в какие-либо классификации и всегда пела то, что ей хочется – от Моцарта до Вагнера и от спиричуэлз до Мишеля Леграна. Джесси Норман родилась 15 сентября 1945 года в небольшом городке Огаста штата Джорджия в музыкальной семье. Ее мать была школьной учительницей и вместе с тем хорошей пианисткой-любительницей, благодаря чему все пятеро детей в семье учились игре на фортепиано и пению. Отец Джесси также с успехом пел в хоре баптистской церкви, будучи по профессии страховым агентом – в детстве Джесси чрезвычайно гордилась тем, что он работает в компании, принадлежащей чернокожим. Если вспомнить, какие это были годы, то понятна и гордость маленькой чернокожей девочки, и рано появившаяся у неё установка на достижение успеха в том мире, где белые американцы ещё всячески затрудняли путь наверх таким, как она. Поначалу Джесси пела то же, что и все вокруг, но в девять лет услышала по радио передачу из «Метрополитен» и, толком не поняв, что же это было, влюбилась в оперу навсегда. Окончательно её решимость стать исполнительницей классического «белого» репертуара созрела после просмотра по телевизору выступления Мэрион Андерсон – чернокожей дивы, не имевшей тогда доступа на лучшие американские концертные площадки, но с огромным успехом выступавшей в Европе. Окончив в 1968 году университет и получив степень магистра музыки, Норман несколько месяцев готовилась к музыкальному конкурсу в Мюнхене. Конкурс она выиграла, получила прекрасную критику, в которой называлась величайшим сопрано со времен Лотты Леманн – и в 1969 году заключила трёхлетний контракт с берлинской Дойче Опер, где через год блестяще дебютировала в партии Элизабет в «Тангейзере» Вагнера. Тогда же Норман стала активно сотрудничать с другими европейскими театрами. В 1970 году спела во Флоренции в «Деборе» Генделя, в 1971 – там же в «Африканке» Мейербера, в «Идоменее» Моцарта в Риме и затем Графиню в «Свадьбе Фигаро» на Берлинском фестивале. Партия Графини с оркестром BBC под управлением Колина Дэвиса стала и первой аудиозаписью, принесшей ей множество поклонников по всему миру. Вернувшись в Лондон в середине 1970-х годов, Норман в течение пяти лет не выступала в опере. Да и концертов давала не много, добавив, однако, в свой и без того продвинутый репертуар сольные произведения Шуберта, Малера и современных американских композиторов. Причиной этого затишья – впрочем, весьма условного – было желание поработать над техникой и развить свой вокальный диапазон. Иронически настроенные комментаторы, правда, утверждали, что истинная подоплека крылась в массивном телосложении певицы, не позволяющем ей выходить на оперные подмостки. Но кого и когда смущала полнота многих ведущих сопрано? Другое дело - высокий рост. Тут Джесси Норман в определённом смысле и правда не повезло. И, не всегда имея возможность реализовываться в оперных представлениях, она действительно исполняла некоторые свои коронные номера, такие как «Liebestod» из «Тристана и Изольды», только в концертах. Вообще же, по признанию самой певицы, лучше всего на сцене она чувствовала себя в ролях королев. Да, как это ни удивительно на первый взгляд, но любимая её партия у Верди вовсе не прекрасная Аида, а Леди Макбет – словом, если и был тут какой комплекс, то у Джесси Норман он получился истинно королевским. В свете этих "масштабных" проблем - большая удача, что впоследствии ей удалось таки выступить на сцене Метрополитен как Зиглинде в "Валькирии", где её партнёром был замечательный Гэри Лэйкс (см. ниже: картинка 6). Эта запись с совершенно великолепным составом исполнителей, возможно, вообще лучшая "Валькирия" за последние 30 лет; конкретные вокальные претензии там можно высказать разве что постаревшей Кристе Людвиг в роли Фрики. Конечно, столь "заглублённая" во всех отношениях Зиглинда, как Норман, убеждает не всех, однако представить такой полюсный (по контрасту со многими облегчёнными) вариант исполнения этой партии в любом случае стоило. Спасибо Джеймсу Ливайну также следует сказать и за аудио "Парсифаля" с Норман, хотя эта запись в целом более спорна. Но всё это было уже потом, а на оперную сцену Джесси Норман вернулась - и вернулась триумфально - в октябре 1980 года как Ариадна в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса в Гамбургской Штатсопер. Эту партию Джесси исполняла и впоследствии - действительно феерично, как никто и никогда. Сам Штраус едва ли мог предположить, что это можно спеть так ярко, насыщенно и "программно". В 1982 году уже состоявшаяся дива наконец-то дебютировала на американской оперной сцене в Филадельфии в двух постановках: «Царя Эдипа» Стравинского и «Дидоны и Энея» Перселла. И лишь в 1983 году состоялся её долгожданный дебют в Метрополитен-опера (отмечавшей тогда своё столетие) в дилогии Берлиоза «Троянцы» - теперь уже в двух партиях, Кассандры и Дидоны. Партнёром Джесси был тогда Пласидо Доминго, и успех постановки превзошёл всякие ожидания. Дальше были гастроли по всему миру, бесконечные овации от Зальцбурга до Токио, турне по США с Берлинским Филармоническим оркестром, где особенно обратили на себя внимание «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса, исполненные певицей на свой особый, спорно-медлительный, но бесспорно завораживающий лад, технически тончайший и вместе с тем космически-мощный. Вообще-то странно, имея такой голос, выбирать для концертных выступлений отрывки из «Саломеи» того же Штрауса, где главная партия написана исключительно и строго для лирического сопрано. Однако в голосе-оркестре Джесси Норман нашлось достаточно лёгкости и соблазнительности, чтобы в 1987 году в турне с Бостонским симфоническим оркестром покорить публику сценами также и из этой оперы. Из приведённой ниже дискографии видно, что основу репертуара Норманн составляли по большей части оперы и сольные произведения немецких композиторов. Она, кстати, в совершенстве владеет этим языком, любит его и охотно даёт на неё интервью. Однако её французский репертуар простирается во временных рамках едва ли не шире: «Марсельеза», Берлиоз, Бизе, Равель, Пуленк, Сати, Форе – и наконец, абсолютно неожиданно для поклонников «интеллектуальной певицы», запись и многочисленные концертные исполнения песен Мишеля Леграна, по мановению голоса Норман превращающихся из простенького шансона то в великолепный джаз, то в задушевный романс. Будучи на пороге шестидесятилетия, всеми признанная оперная дива лелеяла ещё множество новых планов - от знакомства публики с последними произведениями американских композиторов до усиленного погружения в русскую тему (кстати, песни Мусоргского на русском она таки исполнила). А с конца восьмидесятых до начала двухтысячных певица, продолжая петь в театре и в академических концертах Вагнера и Малера, исполнила и записала несколько дисков спиричуэлз и американских популярных песен. Джесси Норман уже за шестьдесят, она больше не выступает в опере и нечасто балует публику концертами, ей больше не нужно часами сосредотачиваться в тишине в своём уединённом доме, что всегда было необходимым условием её певческой работы. Теперь она ведёт активную общественную деятельность, помогает молодым артистам и художникам, устраивает праздники афроамериканского культурного наследия, состоит более чем в десятке попечительских советов различных благотворительных фондов и не забывает родную Огасту – там под её крылом находятся колледж и городская Оперная Ассоциация, которая, наверное, и появилась благодаря «одной выдающейся оперной певице, родившейся в этом городе». PS
Избранная дискография Джесси Норман:
|
|||
Последние комментарии
1 неделя 6 дней назад
1 неделя 6 дней назад
2 недели 3 дня назад
2 недели 4 дня назад
2 недели 4 дня назад
3 недели 3 дня назад
3 недели 4 дня назад
3 недели 4 дня назад
3 недели 4 дня назад
6 недель 6 дней назад