Вагнер «Золото Рейна», Штуттгарт, 2002

2.5
Средняя: 2.5 (2 голосов)


Wolfgang Probst (Wotan) , Motti Kastón (Donner), Bernhard Schneider (Froh), Robert Künzli (Loge), Michaela Schuster (Fricka), Helga Rós Indridadóttir (Freia), Mette Ejsing (Erda), Esa Ruuttunen (Alberich), Eberhard Francesco Lorenz (Mime), Roland Bracht (Fasolt), Phillip Ens (Fafner), Catriona Smith (Woglinde), Maria Theresa Ullrich (Wellgunde), Margarete Joswig (Flosshilde)
Staatsorchester Stuttgart, Choeur du Staatsoper Stuttgart, Lothar Zagrosek (direction), Joachim Schlömer (mise en scène)
Réalisé par János Darvas et Thorsten Fricke (3h50)

Три прелестные «дочери Рейна» на картинке реально представляют собой один из двух хороших моментов в этой постановке. Но по порядку.

Всё действие происходит в двухэтажном помещении типа «обветшалый модерн». Основной тон что в декорациях, что в костюмах, естественно, серый, как это с некоторых пор прочно заведено во всех северных европейских театрах. На первом этаже помещения имеется неработающий фонтан, где перемывают всевозможные золотые изделия вот эти дочери Рейна в штанишках с лампасами, то есть изображающие из себя некий обслуживающий персонал. Поют они, кстати, хорошо, когда по одной, а вот ансамбли, к сожалению, как-то не сложились (за исключением жалобного последнего).
Появление Альбериха поначалу вызывает ужас. Режиссёрская концепция, по которой ему надлежит в этой сцене играть слегка сдвинутого поддатого старикашку, тут ни при чём, просто создаётся впечатление, что петь этот человек не умеет совершенно. Девушки, естественно, шпыняют его, он крадёт у них золото, сваливает – тут всё понятно, а вот заканчивается эта сцена действительно прикольно. Является некто (по которому сразу можно предположить, что это Миме) – бомжеватый, с бомжовой же сумкой, и типичными жестами собирателя бутылок оприходует в свою сумку остатки золота из фонтана.
Вторая картина начинается на втором этаже. С первых же слов побудки ясно, что от этой Фрики ничего хорошего в музыкальном отношении ждать не приходится. Просыпается Вотан – ощущение катастрофы нарастает – старческий глухой качающийся голос и абсолютно неясный социальный статус персонажа сразу дают эффект провала всей постановки. Если попробовать всё-таки описать, кто бы это мог быть, то, по-видимому, это некий чиновник среднего ранга в отставке, пребывающий в безденежье и депрессии.
Но какие-то надежды ещё остаются. Ни боги (попросту домашние Вотана), ни Фазольт с Фафнером (изображающие неких чёрных риэлторов, подсунувших семье эти требующие ремонта остатки прежней роскоши) надежд не оправдывают – все поют более чем посредственно, а некоторые (Доннер) откровенно плохо. Наконец появляется последняя надежда – Логе – и вот тут мы наконец делаем облегчённый выдох. Голос не сильный, но приятный, выразительный, игра тоже хорошая. Досаду вызывает только тот факт, что режиссёр этого персонажа никак не выделил – он в том же серо-белом, что и все, и опять-таки никакого ясного социального статуса не имеет. Тем не менее сцена с его участием уже как-то становится похожа на оперу.
Далее, во время «спуска» Вотана и Логе в Нибельхайм, мы наблюдаем режиссёрское озарение. В течение пяти минут Альберих и Миме очень вдохновенно суетятся на втором этаже, являя собой перманентных психов, которые наконец-то с добычей этого золота спятили окончательно. При этом Альберих, как и положено, терроризирует Миме, тот носится от него колбасой, пугается напрвленного на него кольца и буквально валится в эпилептическом припадке от звука наковальни, идущего из патефона, который коварно включает Альберих. Всё это игра, но оба они в неё свято верят, верят в комичного Альбериха как в настоящего властелина мира – и это действительно лучшая сцена спектакля, в довершение которой ещё выясняется, что в этом новом амплуа Альберих может даже вполне прилично петь.
Тут скажем несколько слов об оркестре. Конкретно в этой сцене дирижёр запускает его на полную мощность, и это получается хорошо – правда, за исключением всё той же наковальни, которая звучит слабовато – и по сути, и по имеющейся сценографии имело бы смысл её усилить. Вообще, мощи оркестру, там где надо, хватает, не хватает прямо противоположного – проработанности тонких моментов. Многие куски буквально распадаются на верхнюю скрипичную группу и нижнюю духовую, а посередине ничего. И в результате в целом получается несколько лысоватое собрание лейтмотивов, то есть Вагнер как бы в упрощенном варианте. Ну и духовые… впрочем, ладно, у нас тут тоже не Берлин и не Вена, так что все привыкли и понимают.
Возвращаясь к постановке, нельзя не заметить, что Миме, по-видимому, вообще любимый персонаж режиссёра – он и один за всех нибелунгов, и участвует во многих сценах, где Вагнер его не предполагал. И это, прямо скажем, очень оживляет постановку, потому что при общем уровне исполнения ниже среднего и серой вяловатой сценографии без его сумасшедших мимических пантомим на этом спектакле мог бы заснуть даже истый вагнерист.
С началом эпизода уже в Нибельхайме режиссёр идёт на банальный ход – волшебным шлемом оказывается зеркало, но обыгрывается оно потом хорошо. Вообще, вся эта сцена тоже довольно удачная, как и её продолжение «наверху», пока не возвращается компания «богов» и «великанов» - и тут опять начинается бестолковщина и тоска. Даже неожиданно эффектно, с громом и молниями, появляющаяся и красиво поющая Эрда тут же теряется в своём дурацком чёрном офисном костюме в общей сценической скуке. Молодой Фафнер забивает забивает старого Фазольта ногами – понятно, такой контигент…
Надежды уже не было – ну то есть была, конечно, ну совсем-совсем малюсенькая… Но нет: и призывный клич Доннера, и ария Вотана перед исходом в Вальгаллу были благополучно провалены (сам «концептуальный» исход, как можно было предположить, случился вниз, в невидимый подвал). Логе зачем-то кидался яблоками вслед богам, обманутые девушки спели свою жалобно-обличительную песню, скорчившись на фонтане – ну, собственно, и всё. И бог с ним, с Вагнером, мало ли о чём он там писал – мы сами с усами. Но ведь вот ЭТО – с двумя поющими певцами на всю компанию – было выпущено ещё и на CD!…

Ну и оценка соответственно...

2

Ну и оценка соответственно...

Если кто захочет посмотреть чисто ради прикола

3

Тут справедливо говорили, что в целом "Кольцо" это идиотское, и с вокалистами полная засада. Но, справедливости ради, именно "Золото Рейна" г-на Шлёмера с его "режиссёрскими озарениями" - наиболее смотрибельная его часть. А так, между прочим, редко бывает - обычно в "Кольцах" удаётся либо "Гибель Богов", либо "Валькирия" (если, конечно, полёт не делают на тему кантовки трупов в борделе, как это с некоторых пор весьма распространено).
Мнение, разумеется, субъективное, но на остальных частях я реально подкемаривал, а на этой ни разу. Ну просто не успевал задремать, когда там только про Вотана и компанию :-) а эти куски там, слава богу, не очень длинные.

спасибо интересный материал

спасибо интересный материал.